4.Теоретические модели олигополистического рынка
Модель Курно базируется на двух основных предположениях о поведении фирмы в условиях дуополии (олигополии): во-первых, каждая фирма нацелена на максими-зацию получаемой прибыли; и во-вторых, каждая из фирм предполагает, что при изменении собственного объема выпуска другая фирма сохранит свой объем выпуска на существующем уровне. Тогда процесс достижения равновесия на рынке будет выглядеть следующим образом: одно из предприятий выбирает объем выпуска продукции, максимизирующий его собственную прибыль. Этот процесс приспособления на рынке проходит через несколько стадий «действия и ответа» до того момента, пока фирмы не достигнут состояния равновесия, когда ни одна из фирм не будет стремиться к изменению собственного объема выпуска продукции.
Модель дуополистического рынка Штакелберга представляет собой развитие модели Курно введением асимметричного поведения фирм. Т.е. одна из фирм будет выступать в агрессивной роли на рынке (станет «лидером»"), а другая фирма примет на себя пассивную роль (станет «последователем»), «Лидер» первым выбирает объем производства. Это будет максимизирующий собственную прибыль объем производства, учитывая то, какой объем производства должен будет выбрать «последователь».
Одно из основных преимуществ модели Курно -- Штакелберга состоит том, что предприятия конкурируют на рынке по количественным параметрам. Однако в реальности мы сталкиваемся с тем, что предприятия стараются конкурировать на рынке по ценам.
Французский математик и экономист Жозеф Бертранд предложил альтернативную модель дуополии, основывающуюся на следующих предположениях. Во-первых, если две фирмы продают однородный продукт, то потребители будут покупать его у той фирмы, которая запросит более низкую цену. Во-вторых, фирмы в модели Бертранда определяют цены, а объем выпуска определяется рынком.
Согласно модели Бертранда, каждая фирма на дуополистическом рынке устанавливает максимизирующую при-быль цену, предполагая, что цена продукции конкурента останется неизменной. Именно это предположение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена продукта снижается до предельных издержек фирмы. В модели Бертранда равновесие дуополистичеекого рынка по ценам, объему производства и прибылям со-ответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т. е. две фирмы делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.
Созданная Эджуортом модель позволяет решить проблему ценовой конкуренции, при которой цена продукта не опус-кается до уровня его предельных издержек. С другой стороны, данная модель не обладает ожидаемым состоянием равновесия, т. е. здесь не существует пары равновесных объемов выпуска и равновесной цены.
11-12-13-темы. Рынок факторов производства:Рынок труда, капитала, земли
Необходимые условия для возникновения совершенно конкурентного рынка ресурсов.
Формирование спроса на факторы производства (на труд)
Спрос монополии на факторы производства
Факторы, определяющие эластичность спроса на ресурс в отрасли
Совершенно конкурентным рынком ресурсов является рынок, на котором выполняются следующие условия:
Много соперничающих между собой покупателей услуг ресурсов (нанимателей) конкурируют в покупке услуг ресурсов заданного качества, которые поставляются в продажу соперничающими между собой продавцами.
Каждый наниматель потребляет только небольшую часть от имеющегося объема предложения.
Каждый продавец услуг ресурсов продает только малую часть общего объема предложения и не может влиять на рыночное предложение
Продавцы услуг ресурсов могут свободно войти на любой рынок, выйти с любого рынка; владельцы ресурсов в ответ на изменение цен на ресурсы имеют возможность перемещать свои ресурсы с одного направления использования на другое, из одной местности в другую.
Покупателями услуг ресурсов являются фирмы и другие организации, включая правительство, некоммерческие организации. Их спрос на услуги ресурсов есть вторичный спрос, имеющий определенное происхождение, т.к. все они потребляют ресурсы для изготовления других продуктов.
Данная кривая предложения труда показывает, что работодатель может купить сколько угодно человеко- дней труда, не вызывая изменений в ставке заработной платы.
Чтобы проанализировать спрос на факторы производства, мы предположим, что фирма производит свою продукцию используя два фактора труд и капитал, которые можно купить по ценам r (арендная плата за капитал) и w (ставка зар.платы). Мы также предположим, что фирма уже имеет в своем распоряжении завод и оборудование, но должна решить сколько нанять рабочей силы.
2. Формирование спроса на факторы производства (на труд)
Предположим, что фирма уже наняла определенное число рабочих и хочет знать, возрастет ли прибыль при найме одного дополнительного рабочего. Дополнительный доход от добавочной единицы рабочей силы называется предельным доходом продукта труда и обозначается MRPL Следовательно, фирме следует нанимать больше рабочей силы, если MRPL , по крайней мере, не меньше издержек на заработную плату.MRPL - это дополнительный объем выпуска продукции, получаемый при использовании добавочной единицы труда, помноженный на доход от дополнительной единицы выпуска продукции. Дополнительный объем производства выражается предельным продуктом труда MPL , а дополнительный доход- предельный доход MR. Таким образом:
MRPL = (MPL) (MR)
Стоимость предельного продукта ресурса (VMPL), есть предельный продукт умноженный на цену, по которой дополнительная продукция может продана:
VPL = (MPL)*P
Где Р- цена продукта. Стоимость предельного продукта труда показывает ценность продукции, произведенный дополнительными работками, когда эта продукция уже продана. Из этого следует, что до тех пор, пока фирма на рынках своего продукта воспринимает цену как нечто данное, стоимость предельного продукта ресурса равна доходу от предельного продукта ресурса: MRPL = VPL
Это важное равенство выполняется для любого конкурентного рынка факторов производства независимо от того, является ли рынок готовой продукции конкурентным или нет. MRPL = (MPL) Р
Верхняя кривая представляет собой кривую MRPL для фирмы на конкурентном рынке готовой продукции. Отметим, что предельный продукт труда снижается по мере того, как увеличивается рабочее время, потому что действует закон убывающей отдачи от использования факторов.
- Тема 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа.
- Тема 2: Рыночная экономическая система и рыночный механизм
- 2. Предложение
- 3.Рыночное равновесие
- Тема 2 (Продолжение): Теория эластичности спроса и предложения
- 2. Эластичность и общая выручка.
- 3. Следует выделить факторы ценовой эластичности
- 4. «Эластичность по доходу».
- 5. Эластичность предложения.
- 6.Роль эластичности в распределении налогового бремени
- Тема 3: Теория поведения потребителей
- 2.Полезность, функция полезности и предельная полезность
- 5. Бюджетное ограничение
- 6. Оптимальный выбор потребителя Цель потребителя- сделать покупки таким образом, чтобы максимизировать обеспечиваемый себе уровень полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
- Сравнительная статика: 1. Кривые «доход- потребление» и кривая Энгеля
- 2. Кривая «цена потребление»
- 3. Эффект дохода и эффект замещения.
- Тема4: Поведение производителей
- Тема 5: Издержки производства
- Тема 6. Концентрация капитала и рыночная власть
- Сущность, источники и значение рыночной власти
- Измерение концентрации. Индекс Херфиндаля- Хиршмана
- Показатель концентрации: Индекс Херфиндаля-Хиршмана
- Оценка степени рыночной власти.
- Показатели рыночной власти
- Индекс Бэйна
- Индекс Тобина
- Индекс Лернера
- Тема7: Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
- Двухшаговая процедура
- Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополии
- Монополия и экономическая эффективность
- Регулирование деятельности естественных монополий
- 1. Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий
- 2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- 3.Ценовая дискриминация.
- 4. Монополия и экономическая эффективность
- 5. Регулирование деятельности естественных монополий
- Тема 9. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции
- 1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
- 2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
- Тема 10. Поведение фирмы в условиях олигополии
- 1. Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- 2.Основные причины существования олигополии:
- 3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- 4.Теоретические модели олигополистического рынка
- 3.Спрос монополии на факторы производства
- Регулирование внешних эффектов