Второе поколение экспертных интеллектуальных систем (эис)
ЭИС второго поколения – это динамические системы реального времени (ЭИС РВ) составили основное направление работ по созданию ЭИС в период 1996—2000 гг. Значимость инструментальных средств реального времени определяется тем, что только с помощью подобных средств создаются стратегически значимые приложения в таких областях, как управление непрерывными производственными процессами в химии, фармакологии, производстве цемента, продуктов питания и т.п., аэрокосмические исследования, транспортировка и переработка нефти и газа, управление атомными и тепловыми электростанциями, финансовые операции, связь и многие другие. Классы задач, решаемых ИС (информационных систем) РВ (реального времени) , таковы: мониторинг в реальном масштабе времени, системы управления верхнего уровня, системы обнаружения неисправностей, диагностика, составление расписаний, планирование, оптимизация, системы-советчики оператора, системы проектирования. Требования, предъявляемые к системам, работающим в реальном времени:
Специфические требования, предъявляемые к ЭИС РВ, приводят к тому, что их архитектура отличается от архитектуры статических систем. В архитектуру ЭИС РВ введены новые компоненты - подсистемы моделирования внешнего мира, связи с внешним окружением, учета временной логики обрабатываемых событий. Эти системы обладают более удобными средствами взаимодействия. Они стали "активными" ЭИС, стали играть роль активного помощника пользователя (партнерские системы) или исполнительного механизма в автоматизированных системах управления (управленческие ЭИС). Технология построения современных АСУ уже предусматривает обработку комплекса взаимоувязанных задач и потоков информации обрабатываемых процессов, что определило применение в них динамических ЭИС, обрабатывающих динамическую обстановку. Это потребовало более глубокой проработки методологических вопросов создания и применения ЭИС. В динамических системах результаты измерений множества параметров потоковой информации обрабатываются и выдаются оператору в виде информации о ходе функционирования АСУ, меньшей по объему, но более содержательной . ЭИС РВ должны обеспечивать выполнение временного интервала, в течение которого реакция ЭИС на входное воздействие не превышает заданного значения (1 %, 5 % и т. д.), определяемого необходимой точностью моделирования конкретной АСУ (так называемого показателя постоянной реального времени — ПРВ). Так, например, для бортовых ЭИС РВ эта постоянная находится в интер вале микро- и миллисекунды, что требует оптимизации построения ЭИС, максимального учета специфики системы и решаемых в ней задач. Данные системы обладают средствами самостоятельного извлечения знаний из данных, поступающих в систему в ходе ее создания и эксплуатации. На этом основании системы второго поколения способны обнаруживать противоречия между имеющимися и вновь поступающими знаниями и данными (проверка адекватности базы знаний) и частично обладают средством извлечения, представления и обработки нечетких неопределенных, неточных и недоопределенных знаний (так называемых знаний с НЕ-факторами). Обработка нечетких знаний и создание нечетких ЭИС составляют основное содержание работ в области ЭИС в настоящее время. Область управления явилась одной из предпосылок возникновения идеи нечетких множеств [4], которая помогла решить проблему надежности в экспертных системах. Почти все ЭИС управления обеспечивают нечеткое управление. В области практического применения число нечетких ЭИС уже значительно превысило число традиционных ЭИС. Основным отличием ЭИС РВ от экспертных систем первого поколения является интегрированность. На основе объединения с традиционными информационными технологиями они становятся гибридными системами (интеллектуальными комплексами моделирования), включающими эвристический компонент и комплекс имитационных моделей (расчетные методики, статистический анализ, математические модели, базы данных), что значительно расширяет их возможности и обеспечивает их синергетический (нелинейный) характер. Разработка двух тенденций по интеграции и децентрализации знаний позволила реализовать преимущество различных видов представления знаний и повысила качество и универсальность систем. Предпочтение, отдаваемое схеме с использованием динамических моделей, объясняется, прежде всего, возможностью управления процессами перманентных изменений больших многоэлементных объектов, к которым можно отнести, например, регионы государства с их сложной инфраструктурой, системы, органы и пункты управления и др. Создание таких систем привело к разработке нового подхода к математическому моделированию, позволяющему проводить качественное моделирование с использованием информации в виде фактов и данных. Такие комплексы включают расчетный (имитационный) компонент, обеспечивающий количественные решения, и эвристический (логический) компонент, позволяющий успешно решать качественные задачи. Направление гибридных экспертных интеллектуальных систем Направление гибридных ЭИС предполагает объединение процедурных методов моделирования с недетерминированными методами вывода, используемыми в технологии ЭИС. Причем ЭИС могут рассматриваться в составе моделирующих комплексов, а имитационные программы — в составе ЭИС как инструмент решения. Такой подход к созданию комплексов моделирования представляет новый подход к созданию и использованию математического и программного обеспечения. В настоящее время при разработке ЭИС наметилась тенденция проведения их разработки без инженера по знаниям. Повсеместное применение персональных ЭВМ, повышение компьютерной грамотности экспертов-пользователей позволяют перейти к созданию ЭИС самими экспертами. Ожидается, что накопление знаний путем непосредственного диалога с экспертом без вмешательства промежуточного элемента в создании ЭИС — инженера по знаниям, а также извлечения их из протоколов экспериментов, использование устного диалога, статей, инструкций, руководств, чертежей, схем будут основным направлением формирования знаний при построении перспективных ЭИС. |
- Области применения ит - информационных технологий
- Современные ит - информационные технологии
- Цели внедрения информационных технологий
- Этапы развития ит (информационных технологий)
- Информационная система
- Общие понятия об информационных системах - ис
- Основные задачи информационных систем - ис
- Пользователи информационных систем - ис
- Процессы в информационных системах - ис
- Система. Общие понятия о системе
- Современные информационные системы - ис
- Этапы развития информационных систем - ис
- Математическое и программное обеспечение информационных систем - ис
- Организационное обеспечение информационных систем - ис
- Правовое обеспечение ис - информационных систем
- Техническое обеспечение информационной системы - ис.
- Принципы и методы создания ис - информационных систем
- Методы и концепции создания ис - информационных систем
- Принципы создания информационных систем - ис
- Классификация информационных систем - ис
- Классификация ис по масштабности применения
- Классификация ис по концепции построения
- Классификация ис по оперативности обработки данных
- Классификация ис по признаку структурированности задач
- Классификация ис по сфере деятельности
- Классификация информационных систем по режиму работы
- Классификация информационных систем по степени автоматизации
- Классификация информационных систем по функциональности
- По квалификации персонала и управления
- По характеру обработки информации
- Аналитические ис репортинга, oltp, data mining
- Общие сведения об аналитических ис репортинга, oltp, data mining
- Базовая аналитическая система
- Классификация по области применения
- Классы аналитических систем
- Перспективы использования аналитических систем
- Применяемые виды анализа
- Системы репортинга
- Рынок систем репортинга
- Oltp - системы оперативной обработки транзакций
- Data Mining (dm) - интеллектуальный анализ данных
- Типы закономерностей
- Классы систем Data Mining - dm
- Алгоритмы ограниченного перебора
- Генетические алгоритмы
- Деревья решений (decision trees)
- Нейронные сети
- Предметно-ориентированные аналитические системы
- Системы для визуализации многомерных данных
- Системы рассуждений на основе аналогичных случаев
- Статистические пакеты
- Эволюционное программирование
- Бизнес-приложения Data Mining
- Банковское дело
- Медицина
- Молекулярная и генная инженерия
- Розничная торговля
- Страхование
- Телекоммуникации
- Проблемы, связанные с использованием Data Mining dm-технологии
- Olap-системы оперативной аналитической обработки данных
- Недостатки olap
- Основные преимущества olap-систем
- Предпосылки и причины появления olap
- Принципы проектирования и использования многомерных бд
- Типы используемых данных
- Многомерная модель данных
- Гиперкубические и поликубические модели данных
- Операции с измерениями
- Требования к olap-средствам
- 12 Основных правил olap- систем по Кодду
- Fasmi Пендса и Крита
- Кубы olap
- Спуск и консолидация
- Члены и метки. Иерархии. Аналитические операции.
- Классификация olap по типу доступа к бд
- Достоинства и недостатки rolap
- Метаданные
- Другие olap. Holap. Dolap. Jolap.
- По месту размещения olap - машин
- Olap-клиент
- Olap-сервер
- Применение olap - систем
- Преимущества и недостатки
- Определение dss (сппр)
- Характеристики dss (сппр)
- Структура сппр
- Бм и субм
- Классификация
- Основные функции субм
- Система управления интерфейсом
- Управление сообщениями. Электронная почта.
- Data Warehouse – хранилище данных - хд - систем обработки данных
- Цели и задачи хранилищ данных
- Концепция хд - хранилища данных
- Единый источник даннх
- Свойства данных
- Структура ис на основе хд
- Методы организации хд
- Data Mart - Витрины данных
- Интегрированное хд - хранилище данных
- Непроектируемые витрины данных
- Система постепенно развиваемых витрин данных
- Data Warehouse Bus - хд с архитектурой шины
- Объединенное (федеративное) хд
- Требования к техническому и программному обеспечению
- Основные компоненты хд
- Проблемы интеграции данных
- Сравнение оперативных и аналитических бд
- Средства и методы построения хд - хранилищ данных
- Применение готовых хранилищ данных
- Студии для построения хд - хранилищ данных
- Подход сверху вниз
- Подход снизу вверх
- Рекомендации по внедрению хд
- Финансовые хранилища данных (хд)
- Хд для управления человеческими ресурсами
- Хранилища данных (хд) в области телекоммуникаций
- Хранилища данных (хд) с возможностями Data Mining и Exploration
- Хранилища данных в области страхования
- Тенденции развития хранилищ данных
- Операции и процедуры
- Функции управления
- Принципы управления
- Информационные технологии и системы управления
- Информационные технологии управления
- Информационные системы управления (ису)
- Виды обеспечений в составе иасу
- Уровни управления
- Ис организационного управления (исоу)
- Ису "Галактика"
- Система управления Парус
- Корпоративные информационные системы - кис
- Определения и назначения кис
- Перспективы развития корпоративных информационных систем (кис)
- Современные корпоративные информационные системы
- Структура корпоративных информационных систем
- Требования к корпоративным базам данных
- Требования к техническому обеспечению кис
- Кис и Internet, Intranet-технологии
- Особенности создания кис на базе Workflow-систем
- Системы управления документами - суд
- Средства обработки бумажных документов
- Мировой рынок корпоративных информационных систем
- Экспертные интеллектуальные ис (информационные системы)
- Структура и типы сии
- Терминология систем искусственного интеллекта
- Эволюция экспертных систем
- Второе поколение экспертных интеллектуальных систем (эис)
- Первое поколение экспертных систем
- Третье поколение экспертных интеллектуальных систем (эис)
- Назначение экспертных интеллектуальных систем (эис)
- Структура экспертных интеллектуальных систем
- База знаний (бз). Правила.
- Интерфейс пользователя - диалог с экспертной системой
- Решатель (интерпретатор, дедуктивная машина)
- Виды знаний в экспертных системах
- Организация знаний в базе данных
- Уровни представления и уровни детальности
- Особенности разработки экспертных интеллектуальных систем
- Технология разработки экспертных интеллектуальных систем
- Основные компоненты ис офисной автоматизации
- Ис управления бизнес-процессами
- Определение вмр( управление бизнес-процессами)
- Примеры использования вмр(Business Performance Management)
- Ис банковской деятельности
- Программно-техническая платформа абс(автоматизированной банковской системы)
- Функциональная структура абс (автоматизированной банковской системы)
- Районный уровень статистичекой службы Украины
- Региональный (областной) уровень статистичекой службы Украины
- Центральный (государственный) уровень статистичекой службы Украины
- Ис в налоговых органах Украины
- Автоматизированная информационная система (аис) «Налоги»
- Ис(информационная система) в страховании
- Функциональные подсистемы аис «Страхование»
- Информационное обеспечение системы страхования
- Ис(информационные системы) управления персоналом
- Функциональная направленность систем управления персоналом
- Эффекты от внедрения hr-систем управления персоналом
- Ис(информационные системы) на основе производственных стандартов
- Эволюция стандартов планирования производства
- Стандарт mrp II (Manufacturing Resource Planning)
- Подробнее об mrp1 - стандарте планирования материальных ресурсов
- Входные элементы mrp-системы
- Основные операции, достоинства и недостатки mrp-системы
- Преимущества и процесс планирования mrp-систем
- Принцип работы mrp-системы и результаты работы
- Требования к производству для успешного внедрения mrp-системы
- Цели и задачи системы-mpr
- Процесс crp(Capacity Requirements Planning)
- Входные данные crp(Capacity Requirements Planning)
- Значение crp(Capacity Requirements Planning)
- Подробнее о mrpii - стандарте планирование производственных ресурсов
- Процессы mprii
- Цели и задачи системы-mprii
- Функциональные блоки mrp II
- Планирование потребностей в сырье и материалах
- Главный календарный план производства
- Инструментальное обеспечение
- Интерфейс с финансовым планированием
- Оценка деятельности ( Performance Measurement ) в mrp II
- Планирование продаж и операций
- Планирование ресурсов распределения
- Управление входным и выходным материальным потоком в mrp II
- Преимущества mprii
- Концепция erp-системы
- Структура erp - системы
- Общая характеристика erp
- Преимущества erp - системы
- Csrp - стандарт(Customer Synchronized Resource Planning) и система
- Современная концепция управления ресурсами csrp
- Преимущества csrp
- Жизненный цикл - общие понятия
- Жизненный цикл изделия (жци)
- Этапы жци
- Классификация данных в связи со стадиями жци
- Маркетинг и исследование жизненного цикла.
- Разработка-производство жц
- Этапы жц промышленных изделий и системы их автоматизации
- Жизненный цикл ис
- Жизненный цикл производственных ис
- Cals-методология поддержки жц ис
- Cals-стратегия
- Cals-технологии
- Базовые принципы cals-технологии
- Безмужаное представление информации
- Виртуальное производство
- Интегрированная информационная среда cals
- Концепция cals
- Параллельный инжиниринг
- Реинжиниринг бизнес-процессов
- Системы cals
- Управление процессами
- Стандарты cals
- Другие стандарты cals
- Стандарт iso 10303 (step)
- Стандарт iso 13584 (p_lib) и семейство стандартов idef
- Применение cals