logo
Мейрбекова,Хайрушева-Мат-08[1]

Задание 37. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Текст имеет свои особенности построения. В нем проявляются черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами, союзными словами, но и другими средствами связи: к ним относятся повторения слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур. Кроме того, даже ассоциации могут служить формами связи отдельных частей, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга.

Текст – это цельность и завершенность, а предложения в большинстве случаев этими свойствами не обладают. Текст заключает в себе разные виды сообщений, а предложения обычно содержит только один их вид. Можно выделить три вида информации (сообщений): ф а к т у а л ь н а я информация текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета и прочее; к о н ц е п т у а л ь н а я информация (от «концепция», т.е. «понимание», «система взглядов») – это выражение мировоззрения автора, основной мысли, идеи произведения; этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он ее себе представляет, не всегда ясно и четко выражено словами; п о д т е к с т о в а я информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных отрезках таить в себе скрытый смысл.

ТМ: Признаки текста:

  1. Тематическое единство текста выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой (пишущего) ­ – с задачей и основной мыслью высказывания.

Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который обозначает предмет высказывания или коммуникативную установку автора. Заголовок, его наличие или потенциальная его возможность – один из существенных признаков текста, с этим признаком связан другой – завершенность текста, его концовка.

Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении (в начальных предложениях).

  1. Наличие в тексте взаимообусловленных частей.

В тексте в зависимости от его величины можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое.

В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждое из названных частей ( фрагментов текста), обладающая своей особой темой, сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является ССЦ.

  1. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это сочетание нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В ССЦ выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), конечная (концовка). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом.

  1. два способа связи: цепная и параллельная.

Цепная связь – структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова и развертывания его в последующем. Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Параллельная связь – это структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. каждое последующее предложение построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых.

  1. Абзац и ССЦ.

Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста – ССЦ, фрагментов.

Задание 38. Прочитайте текст и озаглавьте его. Укажите, как выражено тематическое единство текста.

Счет предметов на самых ранних ступенях развития культуры важно для создания простейших понятий арифметики натуральных чисел. Только на основе разработанной системы устного счисления возникают письменные системы счисления и постепенно вырабатываются приемы выполнения над натуральными числами четырех арифметических действий. Потребности измерения приводят к появлению названий и обозначений простейших дробных чисел и к разработке приемов выполнения арифметических действий над дробями. Таким образом, накапливается материал, складывающийся постепенно в древнейшую математическую науку - арифметику. Измерение площадей и объемов, потребности строительной техники, а несколько позднее астрономии, привели к развитию геометрии. Этот процесс шел у многих народов в значительной мере независимо и параллельно и был обязателен для дальнейшего развития науки. Он привел к накоплению арифметических и геометрических значений в Египте и Вавилонии.

Сохранившиеся математические тексты древнего Египта богаты примерами решения, которые иногда удается понять, лишь анализируя числовые примеры.

Задание 39. Прочитайте текст и укажите виды связи ССЦ. Обоснуйте свою точку зрения.