3.Спрос монополии на факторы производства
Монопольная власть на рынках готовой продукции может сказаться на спросе на факторы производства. Фирмы обладающие такой властью, стремятся производить меньше, чем конкурентные фирмы. Предельный доход от дополнительного выпуска меньше, чем цена. Это ведет к тому, что доход от предельных продуктов производственных ресурсов оказывается ниже стоимости их предельного труда. Т.е. VPL больше чем MRPL. Решение о найме принимаются не на основе VPL, а судя по вкладу дополнительных рабочих в валовый доход. Рабочие принимаются на работу до тех пор, пока MRPL = w.
Рынки факторов производства во многом аналогичны рынкам готовой продукции. Например, максимизирующее прибыль условие для рынка факторов производства, что предельный доход продукта труда должен быть равен ставке заработной платы, аналогично правилу для рынка готовой продукции, согласно которому предельный доход должен быть равен предельным издержкам.
4.Факторы, определяющие эластичность спроса на ресурс в отрасли
Эластичность спроса по цене для продукции отрасли. Чем более эластичен спрос на готовый продукт, тем эластичнее спрос на ресурс., тем больше снижение занятости в отрасли в ответ на увеличение в ней заработной платы.
Технические возможности замены одного ресурса на другой. Чем больше возможность использовать машины там, где применяется ручной труд, тем более эластичен спрос на труд.
Эластичность предложения других ресурсов, используемых в отрасли. Чем неэластичнее предложение ресурсов-замениетелей, тем неэластичнее спрос на ресерс, цена которого изменяется.
Время. Спрос на ресурс более эластичен в долгосрочном плане, чем в краткосрочном. За продолжительное время фирма имеет больше возможности замещения ресурсов.
14-тема Инновационные рынки
План лекции:
Понятие и классификация инноваций
Стимулы к инновациям у монополиста и фирмы в условиях конкуренции
Виды инноваций: радикальные инновации
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Классификация новшеств (новаций)
Классификацией предусмотрено группирование типологических понятий как в целом по новациям, так и по подгруппам их базовых признаков. При этом каждое типологическое понятие по новациям углубляется типологическими понятиями из соответствующих подгрупп. Например, научно-технические новации уточняются степенью новизны (абсолютная, относительная, условная, частная) или инновационным потенциалом (радикальный, комбинированный, модифицированный). Тот же самый принцип используется при оценке технологических, экономических, организационных, управленческих новаций.
Переход к инновационной экономике в период рыночной трансформации российского общества означает, что в ближайшее время страну ожидает формирование рынков нового типа - инновационных рынков, регулирование которых в целях развития и упрочения внутри-рыночной конкуренции составляет основное условие их эффективности.
Сами инновационные рынки можно различать по субъектам, объектам, механизму ценообразования и степени практической реализации потенциала соответствующих рынков. Тем не менее, в теоретическом исследовании можно говорить о некой абстрактной модели «инновационного рынка», которая бы позволила зафиксировать существенные и объективные характеристики и параметры таких рынков (неслучайно, например, в практике Европейского Сообщества установлена традиция выделения приоритетных для инновационного развития национальных экономик рынков услуг и технологий).
Виды инноваций: радикальные инновации
Виды инноваций
Эволюционные и революционные
Народные и научные
Предпринимательские и стратегические
Линейные и системные
радикальные инновации
Радикальные инновации – это продукты, процессы или услуги, обладающие либо невиданными ранее свойствами, либо известными, но значительно улучшенными по производительности или по цене свойствами.
Стимулы к инновациям у монополиста и фирмы в условиях конкуренции
Рассматривая стимулы к инновациям у монополиста и фирмы в условиях конкуренции, представителями неоклассической школы теории организации промышленности были разработаны несколько статических моделей.
Наиболее простой является модель Эрроу.1 Она основана на следующих допущениях:
1) спрос является линейным;
2) средние издержки постоянными.
15-тема. «Провалы» рынка и государственное регулирование
План лекции:
Характеристика внешних эффектов
Регулирование внешних эффектов
Характеристика внешних эффектов
Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических и других последствий индивидуальных рыночных действий.
Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом:
по источникам возникновения – на производственные и потребительские;
по объектам воздействия – производство и потребление.
Кроме того, каждый эффект характеризуется знаком – положительным или отрицательным. Таким образом, возможны восемь основных типов внешних эффектов.
- Тема 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа.
- Тема 2: Рыночная экономическая система и рыночный механизм
- 2. Предложение
- 3.Рыночное равновесие
- Тема 2 (Продолжение): Теория эластичности спроса и предложения
- 2. Эластичность и общая выручка.
- 3. Следует выделить факторы ценовой эластичности
- 4. «Эластичность по доходу».
- 5. Эластичность предложения.
- 6.Роль эластичности в распределении налогового бремени
- Тема 3: Теория поведения потребителей
- 2.Полезность, функция полезности и предельная полезность
- 5. Бюджетное ограничение
- 6. Оптимальный выбор потребителя Цель потребителя- сделать покупки таким образом, чтобы максимизировать обеспечиваемый себе уровень полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
- Сравнительная статика: 1. Кривые «доход- потребление» и кривая Энгеля
- 2. Кривая «цена потребление»
- 3. Эффект дохода и эффект замещения.
- Тема4: Поведение производителей
- Тема 5: Издержки производства
- Тема 6. Концентрация капитала и рыночная власть
- Сущность, источники и значение рыночной власти
- Измерение концентрации. Индекс Херфиндаля- Хиршмана
- Показатель концентрации: Индекс Херфиндаля-Хиршмана
- Оценка степени рыночной власти.
- Показатели рыночной власти
- Индекс Бэйна
- Индекс Тобина
- Индекс Лернера
- Тема7: Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
- Двухшаговая процедура
- Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополии
- Монополия и экономическая эффективность
- Регулирование деятельности естественных монополий
- 1. Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий
- 2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- 3.Ценовая дискриминация.
- 4. Монополия и экономическая эффективность
- 5. Регулирование деятельности естественных монополий
- Тема 9. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции
- 1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
- 2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
- Тема 10. Поведение фирмы в условиях олигополии
- 1. Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- 2.Основные причины существования олигополии:
- 3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- 4.Теоретические модели олигополистического рынка
- 3.Спрос монополии на факторы производства
- Регулирование внешних эффектов