logo
+Комплекс лекции русc для УМКД и студентов

1. Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Характерная условия монополий:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей.

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

4. В условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции. Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затрудни­тельной или просто невозможной.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические.

2. Методы недобросовестной конкуренции.

Существует нескольких типов монополий:

• закрытая монополия.

• открытая монополия.

• естественная монополия.

• монопсония

• двусторонняя монополия.