Тема 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа.
Методология микроэкономики
Цели и задачи микроэкономической теории
Понятия рынка. Субъекты рынка
Позитивный и нормативный анализ
Эффективность по Парето
Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течении многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограниченность ресурсов». Ограниченность ресурсов порождает ограниченность производственных возможностей. Каждая ресурсная единица обладает некоторой отдачей, характеризующей эффективность его производственного использования. Отдача имеет свои пределы. Даже при самой лучшей, материалосберегающей технологии, из тоны руды не получить больше тонны металла. Производительность людей, машин, оборудования также имеет верхний предел. В итоге при данном количестве ресурсов существует предельный объем выпуска продукции.
Таким образом, согласно этому подходу Экономика-это наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов.
Под альтернативной стоимостью понимают наибольшую величину стоимости других товаров и услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар или услугу. Представим себе гипотетическую ситуацию, когда в экономике производятся только два товара: хлеб и молоко. Индивидуум работая в течении часа может заработать два пакета молока или за тоже время может заработать шесть булок хлеба. Тогда для него альтернативная стоимость одного пакета молока равна трем булкам хлеба, а альтернативная стоимость одной булки хлеба равна- 1/3 пакета молока. Если этот индивидуум решит заработать один пакет молока, он должен пожертвовать возможностью заработать три булки хлеба.
Максимально возможный объем производства определенного продукта (товаров, услуг) при заданных объемах и располагаемых ресурсов, называют пределом производственных возможностей.
Одежда
Д С
В Е
А
Продукты питания
Рис.1. Множество производственных возможностей и кривая предела производственных возможностей
Набор товаров А лежит внутри множества производственных возможностей, и его можно реализовать. Набор товаров В также можно произвести. Он предпочтительнее для общества чем набор А, поскольку он содержит большие количества и продуктов питания, и одежды. А набор С нереализуем, так как производственный потенциал общества не позволяет одновременной получить такое количество продуктов питания и одежды.
На рис.1 наборы Д.Е. лежат на границе производственных возможностей. Переход от набора Д к Е означает увеличение на ∆х производство товаров Х и уменьшение на ∆у производство товаров У. Отношение MRT= -∆у/∆х, называется предельной нормой трансформации.
MRT, равна количеству товара У, от производства которого общество должно отказаться, чтобы иметь возможность увеличить производства товара Х на 1единицу. С развитием НТП и при привлечении в производство дополнительных ресурсов производственные возможности общества расширяются и кривая ПВ смещается вправо - вверх.
В выборе способа производства определяющим является его эффективность. Понятию «экономическая эффективность» соответствует такое распределение ресурсов, при котором невозможно увеличить производство ни одного товара или услуги, не сокращая при этом выпуск какого-либо другого товара или услуги. На рис.1. точка А соответствует неэффективному распределению ресурсов, а точка В- эффективному.
Позитивный анализ отвечает на вопрос «что есть» и предполагает объяснение явлений в экономике, а нормативный анализ отвечает на вопрос «как должно быть». Например, при изучении того, как повлияет введение нового налога на спрос на определенный товар, применяется позитивный анализ, а для ответа на вопрос об величине налога, который целесообразно установить, требуется нормативный анализ, включающий в себя оценки последствий по различным критериям.
Вопрос об эффективности распределения производственных товаров и услуг должен решаться в рамках позитивного анализа, а вопрос о его справедливости относится к сфере нормативного анализа.
Существует еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:
Что следует производить и в каком количестве?
Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?
Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй технологию, а на третий = сферу потребления производимого продукта.
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, фирмы. Усилия микроэкономистов сосредоточены на изучении возможности производства, выборе конкретных товаров, видов производства и технологии. Например, она объясняет, как потребители принимают решение о покупке товара и как их выбор влияет на изменения цен и их доходов, каким образом фирмы планируют численность работников и как работники решают, где и сколько им необходимо работать.
Другой важной темой микроэкономического анализа является рыночные структуры: например, почему существуют монополии, олигополии, конкурентные рынки? Чем они отличаются?
- Тема 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа.
- Тема 2: Рыночная экономическая система и рыночный механизм
- 2. Предложение
- 3.Рыночное равновесие
- Тема 2 (Продолжение): Теория эластичности спроса и предложения
- 2. Эластичность и общая выручка.
- 3. Следует выделить факторы ценовой эластичности
- 4. «Эластичность по доходу».
- 5. Эластичность предложения.
- 6.Роль эластичности в распределении налогового бремени
- Тема 3: Теория поведения потребителей
- 2.Полезность, функция полезности и предельная полезность
- 5. Бюджетное ограничение
- 6. Оптимальный выбор потребителя Цель потребителя- сделать покупки таким образом, чтобы максимизировать обеспечиваемый себе уровень полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
- Сравнительная статика: 1. Кривые «доход- потребление» и кривая Энгеля
- 2. Кривая «цена потребление»
- 3. Эффект дохода и эффект замещения.
- Тема4: Поведение производителей
- Тема 5: Издержки производства
- Тема 6. Концентрация капитала и рыночная власть
- Сущность, источники и значение рыночной власти
- Измерение концентрации. Индекс Херфиндаля- Хиршмана
- Показатель концентрации: Индекс Херфиндаля-Хиршмана
- Оценка степени рыночной власти.
- Показатели рыночной власти
- Индекс Бэйна
- Индекс Тобина
- Индекс Лернера
- Тема7: Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
- Двухшаговая процедура
- Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополии
- Монополия и экономическая эффективность
- Регулирование деятельности естественных монополий
- 1. Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий
- 2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- 3.Ценовая дискриминация.
- 4. Монополия и экономическая эффективность
- 5. Регулирование деятельности естественных монополий
- Тема 9. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции
- 1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
- 2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
- Тема 10. Поведение фирмы в условиях олигополии
- 1. Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- 2.Основные причины существования олигополии:
- 3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- 4.Теоретические модели олигополистического рынка
- 3.Спрос монополии на факторы производства
- Регулирование внешних эффектов