5.3. Проблемы моделирования компьютеров и сетей
При проектировании сети необходимо обеспечить выполнение противоположных требований. Для решения этой проблемы используют имитационное моделирование. Первое задание проектировщика - разобраться в работе распределенной вычислительной системы, которая образует сеть из отдельных компонентов, таких как компьютеры, принтеры и прочие устройства ввода-вывода. Такую сеть можно моделировать как сеть СМО и делать расчеты с помощью операционного анализа, ориентированного на вычислительные системы [9].
Типичный вопрос, который можно было бы задать при моделировании: каким будет среднее время задержки при передаче большого файла, если добавить в систему пять новых компьютеров, которые создают дополнительный трафик в сети? Если цель заключается в том, чтобы оптимизировать работу внутренних компонентов в пределах сети непосредственно (например, коммутатора), то ее надо моделировать как комплекс сетей СМО, который, возможно, содержит сотни или даже тысячи СМО.
Сетевого проектировщика волнуют, прежде всего, такие вопросы: как управлять перегрузкой в сети; какую емкость должен иметь буфер для каждого переключения направлений передачи; какие приоритеты должны назначаться на разные виды связи, которые используются в сети и т.п.
Некоторый другой набор вопросов касается лиц, которые конфигурируют сеть для определенного узла (например, компании или города), а именно: какая топология сети должна использоваться; какой ширины полосы частот должны быть распределены по индивидуальным каналам.
Проектировщикам, прежде всего, следует сосредоточиться на том, каким будет среднее время ответа на запрос в сети и как изменится время ответа сети на запрос в зависимости от разнообразного распределения пакетов с разными схемами обслуживания. Это требует определения времени ожидания, коэффициентов использования компонентов, времени переключения коммутаторов и времени задержки ответов на транзакцию, вызванную переключением и т.п.
При использовании передачи пакетов целесообразно рассмотреть такие показатели работы, как время ответа, производительность, процессорное время для обработки пакета. Время ответа имеет несколько разных определений. Упрощенное определение может звучать так: время ответа - это время от запроса пользователя до ответа системы. Такое определение игнорирует время ввода запроса и вывода ответа. В системах с распределением времени для интерактивных пользователей определяется время ответа от окончания ввода данных до окончания вывода, а для пакетных систем - от предоставления запроса до завершения вывода.
Два важных показателя, которые часто используются для характеристики работы сети или работы системы в целом, - это время ожидания и производительность. Время ожидания означает задержку, связанную с выполнением действия, например, время от момента, когда первый бит сообщения передан в сеть, до момента, когда последний бит появился у конечного адресата. Точное определение зависит от целей изучения и моделирования системы.
Время ожидания часто упоминается как время ответа, в особенности, когда обсуждается работа системы. Простое определение времени ответа - это время от момента, когда пользователь запрашивает выполнение операции до момента, когда система выдает ответ (например, время от запроса печати файла до получения полного отпечатанного файла).
Производительность обычно определяется как скорость прохождения запросов или как промежуток времени, за который запрос обслуживается системой. Интерактивную производительность определяют в запросах за секунду, тогда как пакетную - в заданиях за секунду. Производительность процессора определяют в миллионах команд в секунду (MIPS) и миллионах операций с плавающей запятой в секунду (MFLOPS), производительность системы диалоговой обработки запросов - в транзакциях в секунду (TPS).
Производительность - это количество запросов пользователей, которое может быть удовлетворено за единицу времени. В сетях связи это относится к числу бит информации (всего или для каждого пользователя), которое может быть передано через сеть за секунду.
При исследовании работы системы производительность характеризуется количеством заданий (например, заданий для вывода на печать), выполняемых за единицу времени.
Время ожидания и производительность - важные показатели работы. В качестве примера рассмотрим трубу, которая подает воду в дом. Время ожидания пока вода достигнет дома от насосной станции зависит (среди других факторов) от расстояния между станцией и домом. Производительность определяется количеством воды, которая вытекает из крана каждую секунду, и размером (поперечным сечением) трубы. Продолжительное время ожидания не обязательно предполагает низкую производительность. Например, дом может быть очень далеко от насосной станции, но производительность трубы очень большая. Точно так же сети, которые используют спутники, могут обеспечить продолжительное время ожидания, большую ширину полосы частот и высокую производительность.
Важным показателем является использование ресурса. Использование ресурса рассматривают как часть времени, расходуемую на обслуживание запроса (например, часть времени принтера, занятого печатью задания). Остаток от этого времени называют временем простоя. Для процессоров можно определить коэффициент использования как отношение времени простоя ко времени занятости, для памяти - как часть ресурса, которая занята на текущий момент времени (использование определяется как средняя часть, используемая за интервал времени).
Понятно, что коэффициент использования должен быть между 0,0 (полностью не используется) и 1,0 (всегда занят). По этому показателю можно определять критические параметры в системе или ее предельные возможности. Некоторые ресурсы не могут полностью использоваться в любой момент времени (например, не вся память компьютера используется в данный момент времени). В этом случае коэффициент использования определяется как средняя часть занятого ресурса за интервал времени. Например, если память используется приблизительно на 50%, то есть половина памяти компьютера занятая, а половина - доступна для использования другими программами.
Другие часто используемые показатели связаны с надежностью (определяют, например, среднее время между ошибками) или с доступностью, которая определяет среднее время между неудачными попытками. Моделирование часто применяется для оценки надежности системы, то есть среднего времени между отказами компонента или системы.
- Федеральное агентство по образованию
- Оглавление
- Глава 5. Моделирование вычислительных и операционных систем 289
- Глава 6. Основы моделирования процессов 305
- Глава 7. Задания для самостоятельной работы 311
- Глава 8. Проектирование имитационных моделей 335
- Глава 9. Технология имитационного моделирования 361
- Глава 10. Примеры принятия решений с помощью имитационного моделирования 433
- Глава 11. Задания для имитационных проектов 451
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Модели массового обслуживания
- 1.1. Системы массового обслуживания и их характеристики
- 1.2. Системы с одним устройством обслуживания
- 1.3. Основы дискретно-событийного моделирования смо
- 1.4. Многоканальные системы массового обслуживания
- Глава 2. Вероятностные сети систем массового обслуживания
- 2.1. Общие сведения о сетях
- 2.2. Операционный анализ вероятностных сетей
- 2.3. Операционные зависимости
- 2.4. Анализ узких мест в сети
- Глава 3. Вероятностное моделирование
- 3.1. Метод статистических испытаний
- 3.2. Моделирование дискретных случайных величин
- 3.3. Моделирование непрерывных случайных величин
- 3.4. Сбор статистических данных для получения оценок характеристик случайных величин
- Для оценки дисперсии случайной величины ξ используют формулу
- 3.5. Определение количества реализаций при моделировании случайных величин
- По формулам (3.18-3.20) находим
- Задачи для самостоятельной работы
- Задача 6
- Глава 4. Система моделированияgpss
- 4.1. Объекты
- 4.2. Часы модельного времени
- 4.3. Типы операторов
- 4.4. Внесение транзактов в модель. БлокGenerate
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.5. Удаление транзактов из модели. БлокTerminate
- 4.6. Элементы, отображающие одноканальные обслуживающие устройства
- 4.7. Реализация задержки во времени. БлокAdvance
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.8. Сбор статистики об ожидании. Блоки queue, depart
- 4.9. Переход транзакта в блок, отличный от последующего. БлокTransfer
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.10. Моделирование многоканальных устройств
- 4.11. Примеры построенияGpss-моделей
- Построение модели
- 4.12. Переменные
- 4.13. Определение функции вGpss
- Пример 4.23
- 4.14. Стандартные числовые атрибуты, параметры транзактов. Блоки assign, mark, loop
- 4.15. Изменение приоритета транзактов. БлокPriority
- 4.16. Организация обслуживания с прерыванием. Блоки preempt и return
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.17. Сохраняемые величины
- 4.18. Проверка числовых выражений. Блок test
- Пример 4.40
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.19. Определение и использование таблиц
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.20. Косвенная адресация
- 4.21. Обработка транзактов, принадлежащих одному семейству
- 4.22. Управление процессом моделирования в системеGpss
- 4.23. Списки пользователей
- 4.24. Блоки управления потоками транзактовLogic,gatelr,gatelSиGate
- 7 Testne p1,p2,asn2 ; Повторить, если адресат
- 4.25. Организация вывода временных рядов изGpss-модели
- 4.26. Краткая характеристика языкаPlus
- 4.27. Команды gpss World
- 4.28. Диалоговые возможностиGpssWorld
- 4.29. Отличия между gpss World и gpss/pc
- Глава 5. Моделирование вычислительных и операционных систем
- 5.1. Операционные системы компьютеров
- 5.2. Сети и системы передачи данных
- 5.3. Проблемы моделирования компьютеров и сетей
- Глава 6. Основы моделирования процессов
- 6.1. Производственные процессы
- 6.2. Распределительные процессы
- 6.3. Процессы обслуживания клиентов
- 6.4. Процессы управления разработками проектов
- Глава 7. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Моделирование разливной линии
- Глава 8. Проектирование имитационных моделей с помощью интерактивной системы имитационного моделирования
- 8.1. Структура интерактивной системы имитационного моделирования
- 8.2. Построение концептуальной схемы модели
- 8.3. Параметрическая настройка модели
- 8.4. Генератор формул
- 8.5. Управление экспериментом
- 8.6. Запуск эксперимента и обработка результатов моделирования
- 8.7. Управление проектами и общей настройкой системы
- 8.8. Пример построения модели средствамиIss2000
- Глава 9. Технология имитационногомоделирования
- 9.1. Имитационные проекты
- 9.2. Организация экспериментов
- 9.3. Проблемы организации имитационных экспериментов
- 9.4. Оценка точности результатов моделирования
- 9.5. Факторный план
- 9.6. Дисперсионный анализAnovAв планированииэкспериментов
- 9.7. Библиотечная процедураAnova
- 9.8. Технология проведение дисперсионного анализа в системеGpss World
- 9.9. Особенности планирования экспериментов
- 9.10. Нахождение экстремальных значений на поверхности отклика
- 9.11. Организация экспериментов вGpssWorld
- 9.12. Выбор наилучшего варианта структуры системы
- Глава 10. Примеры принятия решений с помощью имитационного моделирования
- 10.1. Моделирование производственного участка
- 10.2. Моделирование технологического процесса ремонта и замены оборудования
- Глава 11. Задания для имитационных проектов
- Приложение Системные сча
- Сча транзактов
- Сча блоков:
- Сча одноканальных устройств:
- Сча очередей
- Сча таблиц
- Сча ячеек и матриц ячеек сохраняемых величин:
- Сча вычислительных объектов
- Сча списков и групп
- Список литературы