2.Полезность, функция полезности и предельная полезность
В общем случае если известны наборы товаров, то для порядкового сопоставления в дальнейшем анализ вводится понятие функции полезности. Функция полезности- это количественная функция , которая ставит в соответствие некоторому набору товаров и услуг определенное число, причем более предпочтительному набору приписывается большее значение полезности.Так для двух видов благ Х и У функция полезности имеет вид: U = U(ху).
Где: х- количество потребляемого блага Х. у- количество потребляемого товара У
Итак, набор товаров А, составляющий из некоторого количества товаров Х и У, предпочтительнее другого набора В, если полезность U(А) больше набора U(В), а наборы равноценны, если полезности этих наборов равны U(А)=U(В).
Предельная полезность обозначается как МU и для товаров Х и У определяется следующим образом: МUух=ΔУ/ΔХ=ΔMU(ху)/ΔMU(yx), аналогично для У товара.
Совокупность наборов товаров Х,У доставляющих потребителю одинаковое удовлетворение, называется кривой безразличия и на плоскости выглядит следующим образом. Потребитель не делает различия между наборами А и В, так как U(А)=U(В)= Со
Совокупность кривых безразличия образуют карту безразличия. Карта кривых безразличия- способ описания предпочтений человека.
Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, предпочитаются наборам на менее удаленных кривых.
Кривые безразличия не пересекаются.
4.. Предельная норма замещения
С помощью кривых безразличия можно исследовать взаимозаменяемость товаров. С этой целью вводится понятие предельной нормы замещения МRС. В общем случае предельная норма замещения определяется по формуле: MRSху= -ΔУ/ΔХ – показывает угол наклона кривой безразличия, другими словами МРС в любой точке кривой безразличия равна наклону касательной в этой точке, умноженной на (-1)
Предельную норму замещения вдоль кривой безразличия можно связать с предельными полезностями на каждой оси. Изъятие dQy ед товара Y из набора наносит потребителю ущерб. Потеря полезности составит dQy *MUy . При замене потерянного количества У тем количеством Х, которое необходимо для возвращение на прежнею кривую безразличия, необходимо увеличить количество товара Х на dQх *MUх. Таким образом, прирост полезности от дабавления Х равен потере полезности от изъятого У. Тогда можно записать:
dQх *MUх = - dQy *MUy
следовательно, -(dQy/ dQх)= MUх/ MUy = MRSху
Где МUх, МUу – предельные полезности товаров Х и У.
Предельная норма замещения У на Х может рассматриваться как отношение предельной полезности Х к предельной полезности У.
- Тема 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа.
- Тема 2: Рыночная экономическая система и рыночный механизм
- 2. Предложение
- 3.Рыночное равновесие
- Тема 2 (Продолжение): Теория эластичности спроса и предложения
- 2. Эластичность и общая выручка.
- 3. Следует выделить факторы ценовой эластичности
- 4. «Эластичность по доходу».
- 5. Эластичность предложения.
- 6.Роль эластичности в распределении налогового бремени
- Тема 3: Теория поведения потребителей
- 2.Полезность, функция полезности и предельная полезность
- 5. Бюджетное ограничение
- 6. Оптимальный выбор потребителя Цель потребителя- сделать покупки таким образом, чтобы максимизировать обеспечиваемый себе уровень полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
- Сравнительная статика: 1. Кривые «доход- потребление» и кривая Энгеля
- 2. Кривая «цена потребление»
- 3. Эффект дохода и эффект замещения.
- Тема4: Поведение производителей
- Тема 5: Издержки производства
- Тема 6. Концентрация капитала и рыночная власть
- Сущность, источники и значение рыночной власти
- Измерение концентрации. Индекс Херфиндаля- Хиршмана
- Показатель концентрации: Индекс Херфиндаля-Хиршмана
- Оценка степени рыночной власти.
- Показатели рыночной власти
- Индекс Бэйна
- Индекс Тобина
- Индекс Лернера
- Тема7: Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
- Двухшаговая процедура
- Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополии
- Монополия и экономическая эффективность
- Регулирование деятельности естественных монополий
- 1. Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий
- 2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- 3.Ценовая дискриминация.
- 4. Монополия и экономическая эффективность
- 5. Регулирование деятельности естественных монополий
- Тема 9. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции
- 1. Основные черты рынка монополистической конкуренции
- 2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
- Тема 10. Поведение фирмы в условиях олигополии
- 1. Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии
- 2.Основные причины существования олигополии:
- 3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- Ломаная кривая спроса.
- Тайное соглашение о ценообразовании.
- Лидерство в ценах.
- Ценообразование по принципу «издержки плюс».
- 4.Теоретические модели олигополистического рынка
- 3.Спрос монополии на факторы производства
- Регулирование внешних эффектов