logo
+Комплекс лекции русc для УМКД и студентов

Тема7: Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

  1. Понятие совершенно конкурентного рынка.

  2. Решение фирмы об объеме предложения в краткосрочном периоде.

  3. Кривые предложения в долгосрочном периоде.

1. Понятие совершенно конкурентного рынка

Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Это определение означает, что совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса, подобной той, что показана на рис. 1а.

P

D

Q

Для возникновения совершенной конкуренции необходимы пять условий.

Все продавцы на рынке будут совершенными конкурентами, если

1) каждый из них мал относительно рынка в целом,

2) продукция является однородной,

3) покупатели хорошо информированы о ценах продавцов,

4) продавцы действуют независимо друг от друга ,

5) фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Когда выполняются эти пять условий, сфера предложения рынка является совершенно конкурентной. И лишь немного больше требуется для того, чтобы был совершенно конкурентным рынок в целом.

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли — совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка в целом и действуют независимо.

2. Решение фирмы об объеме предложения в краткосрочном периоде

Любая фирма выберет такой объем выпуска, который максимизирует ее прибыль. Мы представляем двухшаговую процедуру выбора оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Первый шаг состоит в выборе наилучшего положительного объема выпуска. Это дает объем предложения, максимизирующий прибыль, в том случае, если фирма вообще собирается что-либо предлагать. Второй шаг заключается в сравнении прибылей, полученных в результате производства данного объема продукции, с прибылями в результате прекращения производства и соответственно нулевого уровня выпуска и затем в выборе того действия, которое является наилучшим.

Так как прибыль — это разница между доходом и издержками, то единичный прирост выпуска продукции увеличит прибыль только в том случае, если дополнительный доход, полученный от продажи дополнительной единицы, превышает издержки производства данной единицы продукции.

Итоги этого анализа можно подвести, сформулировав предельное условие оптимального выбора уровня выпуска в краткосрочном периоде. Совершенно конкурентная фирма может увеличить прибыль за счет увеличения выпуска тогда, когда существующая рыночная цена превышает предельные издержки производства (Р > МС). В том случае, если цена меньше предельных издержек (Р < МС), прибыль может быть увеличена за счет сокращения выпуска. Поэтому при оптимальном положительном выпуске, максимизирующем прибыль, при условии, что фирма не закрывается, цена должна равняться предельным издержкам (Р = МС).

МС

Это правило проиллюстрировано графически на рис. 2. Ро — это цена, при которой фирма может продать любое количество своей продукции. Эта цена принимается совершенно конкурентной фирмой как данная. Кривая краткосрочных предельных издержек обозначена МС. Предельные издержки растут при высоких объемах выпуска вследствие закона убывающей отдачи. Оп­тимальный положительный объем выпуска достигается в точке Е, соответствующей выпуску Q*, в которой Ро = МС.

Рис.2. Первое правило максимизации прибыли: Р = МС

Фирма выбирает объем выпуска Q*, при котором цена равняется предельным издержкам. При объемах выпуска ниже Q* прирост выпуска приносит дополнительную прибыль, поскольку Р > МС, при объемах выпуска свыше Q* сокращение выпуска увеличивает прибыль, так как Р < МС.

Таким образом, у нас есть второе правило для выбора оптимального выпуска в краткосрочном периоде — общее условие, или проверка прибылью. Фирма должна сравнить цену и величину средних переменных издержек (A VC) при оптимальном положительном объеме выпуска, где Р = МС. Если цена равняется или превышает средние переменные издержки (Р > A VC), то фирма должна производить оптимальный положительный уровень выпуска. В противном случае (Р < AVC) фирма должна закрыться.