logo search
Мейрбекова,Хайрушева-Мат-08[1]

Философы и математики

Одновременно с развитием математики появились методологические и философские труды о науке. Примером может служить классификация Геминуса, греческого астронома и математика 1 в. до н.э. Он считал, что наука уже накопила достаточно разнообразных сведений во многих областях.

Согласно изучению Аристотеля, математика изучает свойства, которые можно «абстрагировать» от объектов физического мира. Кроме того, как и все науки, основывающиеся на доказательствах, она строится на определенных принципах, так что одна наука предполагает существование другой, одна подчиняется другой, как говорил Аристотель. Так, например, оптика «подчиняется» геометрии. Что говорит о существовании логически упорядоченной иерархии наук. Такую иерархию следует отличать от принятого у греческих ученых противопоставления "практической" и "чистой" математики. По Аристотелю, только последняя заслуживает того, чтобы ее включили в свободное образование. «Быть свободным» здесь самоцель.

Искусство приукрашивать одерживает верх над прагматизмом технических расчетов: наука для науки становится высшей формой деятельности. По Платону, математика варваров – какого бы высокого уровня развития не достигла их цивилизация – была всего лишь искусством, не освобожденным от пут необходимости. Греческая философия соединила, таким образом, понятия, принадлежащие к различным сферам – методической и философской.

В трактатах по оптике и астрономии применялись принципы геометрии, поскольку с помощью дедуктивного метода можно было легко обойти все, что представлялось «наглядным» и «практическим». Правда, остается неясным, как сами математики относились к такому определению своего рода занятий. Кроме того, не следует переносить современное понятие «чистой» и «прикладной» математики на «невещественную» и «наглядную» математику древних, так как они не совпадают.

Говоря об идеале «бескорыстной» науки, нельзя не затронуть проблему мотивации развития математики. Здесь нужно различать явления, игравшие роль внешних факторов, от тех, которые можно назвать внутренними. В первой группе следует выделить оптику и астрономию, которые мы относим к физике. А ученые древности относили к области математики. Сюда же относится статика, учение о равновесии.

Что нам известно о "внутренней" мотивации? Можно попробовать найти ее определение в предисловиях, которыми математики, начиная с Архимеда, предваряли свои сочинения. Оказывается, что «бескорыстные» исследования вовсе не плод греческого стереотипа мышления. Они предполагают существование некоего сообщества математиков, которые следуют установленным нормам.

Прежде всего, эти ученые считают нужным оправдываться в том, что они занимаются наукой ради науки, им это кажется вполне естественным. В лучшем случае они лишь уточняют, почему выбрали именно математику, а не физику или теологию. Математика более достоверна и строга, ее предмет более «постоянен», чем физика, и более «доступен», чем теология.

В Древней Греции математики составляли своего рода «международное» сообщество, члены которого были рассеяны по всему Средиземноморью: в Греции, Малой Азии, Египте и на Сицилии. Они поддерживали личные контакты и обменивались своими работами. Прежде всего, ученые стремились передать коллегам свои задачи, найти решения тех задач, которые присылали им, или подвергнуть критике неудачные решения, предложенные другими. Так, некоторые из них приобретали общепризнанный авторитет: им присылали на отзыв научные труды, они, в свою очередь, рассылали их самым, по их мнению, достойным. Попадались среди них и самозванцы, но разоблачить обман было легко: им предлагали задачу, не имеющую решения, а они уверяли, что решили ее. Конечно, такие контакты оставались сугубо личными, они совсем не похожи на отношения, которые складываются между учеными в рамках современных институтов.

«Бескорыстная» наука, таким образом, связывалась с существованием некоей группы, внутри которой царило соперничество, напоминающее то, что происходит среди современных ученых. Впрочем, такое сравнение не вполне правомерно, слишком уже ощутима разница масштабов этих сообществ: в эпоху эллинизма число ученых, особенно математиков, не превышало нескольких сотен. Во время римского владычества лучшие авторы (Птолемей, Папп) занимались уже только уточнением полученных результатов. Соперничество и поиск нового ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой.

Бернар Витрак. Одиссея разума

Задание 82. Скажите, что такое реферат, и с какой целью он составляется. Аргументируйте свое понимание.

Задание 83. Скажите, чем отличается реферат от аннотации научного произведения. Аргументируйте свое понимание.

Задание 84. Скажите, какой может быть композиция текста реферата и почему. Аргументируйте свое понимание.

Задание 85. Скажите, каков объем реферата и почему. Аргументируйте свое понимание.

      1. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

ТМ: Рецензия – это вторичный текст, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише.

Рецензии публикуются в научных журналах в специальных рубриках. Они знакомят читателя с новыми публикациями, помогают быть «в курсе» современных научных направлений и проблем.

Задание 86. Опираясь на приведенные ниже данные словарей, дайте определение рецензии. Чем рецензия отличается от реферата, тезисов, аннотации?

Рецензия (лат. recensio – осмотр, обследование): 1) статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т.д.; 2) отзыв о научной работе или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой (Современный словарь иностранных слов. М., 1992).

Рецензия (лат. recensio – рассмотрение). Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-либо научного сочинения, произведения искусства (Современный толковый словарь русского языка. СПб, 2001).

Рецензия. Письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма (Словарь русского языка в 4-х т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 1985-1988).