Язык – достояние общества
Язык – явление не биологическое, а общественное, социальное. Человек овладевает речью в том коллективе, в котором растет и воспитывается. Способность членораздельной речи формируется у человека в процессе усвоения им исторически сложившейся системы того или иного конкретного языка.
Рассказывают, что свыше 350 лет тому назад индийский падишах Акбар решил проверить утверждение придворных мудрецов о том, что каждый ребенок сам с собою начинает говорить на языке своих отцов, даже если никто не учит его этому. Падишах поставил страшный «опыт». Несколько маленьких детей вместе с немым взрослым человеком заточили в покои, ключи от которых Акбар носил на своей груди. Чтобы дети никогда не слышали человеческого голоса, их обслуживали люди с вырезанными языками. Семь лет длился этот чудовищный эксперимент. Когда же падишах в сопровождении мудрецов лично открыл двери покоев, вошедшие услышали нечленораздельные вопли, дикий вой и мяуканье. Мудрецы были посрамлены, а жизнь детей искалечена. «Опыт» доказал, что человеческое окружение для ребенка в первые годы его жизни имеет исключительно важное, первостепенное значение.
Современные люди, независимо от их этнической принадлежности, в детстве обладают равными задатками для усвоения любого языка. Вот почему овладеть иностранными языками в детстве легче, чем в зрелом возрасте.
Язык – достояние общества, и овладеть речью на том или ином языке ребенок может только в обществе. Допустим, что негритянский мальчик в грудном возрасте был усыновлен русской семьей. На каком языке он заговорит? Конечно, на русском. Во внешнем облике ребенка мы не найдем ничего общего с его названными матерью и отцом. Мальчик унаследует от родителей-негров цвет кожи, курчавость волос, форму губ и разрез глаз, но говорить будет по-русски.
Язык не дар Божий и не изобретение одного человека. Творцом и носителем языка является народ. Язык только потому и существует, что существует человеческий коллектив, общество. Вне общества нет языка. Язык является достоянием всех и в то же время достоянием каждого.
(по В.Н.Петрухину)
Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Приходилось ли вам решать такие задачи: как разделить три яблока между тремя девочками так, чтобы каждая получила по целому яблоку и, чтобы при этом одно яблоко осталось в корзине? Это не математическая задача, хотя и помещается она в сборниках задач по математике. Это языковая задача. Делить тут нечего: надо дать двум девочкам по яблоку, а третьей дать корзину, в которой лежит последнее яблоко. Оказывается, в этой простой задаче, вернее, в способах ее языкового выражения скрыт особый, непривычный смысл. Ведь когда мы слышим: Одно яблоко должно остаться в корзине, мы понимаем, что это яблоко не получает ни одна из девочек. Если при раздаче кто-то получает часть предметов, а часть остается, то остаток так остатком и называется, потому что его никто не получает. Таков смысл слов, но не таков смысл действий. В реальной действительности, конечно, яблоки можно раздавать, вынимая их из корзины или не вынимая.
Приходится только удивляться, как иногда при точности и определенности значения смысл слова может быть неопределенным и расплывчатым.
Слово оказывается сложным, многомерным. Оно может быть и сухим, мертвым, то вдруг поворачивается такими гранями, которые заставляют сверкать и переливаться всеми красками нашу речь. Понять главные особенности слова, увидеть все его стороны, использовать его так, чтобы как на ладони донести до собеседника нашу мысль – это и значит владеть словом. А для этого необходимо проникнуть в глубины языка, понять его механизм, научиться бережному, любовному обращению со словом.
Наш язык гибок и точен, он позволяет выразить тонкие оттенки смысла. Но нужно их видеть, чувствовать, только при этом условии можно говорить о подлинной культуре речи, о владении родным языком.
Задание 4. Прочитайте статью В.А.Федосова.
- М.М.Мейрбекова, е.Е.Хайрушева
- Предисловие
- І. В в о д н ы й к у р с
- Язык – достояние общества
- Русские пословицы о языке и речи
- Культура аргументации
- Установка оборудования
- Дискретная математика
- Escape Wireless – это значит свобода!
- Испорченные и зараженные файлы
- Поисковые системы
- II. О с н о в н о й к у р с
- Задание 37. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
- Открытие геометрии
- Динамика
- Операционная система и ее назначение
- Клавиатура
- Математическая физика
- Графическое разрешение экрана
- Материнская плата (motherbroard)
- Микропроцессор
- Персональные цифровые помощники
- Хакеры: плохие или хорошие
- Свойства современных языков программирования
- Устойчивость движения
- Алгоритм линейной структуры
- Комплексные числа
- Виды компьютерной графики
- «Красная книга как сигнал опасности»
- Историк науки Рошди Рашед рассказывает о вкладе арабов в развитие математики.
- Структура и содержание реферата
- Обучение писцов
- Своеобразие геометрических построений
- Обучение математике
- Математические тексты
- Философы и математики
- Структура рецензии
- Модель типовой рецензии
- Русскую речь разъедает ржавчина
- У истоков современной науки
- Землемерные работы и картирование неба
- Новые перспективы
- Возникновение академий
- Век Просвещения
- Ш. Культура профессиональной речи
- (Классификация и примеры н.Н.Романовой и а.В.Филипова)
- Каджахметова дана муратбековна
- Тексты для самостоятельной работы
- Математическое моделирование
- Структура файловой системы
- Искусственный интеллект
- Проектирование программы управления кодом
- Омар Хайям. (1048-1131)
- Информация
- Свойства информации
- Paintbrush
- Технология «Виртуальная реальность»
- Факсимильная связь
- Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
- Рамануджан
- Мориц Паш
- Содержание