logo
Мейрбекова,Хайрушева-Мат-08[1]

Язык – достояние общества

Язык – явление не биологическое, а общественное, социальное. Человек овладевает речью в том коллективе, в котором растет и воспитывается. Способность членораздельной речи формируется у человека в процессе усвоения им исторически сложившейся системы того или иного конкретного языка.

Рассказывают, что свыше 350 лет тому назад индийский падишах Акбар решил проверить утверждение придворных мудрецов о том, что каждый ребенок сам с собою начинает говорить на языке своих отцов, даже если никто не учит его этому. Падишах поставил страшный «опыт». Несколько маленьких детей вместе с немым взрослым человеком заточили в покои, ключи от которых Акбар носил на своей груди. Чтобы дети никогда не слышали человеческого голоса, их обслуживали люди с вырезанными языками. Семь лет длился этот чудовищный эксперимент. Когда же падишах в сопровождении мудрецов лично открыл двери покоев, вошедшие услышали нечленораздельные вопли, дикий вой и мяуканье. Мудрецы были посрамлены, а жизнь детей искалечена. «Опыт» доказал, что человеческое окружение для ребенка в первые годы его жизни имеет исключительно важное, первостепенное значение.

Современные люди, независимо от их этнической принадлежности, в детстве обладают равными задатками для усвоения любого языка. Вот почему овладеть иностранными языками в детстве легче, чем в зрелом возрасте.

Язык – достояние общества, и овладеть речью на том или ином языке ребенок может только в обществе. Допустим, что негритянский мальчик в грудном возрасте был усыновлен русской семьей. На каком языке он заговорит? Конечно, на русском. Во внешнем облике ребенка мы не найдем ничего общего с его названными матерью и отцом. Мальчик унаследует от родителей-негров цвет кожи, курчавость волос, форму губ и разрез глаз, но говорить будет по-русски.

Язык не дар Божий и не изобретение одного человека. Творцом и носителем языка является народ. Язык только потому и существует, что существует человеческий коллектив, общество. Вне общества нет языка. Язык является достоянием всех и в то же время достоянием каждого.

(по В.Н.Петрухину)

Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Приходилось ли вам решать такие задачи: как разделить три яблока между тремя девочками так, чтобы каждая получила по целому яблоку и, чтобы при этом одно яблоко осталось в корзине? Это не математическая задача, хотя и помещается она в сборниках задач по математике. Это языковая задача. Делить тут нечего: надо дать двум девочкам по яблоку, а третьей дать корзину, в которой лежит последнее яблоко. Оказывается, в этой простой задаче, вернее, в способах ее языкового выражения скрыт особый, непривычный смысл. Ведь когда мы слышим: Одно яблоко должно остаться в корзине, мы понимаем, что это яблоко не получает ни одна из девочек. Если при раздаче кто-то получает часть предметов, а часть остается, то остаток так остатком и называется, потому что его никто не получает. Таков смысл слов, но не таков смысл действий. В реальной действительности, конечно, яблоки можно раздавать, вынимая их из корзины или не вынимая.

Приходится только удивляться, как иногда при точности и определенности значения смысл слова может быть неопределенным и расплывчатым.

Слово оказывается сложным, многомерным. Оно может быть и сухим, мертвым, то вдруг поворачивается такими гранями, которые заставляют сверкать и переливаться всеми красками нашу речь. Понять главные особенности слова, увидеть все его стороны, использовать его так, чтобы как на ладони донести до собеседника нашу мысль – это и значит владеть словом. А для этого необходимо проникнуть в глубины языка, понять его механизм, научиться бережному, любовному обращению со словом.

Наш язык гибок и точен, он позволяет выразить тонкие оттенки смысла. Но нужно их видеть, чувствовать, только при этом условии можно говорить о подлинной культуре речи, о владении родным языком.

Задание 4. Прочитайте статью В.А.Федосова.