logo
Информационные технологии управления

Виды знаний в экспертных системах

Состав знаний о языке общения зависит как от языка общения, так и от требуемого уровня понимания. С учетом архитектуры экспертной системы знания целесообразно делить на:

Интерпретируемые знания

Знания, которые способен интерпретировать решатель (интерпретатор) . Интерпретируемые знания можно разделить на:

  • предметные знания, которые содержат данные о предметной области и способах преобразования этих данных при решении поставленных задач. По отношению к предметным знаниям знания о представлении и знания об управлении являются метазнаниями. В предметных знаниях можно выделить описатели и собственно предметные знания. Описатели содержат определенную информацию о предметных знаниях, такую, как коэффициент определенности правил и данных, меры важности и сложности. Собственно предметные знания разбиваются на:

    • факты, которые определяют возможные значения сущностей и характеристик предметной области

    • исполняемые утверждения, которые содержат информацию о том, как можно изменять описание предметной области в ходе решения задач. Это знания, задающие процедуры обработки

  • управляющие знания можно разделить на

    • фокусирующие знания, которые описывают, какие знания следует использовать в той или иной ситуации. Обычно фокусирующие знания содержат сведения о наиболее перспективных объектах или правилах, которые целесообразно использовать при проверке соответствующих гипотез. В первом случае внимание фокусируется на элементах рабочей памяти, во втором - на правилах базы знаний

    • решающие знания, которые содержат информацию, используемую для выбора способа интерпретации знаний, подходящего к текущей ситуации. Эти знания применяются для выбора стратегий или эвристик, наиболее эффективных для решения данной задачи.

  • знания о представлении, которые содержат информацию о том, каким образом (в каких структурах) в системе представлены интерпретируемые знания

Не интерпретируемые знания

Знания для которых решатель не знает структуры и содержания. Если эти знания используются каким-либо компонентом системы, то он не "осознает" этих знаний. Не интерпретируемые знания подразделяются на:

  • вспомогательные знания, хранящие информацию о лексике и грамматике языка общения, информацию о структуре диалога. Вспомогательные знания обрабатываются естественно-языковой компонентой, но ход этой обработки решатель не осознает, так как этот этап обработки входных сообщений является вспомогательным для проведения экспертизы.

  • поддерживающие знания. Поддерживающие знания используются при создании системы и при выполнении объяснений. Они выполняют роль описаний (обоснований) как интерпретируемых знаний, так и действий системы. В свою очередь поддерживающие знания подразделяются на:

    • технологические знания. Технологические поддерживающие знания содержат сведения о времени создания описываемых ими знаний, об авторе знаний и т.п.

    • семантические знания. Семантические поддерживающие знания содержат смысловое описание этих знаний. Они содержат информацию о причинах ввода знаний, о назначении знаний, описывают способ использования знаний и получаемый эффект.

Поддерживающие знания имеют описательный характер.