logo
Информационные технологии управления

Технология разработки экспертных интеллектуальных систем

В ходе работ по созданию ЭИС сложилась определенная технология их разработки, включающая шесть этапов (см. рисунок):

  • идентификация - определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей

  • концептуализация - проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач

  • формализация – выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями

  • выполнения – осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи с тем, что основой ЭИС являются знания, данный этап является наиболее важным и наиболее трудоемким этапом разработки ЭИС. Процесс приобретения знаний разделяют на извлечение знаний из эксперта, организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу системы, и представление знаний в виде, понятном ЭИС. Процесс приобретения знаний осуществляется инженером по знаниям на основе анализа деятельности эксперта по решению реальных задач

  • тестирования;

  • опытная эксплуатация.

Функционально-ориентированные ИС (информационные системы)

В этом разделе вы подробнее ознакомитесь с Функционально-ориентированными ИС (информационными системами):

 

  • ИС офисной автоматизации (групповые);

  • ИС управления бизнес-процессами;

  • ИС банковской деятельности;

  • ИС в статистике;

  • ИС в налоговых органах Украины;

  • ИС в страховании;

  • ИС управления персоналом

ИС офисной автоматизации (групповые)

Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией. Автоматизированный офис привлекателен для менеджеров всех уровней управления в фирме не только потому, что поддерживает внутрифирменную связь персонала, но также потому, что предоставляет им новые средства коммуникации с внешним окружением.