Двухшаговая процедура
При объединении этих двух шагов решение совершенно конкурентной фирмы об объеме выпуска, максимизирующем прибыль в краткосрочном периоде, принимается следующим образом.
Определить объем выпуска, при котором Р=МС.
Если Р > AVC, то производить на этом уровне выпуска. Если Р < AVC, то прекратить производство.
Так как в краткосрочном периоде постоянные издержки не влияют ни на предельные издержки, ни на средние переменные издержки, то изменения в стоимости постоянных факторов не оказывают абсолютно никакого воздействия на объем предложения в краткосрочном периоде.
На рис.(а) показаны три возможных результата этой двухшаговой процедуры На всех трех картинках объем оптимального положительного выпуска равен Q*, а АТС* и AVC* — это величины средних совокупных издержек и средних переменных издержек при данном объеме выпуска соответственно. На рис. (а) цена превышает величину средних совокупных издержек при объеме выпуска Q*. Фирма получает прибыль, равную (Ро — АТС*), в расчете на единицу выпуска при объеме выпуска Q* единиц, так что общая величина ее прибыли равна затененной площади.
На рис. (б) и (с) средние совокупные издержки выше цены при всех объемах выпуска. Таким образом, здесь не существует способа получить положительную прибыль. Вопрос состоит в том, как минимизировать потери. При выпуске Q* потери равны потерям на единицу продукции (АТС* — Ро), умноженным на Q*. Эта величина равняется затененной площади на (Ь). Если фирма закрывается, то ее потери равны общей величине постоянных издержек. Постоянные издержки могут быть рассчитаны как средние постоянные издержки в расчете на единицу продукции (АТС* — AVC*) при объеме выпуска Q*, умноженные на Q*. Эта величина равняется затененной площади на (с). На (Ь) фирма теряет меньше, если производит, чем если прекращает производство, поскольку AVC* ниже существующей цены. На (с), где AVC* выше цены, фирма минимизирует свои потери при прекращении производства. Первый шаг учит нас предельному принципу, находить лучшие решения, сравнивая издержки и выгоды в результате малых изменений. Второй шаг учит нас избегать ошибочного представления об уже произведенных (невозвратных) издержках, избегать того, чтобы издержки, которые не могут быть изменены, оказывали воздействие на решения.
МС
АТС
а) б) с)
Рис. 3. Решение фирмы об объеме выпуска в краткосрочном периоде
- Тема 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа.
- Тема 2: Рыночная экономическая система и рыночный механизм
- 2. Предложение
- 3.Рыночное равновесие
- Тема 2 (Продолжение): Теория эластичности спроса и предложения
- 2. Эластичность и общая выручка.
- 3. Следует выделить факторы ценовой эластичности
- 4. «Эластичность по доходу».
- 5. Эластичность предложения.
- 6.Роль эластичности в распределении налогового бремени
- Тема 3: Теория поведения потребителей
- 2.Полезность, функция полезности и предельная полезность
- 5. Бюджетное ограничение
- 6. Оптимальный выбор потребителя Цель потребителя- сделать покупки таким образом, чтобы максимизировать обеспечиваемый себе уровень полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
- Сравнительная статика: 1. Кривые «доход- потребление» и кривая Энгеля
- 2. Кривая «цена потребление»
- 3. Эффект дохода и эффект замещения.
- Тема4: Поведение производителей
- Тема 5: Издержки производства
- Тема 6. Концентрация капитала и рыночная власть
- Сущность, источники и значение рыночной власти
- Измерение концентрации. Индекс Херфиндаля- Хиршмана
- Показатель концентрации: Индекс Херфиндаля-Хиршмана
- Оценка степени рыночной власти.
- Показатели рыночной власти
- Индекс Бэйна
- Индекс Тобина
- Индекс Лернера
- Тема7: Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
- Двухшаговая процедура
- Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополии
- Монополия и экономическая эффективность
- Регулирование деятельности естественных монополий
- 1. Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий
- 2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- 3.Ценовая дискриминация.
- 4. Монополия и экономическая эффективность
- 5. Регулирование деятельности естественных монополий
- Тема 9. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции
- 1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
- 2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
- Тема 10. Поведение фирмы в условиях олигополии
- 1. Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- 2.Основные причины существования олигополии:
- 3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- 4.Теоретические модели олигополистического рынка
- 3.Спрос монополии на факторы производства
- Регулирование внешних эффектов