logo search
Информационные технологии управления

По квалификации персонала и управления

Информационные системы специалистов

Информационные системы специалистов помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность рабо ты. Задача — интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

В этом классе ИС можно выделить две группы ИС:

  • Системы офисной автоматизации

Вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Основная цель — обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д. Эти системы выполняют следующие функции:

    • обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;

    • производство высококачественной печатной продукции;

    • архивация документов;

    • электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;

    • электронная и аудиопочта;

    • видеоконференции и телеконференции;

  • Системы обработки знаний

Эти ИС вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания. Так, например, существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок.

ИС менеджеров среднего звена

ИС менеджеров среднего звена используются для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих ИС:

  • сравнение текущих показателей с прошлыми;

  • составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;

  • обеспечение доступа к архивной информации ит.д.

Диапазон программ, применяемых для систем этого уровня весьма широк. Среди них можно выделить следующие основные классы:

  • анализ маркетинга. Моделирование стратегии, анализ положения компании на рынке, разработка плана маркетинга

  • анализ продаж. Информационная поддержка и анализ процесса продаж, моделирование каналов сбыта.

Некоторые ИС обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос: "что будет, если …?"

Стратегические ИС - информационные системы

Эти системы предназначены для топ-менеджеров, поэтому для них существует второе, даже более часто применяемое название КИС (корпоративные информационные системы). Помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи осуществлять долгосрочное планирование. Развитие и успех любого предприятия, организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией. Стратегия – это набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.

В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям вопросу стратегии развития и поведения предприятия стали уделять большое внимание, что способствовало коренному изменению во взглядах на ИС. Они стали расцениваться как стратегически важные системы, которые влияют на изменение выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие с потребителем и поставщиками.

Основная задача стратегических ИС — сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом организации. Они призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Для некоторых стратегических систем характерны ограниченные аналитические возможности. На данном организационном уровне ИС играют вспомогательную роль и используются как средство предоставления менеджеру необходимой информации для принятия решений.

Понятие стратегическая ИС

Стратегическая информационная система - компьютерная ИС, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития предприятия. Известны ситуации, когда новое качество ИС заставляло изменять не только структуру, но и профиль фирм, содействуя их процветанию. Однако при этом возможно возникновение нежелательной психологической обстановки, связанное с автоматизацией некоторых функций и видов работ, так как это может поставить некоторую часть сотрудников и рабочих под угрозу сокращения.

Пример

В качестве стратегической цели определено повышение качества выпускаемой продукции Взаимосвязь предприятия с внешним окружением обуславливается использованием ИС в условиях конкуренции с другими фирмами, выпускающими продукцию аналогичную уже имеющуюся на потребительском рынке.

Для того, чтобы понять эффект от использования ИС, нужно понять взаимосвязь фирмы с ее внешним окружением. На рисунке показано воздействие на фирму внешних факторов:

  • конкурентов, проводящих на рынке свою политику;

  • покупателей, обладающих разными возможностями по приобретению товаров и услуг;

  • поставщиков, которые проводят свою ценовую политику, Фирма может обеспечить себе конкурентное преимущество, если будет учитывать эти факторы и придерживаться следующих стратегий:

  • создание новых товаров и услуг, которые выгодно отличаются от аналогичных;

  • отыскание рынков, где товары и услуги фирмы обладают рядом отличительных признаков по сравнению с уже имеющимися там аналогами;

  • создание таких связей, которые закрепляют покупателей и поставщиков за данной фирмой и делают невыгодным обращение к другой;

  • снижение стоимости продукции без ущерба качества.

Предприятие может обеспечить конкурентное преимущество, если будет учитывать эти факторы и придерживаться следующих стратегий:

  • создание новых товаров и услуг, которые выгодно отличаются от аналогичных;

  • отыскание рынков, где товары или услуги данного предприятия обладают рядом отличительных признаков по сравнению с уже имеющимися там аналогами;

  • создание таких связей, которые закрепляют покупателей и поставщиков за данным предприятием и делают невыгодным обращение к другой;

  • снижение стоимости продукции без ущерба качества.

По способу распределения ресурсов

Локальные информационные системы

Локальные ИС используют одну ЭВМ и предназначены для автоматизации отдельных функций управления на отдельных уровнях управления. Такая ИС мо жет быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.

Распределенные ИС

В распределенных ИС взаимодействуют несколько ЭВМ, связанных сетью. Отдельные узлы сети обычно территориально удалены друг от друга, решают разные задачи, но используют общую информационную базу.

По характеру использования информации

Все ИС, классифицируемые по характеру используемой информации, относятся к автоматизированным информационным системам (АИС). В этот класс систем входят ИС, общая структура которых показана на рисунке в прошлой главе.

Информационно - поисковые системы (ИПС)

Информационно-поисковые системы ориентированны на решение задач поиску информации, документа или факта в множестве источников информации (документов). Содержательная обработка информации в таких системах отсутствующая. Производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке билетов. В таких системах хранится информационный массив, из которого по требованиям пользователей выдается нужная информация. Поиск информации по требованию пользователя осуществляется либо автоматически, либо вручную.

Поисковый образ документа (ПОД) получается в результате процесса индексирования, который состоит из двух этапов: выявление смысла документа и описание смысла на специальном информационно-поисковом языке (ИПЯ). Запрос к ИПС описывается также на этом языке. Поиск документа состоит в сравнении множества хранящихся в системе ПОД и текущего поискового образа запроса (ПОЗ), в результате чего пользователю выдается требуемый документ или отказ.

Информационно-поисковые системы делятся на два типа.

  • Документальные (документографические)

Это системы, в которой объектом сохранения и обработки есть собственно документы.. В такой ИПС все хранимые документы индексируются некоторым специальным образом. Каждому документу (статье, отчету, протоколу и т.п.) присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа. Поиск идет не по самим документам, а по их поисковым образам, которые содержат информацию (адрес) о местонахождении документа. Именно так ищут книги по заказам читателя в больших библиотеках (в маленьких библиотеках библиотекарь обычно ищет книги сам). По требованию читателя сначала находят карточку в каталоге, а потом по шифру, указанному на ней, отыскивается и сама книга. Различия документографических ИПС определяются тем, как устроен поисковый образ документа. В простейшем случае это просто его индивидуальное название (например, название, автор, год издания книги). В более сложных случаях нет однозначного соответствия между поисковым образом документа и самим документом. Вполне возможен случай, когда поисковый образ документа соответствует нескольким различным документам и, наоборот, один и тот же документ соответствует не одному, а нескольким поисковым образам.

  • Фактографическая информационная поисковая система - ИПС

Это система, где, объектом или сущностью есть то, что представляет для проблемной сферы многосторонний интерес (сотрудник, договор, изделие и т.п.). Ведомости об этих сущностях могут находиться во множестве разных входных и исходных сообщений.. В отличие от документографических ИПС в ИПС такого типа хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной области . Хранимые факты могут быть извлечены из различных документов. В базе фактов они связываются между собой системой разнообразных отношений. Такая сеть в ИПС носит название тезауруса предметной области. Запросы, поступающие в фактографические ИПС, используют тезаурус для поиска ответов на запросы. Поиск осуществляется методом поиска по образцу, широко применяющемуся в базах знаний систем искусственного интеллекта. ИПС фактографического типа постепенно приближаются по своей организации и функционированию к развитым базам данных и знаний.

Информационно - решающие системы.

В таких ИС по результатам поиска вычисляют значения арифметических функций. Осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной совместной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС - информационные системы

Информационно-управляющие, или управленческие, системы (известные в отечественной литературе под названием «автоматизированной системы организационные управления») представляют собой организационно-технической системы, которые обеспечивают получение решения на основе автоматизации информационных процессов в сфере управления, на основе которой человек принимает решение. Итак, они предназначены для автоматизированного решения широкого круга задач управления.

Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие ИС

Вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Пример

Существуют медицинские ИС для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное по сравнению с рекомендуемым решение.