6.3. Процессы обслуживания клиентов
Процессы обслуживания клиентов представляют собой одну из важнейших областей применения имитационного моделирования, поскольку в типичном процессе обслуживания суммарное время ожидания может достигать 95% от общего времени обработки.
Процессами обслуживания клиентов могут быть: предоставление услуг по телефону (справочные центры), работа «фабрик» услуг (рестораны, центры копирования, фотолаборатории), «магазинов» услуг (госпитали, ремонтные мастерские) и универмагов.
Имитационное моделирование процессов обслуживания клиентов считается сложной задачей, поскольку люди - это поточные объекты, но также могут быть ресурсами. Людям присуще сложное и непредвиденное поведение. Проще моделировать создание продуктов, документов, работу оборудования или перемещение транспортных средств. Например, клиенты, которые стоят в очереди, могут спорить, хитрить или вообще уйти. Моделирование подобных ситуаций требует незаурядной гибкости программирования.
В большинстве случаев время обслуживания клиентов и время появления клиентов являются случайными величинами. Поэтому для корректного представления необходимо использовать вероятностные распределения.
Поскольку поступление в систему носит циклический и случайный характер, системы обслуживания редко находятся в устойчивом состоянии. Поэтому было бы правильным моделировать осуществление операций в такой системе за некоторый период времени и соответствующим образом описывать работу элементов модели.
- Федеральное агентство по образованию
- Оглавление
- Глава 5. Моделирование вычислительных и операционных систем 289
- Глава 6. Основы моделирования процессов 305
- Глава 7. Задания для самостоятельной работы 311
- Глава 8. Проектирование имитационных моделей 335
- Глава 9. Технология имитационного моделирования 361
- Глава 10. Примеры принятия решений с помощью имитационного моделирования 433
- Глава 11. Задания для имитационных проектов 451
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Модели массового обслуживания
- 1.1. Системы массового обслуживания и их характеристики
- 1.2. Системы с одним устройством обслуживания
- 1.3. Основы дискретно-событийного моделирования смо
- 1.4. Многоканальные системы массового обслуживания
- Глава 2. Вероятностные сети систем массового обслуживания
- 2.1. Общие сведения о сетях
- 2.2. Операционный анализ вероятностных сетей
- 2.3. Операционные зависимости
- 2.4. Анализ узких мест в сети
- Глава 3. Вероятностное моделирование
- 3.1. Метод статистических испытаний
- 3.2. Моделирование дискретных случайных величин
- 3.3. Моделирование непрерывных случайных величин
- 3.4. Сбор статистических данных для получения оценок характеристик случайных величин
- Для оценки дисперсии случайной величины ξ используют формулу
- 3.5. Определение количества реализаций при моделировании случайных величин
- По формулам (3.18-3.20) находим
- Задачи для самостоятельной работы
- Задача 6
- Глава 4. Система моделированияgpss
- 4.1. Объекты
- 4.2. Часы модельного времени
- 4.3. Типы операторов
- 4.4. Внесение транзактов в модель. БлокGenerate
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.5. Удаление транзактов из модели. БлокTerminate
- 4.6. Элементы, отображающие одноканальные обслуживающие устройства
- 4.7. Реализация задержки во времени. БлокAdvance
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.8. Сбор статистики об ожидании. Блоки queue, depart
- 4.9. Переход транзакта в блок, отличный от последующего. БлокTransfer
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.10. Моделирование многоканальных устройств
- 4.11. Примеры построенияGpss-моделей
- Построение модели
- 4.12. Переменные
- 4.13. Определение функции вGpss
- Пример 4.23
- 4.14. Стандартные числовые атрибуты, параметры транзактов. Блоки assign, mark, loop
- 4.15. Изменение приоритета транзактов. БлокPriority
- 4.16. Организация обслуживания с прерыванием. Блоки preempt и return
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.17. Сохраняемые величины
- 4.18. Проверка числовых выражений. Блок test
- Пример 4.40
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.19. Определение и использование таблиц
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.20. Косвенная адресация
- 4.21. Обработка транзактов, принадлежащих одному семейству
- 4.22. Управление процессом моделирования в системеGpss
- 4.23. Списки пользователей
- 4.24. Блоки управления потоками транзактовLogic,gatelr,gatelSиGate
- 7 Testne p1,p2,asn2 ; Повторить, если адресат
- 4.25. Организация вывода временных рядов изGpss-модели
- 4.26. Краткая характеристика языкаPlus
- 4.27. Команды gpss World
- 4.28. Диалоговые возможностиGpssWorld
- 4.29. Отличия между gpss World и gpss/pc
- Глава 5. Моделирование вычислительных и операционных систем
- 5.1. Операционные системы компьютеров
- 5.2. Сети и системы передачи данных
- 5.3. Проблемы моделирования компьютеров и сетей
- Глава 6. Основы моделирования процессов
- 6.1. Производственные процессы
- 6.2. Распределительные процессы
- 6.3. Процессы обслуживания клиентов
- 6.4. Процессы управления разработками проектов
- Глава 7. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Моделирование разливной линии
- Глава 8. Проектирование имитационных моделей с помощью интерактивной системы имитационного моделирования
- 8.1. Структура интерактивной системы имитационного моделирования
- 8.2. Построение концептуальной схемы модели
- 8.3. Параметрическая настройка модели
- 8.4. Генератор формул
- 8.5. Управление экспериментом
- 8.6. Запуск эксперимента и обработка результатов моделирования
- 8.7. Управление проектами и общей настройкой системы
- 8.8. Пример построения модели средствамиIss2000
- Глава 9. Технология имитационногомоделирования
- 9.1. Имитационные проекты
- 9.2. Организация экспериментов
- 9.3. Проблемы организации имитационных экспериментов
- 9.4. Оценка точности результатов моделирования
- 9.5. Факторный план
- 9.6. Дисперсионный анализAnovAв планированииэкспериментов
- 9.7. Библиотечная процедураAnova
- 9.8. Технология проведение дисперсионного анализа в системеGpss World
- 9.9. Особенности планирования экспериментов
- 9.10. Нахождение экстремальных значений на поверхности отклика
- 9.11. Организация экспериментов вGpssWorld
- 9.12. Выбор наилучшего варианта структуры системы
- Глава 10. Примеры принятия решений с помощью имитационного моделирования
- 10.1. Моделирование производственного участка
- 10.2. Моделирование технологического процесса ремонта и замены оборудования
- Глава 11. Задания для имитационных проектов
- Приложение Системные сча
- Сча транзактов
- Сча блоков:
- Сча одноканальных устройств:
- Сча очередей
- Сча таблиц
- Сча ячеек и матриц ячеек сохраняемых величин:
- Сча вычислительных объектов
- Сча списков и групп
- Список литературы