logo
Информационные технологии управления

Тенденции развития хранилищ данных

К настоящему времени технология ХД достигла уровня зрелости - и как дисциплина, и как рынок технологий. Многие корпорации уже обладают инфраструктурой ХД и сейчас занимаются ее усовершенствованием и решением проблем, с которыми не удалось справиться на стадии внедрения. Часть корпораций также стараются достичь следующих уровней в развитии этих средств.

Ниже перечислены основные тенденции, которые сегодня влияют на подход западных корпораций к внедрению ХД. Не все они в равной степени актуальны для существующих на Украине условий, но специалистам в области ИТ следует их знать.

Тенденции развития ХД

Реинжиниринг

В настоящее время многие крупные предприятия в той или иной форме и с различной степенью успеха реализовали ХД в масштабе целого предприятия или как одну или две Витрины Данных для отдельных подразделений. Теперь многие организации занимаются тем, что реорганизуют или даже полностью перестраивают инфраструктуру своих данных.

Распространение источников данных

Рост числа источников данных сопровождается появлением новых типов этих источников. К новым источникам можно отнести:

  • результат функционирования приложений E-бизнеса - объединение получаемых внешних данных с внутренними данные

  • данные из ERP-программ, источников операционных данных, пакетов аналитических приложений и самостоятельно разработанного ПО, а также из существующих Витрин Данных.

Привлечение внешних ресурсов для решения собственных проблем

Практика привлечения внешних ресурсов стремительно растет - крупные компаний будут поддерживать или сдавать в аренду с поставщиками онлайновых приложений ( Application Service Provider , ASP ) те или иные разновидности бизнес-приложений.

Активные ХД (хранилища данных)

Увеличение скорости принятия решений требует, чтобы ХД должны поддерживали анализ и операции в реальном времени. В отличие от большинства источников операционных данных ( operational data store ) активные ХД содержат интегрированные данные и открыты для пользовательских запросов и являются идеальным средством для анализа и принятия решений в реальном времени, а также автоматического событийного запуска. С помощью активных ХД предприятия могут своевременно реагировать на взаимодействия клиентов и меняющиеся бизнес условия.

Слияние с системами управления отношениями с клиентами (CRM)

CRM-системы позволяют компаниям привлекать новых клиентов и добиваться чувства приверженности у существующих, увеличивая объемы продаж и повышая доходность. В ХД содержится информация, которая необходима для правильного понимания клиентов - вот почему все чаще и чаще эту информацию рассматривают как предпосылку успешного CRM-решения.

Рост числа конечных пользователей

По мере того, как ХД и средства Business Intelligence становятся все более доступными для массового использования, число пользователей Хранилищ стремительно увеличивается. Поэтому разработчикам ХД придется не только справляться с увеличивающимся числом потребителей их решений, но и стараться удовлетворить требованиям различных типов конечных пользователей - так, если для бизнес-аналитика необходима возможность выполнения нерегламентированных запросов, исполнительному и финансовому директорам вполне достаточно получить статические отчеты.

Более сложные запросы

Помимо роста числа запросов, сами запросы к Хранилищам данных будут становиться все более сложными. Простое агрегирование данных больше не может удовлетворить пользователей, желающих выполнять углубление по многочисленным измерениям.

Интегрированное представление о клиенте

Предприятия стремятся получить исчерпывающее представление о клиенте, проектируя его на все каналы и направления бизнеса.. Для этого предприятия должны интегрировать постоянно растущие источники данных, о которых говорилось выше, и гарантировать выполнение требований к качеству данных с тем, чтобы клиенты были точно представлены во всех системах.

Рост объемов данных

Одна из серьезнейших проблем, которая сегодня встала перед организациями, - это взрывной рост объемов данных. С помощью действительно расширяемого ХД организации смогут хранить увеличивающиеся объемы данных, просто добавляя аппаратное обеспечение. Расширяемые Хранилища обычно опираются на параллельные инфраструктуры.

Серьезное отношение к качеству данных

Низкое качество данных ведет к снижению производительности, принятию неправильных бизнес-решений и невозможности получить желаемый результат, несмотря на существенные инвестиции в корпоративные приложения.

Стратегический подход к информации

Корпорации начинают рассматривать информацию как стратегическую составляющую бизнеса. Для этого необходимо относится к информации как к капиталу, поэтому необходима разработка информационной стратегии и архитектуры, а также внедрение основополагающих стандартов управления данными.

Дальнейшее развитие проблемы интеграции корпоративных данных

Перед корпорациями, внедрившими ETL-технологии ( extraction , transmission , loading ) извлечения, преобразования и загрузки данных стоит вопрос интеграции данных. Для полноценной интеграции данных организациям необходимо осуществлять управление метаданными и справочными данными, а также обеспечить качество данных. Фактически, им нужно еще одно интегрирующее средство, которое может связать воедино выбранные ими инструменты и увеличить стоимость конечной продукции компании.

Обучение конечных пользователей

ХД могут оказаться невостребованными, если конечным пользователям не объяснить, какие данные теперь им доступны, и не убедить их, что эти данные точны и полноценны. Пользователь, обученный работе СОД, но не знающий, как их использовать в контексте конкретного ХД, не сможет получить желаемые аналитические результаты. Соответственно, такой пользователь либо обратится в IT-отдел, либо вообще откажется от использования данных средств.

Управление справочными данными

Управление справочными данными вместе с преобладанием во многих организациях изолированных структур данных приводит к тому, что справочные данные оказываются рассеянными по всей корпорации. Различные области бизнеса могут по-разному определять и идентифицировать такие объекты, как "потребитель" или "продукт", и, возможно, сохранять их справочные данные в разобщенных БД.

Таким образом, тенденция к интеграции и оптимальной организации корпоративных систем сделала управление справочными данными приоритетной задачей. Но надо иметь в виду, что любое техническое решение, которое будет выбрано для этой задачи, должно не только включать конкретные управленческие инструменты, но и принимать во внимание организационные и политические аспекты, как-то: кто является "собственником" этих справочных данных и кто должен определять их.

Автоматизированные системы управления

Введение в теорию управления

Принципы управления

Информационные технологии и системы управления

Теория управления

Основоположник теории управления

Одним из основоположников теории управления, сформулировавший основные функции управления, является Анри Файоль (1841-1925) более 30 лет управлял горно-металлургическим синдикатом. Еще в 1916 г . был опубликован его основной труд "Основные черты промышленной администрации – предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль", который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тейлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления.

Целенаправленные процессы, выполняемые человеком для удовлетворения различных потребностей, представляют собой организованную и упорядоченную совокупность действий – операций, которые делятся на два основных вида: рабочие операции и операции управления. Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Для правильного и качественного выполнения рабочих операций необходима технология управления, посредством которых обеспечиваются в нужные моменты начало, порядок следования и прекращение рабочих операций, выделяются необходимые для их выполнения ресурсы, придаются нужные параметры самому объекту. Технология управления - совокупность методов, реализуемых в процессе функционирования системы, которые обеспечивают сохранение ее структуры и поддерживают режимы ее деятельности.

Предприятие является частным случаем иерархической системы. Это значит, что в структуре предприятия можно выделить несколько уровней. Управление предприятием предназначено для сохранения его миссии и осуществляется путем противодействия разрушению предприятия в результате его взаимодействия с внешней средой. Весь процесс управления распределен по уровням. К задаче верхнего уровня относится координация нижнего уровня. Выделяют следующие типовые уровни.

Уровни процесса управления

  • низший уровень

  • уровень оперативного управления

  • уровень стратегического управления.

Рассматривая процесс управления предприятием как технологию, можно представить его совокупностью циклов, выполняемых работниками аппарата управления, на основе разделения труда. В соответствии с элементами управляемого объекта (труд, средства труда, технология производства, предметы труда, экономические связи и отношения) можно определить и содержание процесса управления как:

  • управление процессом труда (основного и вспомогательного персонала предприятия);

  • управление движением и запасами предметов труда (материальными потоками - ресурсами);

  • управление орудиями и средствами труда (зданиями, сооружениями, оборудованием);

  • управление процессами производства (основного и вспомогательного);

управление экономическими связями и отношениями как выраженной стоимостной формой производственного процесса.