logo
Мейрбекова,Хайрушева-Мат-08[1]

І. В в о д н ы й к у р с

1.1. ЯЗЫК И РЕЧЬ

Задание1.

Замечательный писатель и великий гуманист В.Г.Короленко однажды записал: «Мне страшно и подумать, что моим детям был бы непонятен мой язык, а за ним – и мои понятия, мечты, стремления, моя любовь к своей соломенной деревне, к своей стране, которой, хорошо ли, плохо ли, служишь сам».

Язык – ключ к драгоценному наследию прошлого, инструмент, позволяющий овладеть накопленными богатствами, совершенными достижениями человеческой культуры, человеческой мысли. Но и сам этот инструмент и сложен, и имеет свою историю. Овладеть им необходимо и для постижения прошлого, и для достижения будущего, о котором мечтало человечество. Слово оказывается не только ключом, но и орудием, мощным и сильным. Второе «я» А.Франса, гуманист-мыслитель Бержере говорит о несправедливости, царящей в мире, и на вопрос дочери: «А как уничтожить его, папа? Как изменить мир?» отвечает:

Словом! Нет ничего могущественнее слова, дитя мое. Веские доводы в соединении с возвышенными мыслями представляют собой цепь, которую невозможно разорвать. Это непобедимое оружие. И хочется, чтобы каждый помнил завет гениального пророка и мыслителя, помнил мудрость Л.Толстого: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

ТМ: Язык – это 1) система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

2) разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками.

Функции языка:

  1. Общение, т.е. коммуникативная функция.

  2. Сообщение, т.е. информативная функция.

  3. Функция воздействия.

Задание 2. Прочитайте текст. Что нового вы узнали из содержания текста?