4.27. Команды gpss World
Команды необходимы, как для построения программы модели, так и для интерактивного взаимодействия с моделью. Они включают операторы описания данных, операторы управления, которые включены в стандартный GPSS [10, 13], и команды, которые используются только в языке GPSS World.
Операторы описания данных и команды управления:
Команда START. Используется для инициации начала моделирования. Его формат:
START A,[B],[C],[D]
В операнде А задается значение счетчика завершений, определяющего момент окончания прогона модели. Операнд А может быть только положительным целым числом.
Операнд В - операнд вывода статистики. Этот операнд может принимать значение «NP» или быть опущенным. Задание «NP» в операнде В приводит к блокированию вывода статистики. По умолчанию выводится стандартная статистика.
Операнд С не используется и сохранен для совместимости с предыдущими версиями GPSS.
Операнд D задает необходимость вывода содержания СТС и СБС. Операнд D может быть положительным целым. Если операнд D не равен 0, то СТС и СБС выводятся.
Моделирование продолжается до тех пор, пока счетчик завер-s шения, определенный операндом А, не достигнет нулевого значения. Для уменьшения значения счетчика используется блок TERMINATE (подробнее см. в параграфе 4.4).
Стандартный числовой атрибут, который связан с этой командой, TG1 - текущее значение счетчика завершения.
Оператор INITIAL. Позволяет задавать начальные значения сохраняемых величин (Savevalue), элементов матриц (Matrix) и логических ключей (Logicswitch). Имеет такой формат:
INITIAL A[,B|
Значения операндов:
А - СЧА сохраняемых величин, элементов матриц или логических ключей. В операнде могут стоять:
LS<положительное целое>, LS$<имя> - имя логического ключа;
Х<положительное целое>, Х$<имя> - имя сохраняемой величины;
МХ<положительное целое>( ) или МХ$<имя>() - имя элемента матрицы.
В - устанавливаемое значение. По умолчанию равно единице. Операнд может быть числом, строкой, именем или UNSPECIFIED.
При выполнении оператора INITIAL значение, обусловленное операндом В, назначается логическому ключу, сохраняемой величине или элементу матрицы, определенному в операнде А.
Если операнд А определен как логический ключ, то операнд В может быть только нулем или единицей.
Если в операнде В использовано ключевое слово UNSPECIFIED, то сохраняемая величина, матрица или элемент матрицы устанавливается в «неопределенное» состояние. Обычно это ключевое слово используется, чтобы указать на отсутствие данных в матрице результатов, которая должна быть в дальнейшем проанализирована библиотечной процедурой ANOVA. Если матрица имеет размерность больше двух, то для установки ее в состояние UNSPECIFIED надо использовать язык PLUS.
С оператором INITIAL связаны блоки LOGIC, SAVEVALUE и MSAVEVALUE.
Пример 4.62
INITIAL Х88Д2000
Значение 12000 записывается в сохраняемую величину с номером 88.
INITIAL MX3(2,4),33
Значение 33 записывается в элемент (2, 4) матрицы 3.
INITIAL X$Quote,"Now is the time ... "
Этот оператор назначает строчную константу сохраняемой величине Quote.
INITIAL MX$Inventory(Part_39,Stocklevel),200
Значение 200 записывается в строку Part_39 столбца Stocklevel матрицы Inventory. Именам Part_39 и Stocklevel должны быть предварительно назначены соответствующие целые числа в командах EQU.
INITIAL MainResult,UNSPECIFIED
Предварительно определяется матрица для экспериментов с именем MainResult, которая может не иметь данных.
Команда RESET. Сбрасывает в ноль статистику и СЧА системы, но не удаляет транзакты из модели. Она используется для повторных экспериментов с моделью и сброса статистических данных переходного периода имитационного процесса. Имеет такой формат:
RESET
Действия команды RESET:
1) значение относительного модельного времени (С1) устанавливается в ноль;
2) значение абсолютного модельного времени (АС1) остается без изменений;
3) все датчики псевдослучайных чисел остаются неизменными;
4) значения сохраняемых величин и матриц, а также состояния логических ключей не изменяются;
5) счетчики числа входов в блоки (Nj) сбрасываются в ноль;
6) временные интегралы* устройств устанавливаются в ноль;
7) временные интегралы содержимого МКУ** устанавливаются в ноль;
8) счетчики числа входов в МКУ (SCj) и максимального содержимого МКУ (SMj) остаются неизменными;
9) временные интегралы всех очередей*** сбрасываются в ноль, счетчики вхождений в очередь (QCj) и максимального содержимого очереди (QMj) устанавливаются равными текущей длине очереди;
10) в таблицах стираются накопленные статистические данные;
11) временные интегралы СП устанавливаются в ноль, счетчики числа вхождений в списки (CCj) и максимального содержимого списков (CMj) устанавливаются равными текущей длине списка.
Команда CLEAR. Сбрасывает всю накопленную статистику, удаляет все транзакты из модели и устанавливает отсчет (нумерацию) транзактов, сгенерированных блоками GENERATE, начиная с единицы.
Формат записи команды CLEAR:
CLEAR [A|
Действия команды CLEAR:
1) все транзакты удаляются из модели;
2) содержимое всех блоков устанавливается в ноль;
3) текущие счетчики блоков (Wj) сбрасываются в ноль;
4) общие счетчики блоков (Nj) сбрасываются в ноль;
5) системное время (С1 и АС1) устанавливается в ноль;
6) устройства становятся незанятыми и доступными;
*Временной интеграл устройства - сумма длин всех интервалов времени, на протяжении которых устройство было занято.
**Временной интеграл содержимого МКУ рассчитывается так. В начале моделирования его значение равно нулю. При выполнении подпрограммы блоков ENTER и LEAVE вычисляются интервал времени, на протяжении которого содержимое МКУ не менялось, и соответствующее этому интервалу значение содержимого МКУ. Текущее значение временного интеграла содержимого МКУ увеличивается на значение произведения этих величин.
***Временной интеграл очереди рассчитывается так. В начале моделирования его значение равно нулю. При выполнении подпрограммы блоков QUEUE и DEPART вычисляется интервал времени, на протяжении которого содержимое очереди не менялось, и соответствующее этому интервалу значение содержимого очереди. Текущее значение временного интеграла содержимого очереди увеличивается на значение произведения этих величин.
7) МКУ становятся свободными и доступными;
8) временные интегралы устройств, МКУ, очередей и СП устанавливаются в ноль;
9) максимальные значения содержимого очередей, СП и МКУ устанавливаются равными их текущему значению;
10) состояние датчиков псевдослучайных чисел не изменяется;
11) внутренний счетчик транзактов, генерируемых в блоках GENERATE, устанавливается в ноль;
12) из всех числовых групп удаляются их члены;
13) содержимое всех сохраняемых величин и матриц принимает нулевое значение;
14) логические ключи сбрасываются.
Если используется CLEAR OFF, выполняется все перечисленное выше за исключением последних двух пунктов. То есть, если операнд A=OFF, то логические ключи, сохраняемые величины и матрицы остаются без изменений.
После выполнения всех названных операций команды CLEAR GPSS-модель просматривается интерпретатором в поиске блоков GENERATE. В каждом выявленном блоке GENERATE создается новый транзакт так же, как при первой интерпретации блока GENERATE. Заново вычисляется время начальной задержки и максимальное число транзактов, которые будут образованы в блоках GENERATE.
Команда RMULT. Моделирование часто требует нескольких различных последовательностей случайных чисел. Эти последовательности выдаются генераторами случайных чисел, которые действуют независимо друг от друга. При каждом запуске системы генераторы выдают одну и ту же последовательность чисел. Команда RMULT позволяет изменять такую последовательность путем изменения начальных множителей.
В системе GPSS World генераторы случайных чисел создаются по мере необходимости, их явное определение не обязательно. Несколько генераторов случайных чисел используются GPSS World для блоков GENERATE, ADVANCE и TRANSFER. Они определяются в пункте меню Edit/Setting/Random Numbers (случайные числа) настроек модели.
Формат команды RMULT:
RMULT [A],[B],[C],[D],[E],[F],[G]
В операнде А задается начальный множитель для первого генератора случайных чисел RN1.
В операнде В задается начальный множитель для второго генератора случайных чисел RN2.
В операнде С задается начальный множитель для третьего генератора случайных чисел RN3.
В операнде D задается начальный множитель для четвертого генератора случайных чисел RN4.
В операнде Е задается начальный множитель для пятого генератора случайных чисел RN5.
В операнде F задается начальный множитель для шестого генератора случайных чисел RN6.
В операнде G задается начальный множитель для седьмого генератора случайных чисел RN7.
Стандартный числовой атрибут, связанный с этой командой, - RN<номеp генератора>. Он возвращает случайное целое число из интервала от 0 до 999.
Операнды должны быть положительными целыми числами. В этом операторе должен быть задан хотя бы один операнд.
Пример 4.63
RMULT 875,1237,„319
Устанавливаются начальные состояния множителей генераторов случайных чисел 1, 2 и 5. Остальные значения остаются без изменений.
Оператор EQU. Предназначен для присвоения числовых значений именам, которые используются в модели (аналог #defme в языке программирования Си). Оператор имеет такой формат:
Таблица 4.49
Когда интерпретатор обрабатывает оператор EQU, он вычисляет выражение, заданное операндом А, после чего создает или переопределяет имя переменной. Имени присваивается результат вычисленного выражения. Полученное значение заменяет ссылки на это имя в операндах или выражениях, используемых в модели.
Значения имен могут использоваться как внутренние значения переменных пользователя, или они могут определять объекты, такие как метка. Именам, используемым как метки объектов, значения обычно не назначаются. Интерпретатор автоматически назначает индивидуальные значения именам, если они еще не появились в операторе EQU, в выражениях или операндах. Имена могут использоваться для определения объекта в СЧА.
Выражения, содержащиеся в операторе EQU, вычисляются согласно правилам для выражений и могут включать запросы к пользовательским или библиотечным процедурам PLUS. Выражения могут использовать любые из арифметических и логических операторов. Если в выражении используются параметры, они вычисляются для активного транзакта.
Имена, которым не были явно назначены значения, не могут использоваться в выражении. Необходимо назначить значение для имени прежде, чем будет вычислено выражение. Переменные пользователя могут быть заданы операторами EQU или в процедуре PLUS.
Если значение имени определено, то оно сохраняет свое значение на протяжении всего прогона модели. Имена переменных пользователя могут быть переопределены:
1) повторным определением и вводом новых операторов EQU в очереди команд;
2) в процедуре PLUS;
3) при выполнении интегрирования с помощью команды INTEGRATE.
Значение метки блока не может быть изменено (переопределено после трансляции) оператором EQU. Если имя было определено для объекта, а затем переопределено, например, оператором EQU, то нет возможности обратиться к первоначальному имени.
Переменные FVARIABLE и BVARIABLE используют одну и ту же область имен.
Если необходимо использовать числовое имя для объекта, то оно должно быть назначено оператором EQU до определения объекта.
Пример 4.64
Mechanic EQU 1 Mechanic STORAGE 100
В СЧА и операндах блоков этого МКУ теперь может использоваться число 1 или имя Mechanic.
Пример 4.65
Рассмотрим модель одноканальной системы обслуживания:
10 GENERATE 30,6 20 SEIZE DEVICE 30 ADVANCE 25,4 40 RELEASE DEVICE 50 TERMINATE 60 GENERATE 24000 70 TERMINATE 1 START 1
В этом случае статистика по устройствам имеет такой вид:
FACILITY ENTRIES UTIL. AVE.TTME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY DEVICУ 802 0.830 24.86 1 803 0 0 0 0
Используем оператор EQU:
10 GENERATE 30,6 20 SEIZE DEVICE 30 ADVANCE 25,4 40 RELEASE DEVICE 50 TERMINATE 60 GENERATE 24000 70 TERMINATE 1 DEVICE EQU 1 START 1
Теперь статистика по устройствам имеет такой вид:
FACILITY ENTRIES UTIL. AVE.TTME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY 1 802 0.830 24.86 1 803 0 0 0 0 0
Кроме рассмотренных выше, к операторам описания объектов относятся:
BVARIABLE - определяет булеву переменную;
FUNCTION - определяет функцию;
FVARIABLE - определяет действительную переменную с фиксированной точкой;
MATRIX - определяет матрицу;
QTABLE - определяет таблицу для очереди;
STORAGE - определяет МКУ;
TABLE - определяет таблицу;
VARIABLE - определяет переменную.
Все эти операторы были рассмотрены ранее. Отметим только, что в GPSS World возможности работы с матрицами расширены (увеличена максимальная размерность матрицы с 2-х до 6). Поэтому оператор MATRIX имеет следующий формат:
NAME MATRIX A,B,C,[D],[E],[F][,G]
Метка NAME определяет имя матрицы.
Операнд А не используется (оставлен для совместимости с предыдущими версиями GPSS). Все остальные операнды должны быть только положительными целыми числами и задают размерность матрицы по соответствующему измерению:
В - задает максимальное значение индекса для первой размерности;
С - задает максимальное значение элементов для второй размерности;
D - задает максимальное значение элементов для третьей размерности;
Е - задает максимальное значение элементов для четвертой размерности;
F - задает максимальное значение элементов для пятой размерности;
G - задает максимальное значение элементов для шестой размерности.
Только к первым двум размерностям матрицы можно обращаться в блоке MSAVEVALUE. В этом случае все отсутствующие размерности предполагаются равными единице. Процедуры PLUS могут обращаться ко всем элементам любой матрицы. Если необходимо использовать матрицу размерностью больше, чем 2, надо создать одну или несколько процедур PLUS для обращения к ним. Матрица, определенная в операторе MATRIX, имеет глобальную область действия, т.е. доступна всем процедурам PLUS. Кроме того, может быть создана ^ременная матрица с локальной областью действия (доступна только в процедуре PLUS, в которой она объявлена).
Матрицы никогда не удаляются из модели, однако, они могут быть переопределены другим оператором MATRIX.
Когда матрица создается впервые или когда используется команда CLEAR ON, всем элементам задаются значения 0. При необходимости можно использовать оператор INITIAL для задания элементам матрицы неопределенного состояния - UNSPECIFIED. Это полезно для сохранения результатов эксперимента. Когда такая матрица результатов передается библиотечной процедуре ANOVA, элементы UNSPECIFIED будут обработаны как отсутствующие данные, вместо нулевых значений.
Максимальный размер памяти, выделяемый для матриц, определяется в настройках параметров системы GPSS World.
Команда EXIT (ВЫХОД). Предназначен для завершения работы с системой GPSS World. Имеет следующий формат: EXIT [A]
В результате выполнения команды EXIT система немедленно завершает работу. Операнд А является необязательным и используется для управления сохранением модели и результатов моделирования. Он может принимать следующие значения:
0 или не указан - в окне сообщений появляется запрос на сохранение для каждого вновь созданного или измененного в сеансе моделирования файла;
1 - все файлы сохраняются без запроса;
-1 - не сохраняются никакие файлы.
Диалоговые команды GPSS World. Могут быть включены в модель или введены в диалоговом окне команд - Command (в этом случае они называются диалоговыми командами). Любая имитация связана очередью команд. После трансляции модели при моделировании все команды выстраиваются в очередь команд и выполняются одна за другой, пока этот процесс не будет приостановлен или пока не будут выполнены все команды.
Команды могут быть немедленными или поставленными в очередь. Немедленные команды, как HALT и SHOW, выполняются, как только они получены в процессе моделирования, другие команды ставятся в очередь. Они помещаются в конце списка команд, которые еще не были выполнены. Если при моделировании нет немедленных команд, то выполняется следующая команда из очереди команд. Если имитация выполняется и получена немедленная команда, то моделирование временно приостанавливается для выполнения немедленной команды.
Команда HALT - особый случай. Мало того, что она немедленная команда, но она также удаляет все оставшиеся команды из очереди команд. После выполнения команды HALT моделирование прекращается.
Обычно удобно поместить список часто используемых команд в текстовый файл. Тогда можно использовать команду INCLUDE (ВКЛЮЧИТЬ) для посылки объекту моделирования целой последовательности команд. Еще проще, можно загружать в функциональную клавишу команду INCLUDE и выполнять целый список команд одиночным нажатием соответствующей клавиши.
Команда CONDUCT (ПРОВЕСТИ) начинает эксперимент. Ее формат:
CONDUCT [A]
Операнд А задает имя вызываемой процедуры эксперимента, написанной на языке PLUS. Операндом может быть только имя PLUS-процедуры. Данный операнд является необязательным.
Команда CONDUCT - немедленная команда, которая может быть послана только приостановленному процессу моделирования.
Эта команда запускает эксперимент и передает параметры к предварительно организованному эксперименту на языке PLUS для объекта моделирования. Если при моделировании используется только одиночный эксперимент без параметров, операнд А не требуется.
Пример 4.66
CONDUCT MyExperiment(NumberOfTellers, StartingReplicateNumber)
В этом примере PLUS-эксперимент MyExperiment запускается точно так же, как любая другая процедура. Глобальные переменные пользователя NumberOfTellers и StartingReplicateNumber используются для того, чтобы определить, где эксперимент начинается или возобновляется при прогоне модели. Параметры вычисляются в глобальном контексте и передаются вызываемому эксперименту.
Как только начался эксперимент с командой CONDUCT, диалоговые возможности взаимодействия с выполняемой моделью ограничены. Можно только отображать часы модельного времени с помощью меню View/Simulation Clock, Если в процессе моделирования возникла необходимость взаимодействия с моделью, то эксперимент необходимо остановить командой HALT. Команда CONDUCT не может быть запущена обращением к процедуре DoCommand. В ходе эксперимента доступны только команда HALT и библиотечная процедура Do-Command. С командой CONDUCT не связаны никакие СЧА.
Команда CONTINUE (ПРОДОЛЖИТЬ) возобновляет процесс моделирования, который был ранее прерван либо остановлен командой STOP.
Формат команды:
CONTINUE
Моделирование считается остановленным, когда встречается условие, установленное командой STOP или STEP. Команда продолжает процесс моделирования, но не исключает повторные условия останова. Условие останова может быть исключено из модели опцией OFF команды STOP или в окне блоков.
Команда CONTINUE может использоваться после команды HALT, которая удаляет все команды из очереди команд. Только команда CONTINUE может продолжить процесс моделирования, если счетчик завершения остался положительным числом. В этом случае продолжается планирование появления транзактов в модели. В противном случае процесс моделирования прекращается, появление транзактов не планируется, генераторы случайных чисел в начальное состояние не сбрасываются.
Команда CONTINUE может быть выполнена с помощью «горячих клавиш» [Ctrl+Alt+C], если активно окно GPSS World.
Команда INCLUDE (ВКЛЮЧИТЬ) транслирует файл операторов модели.
Формат команды:
INCLUDE A
Операнд А обязательный, он определяет подключаемый дополнительный файл модели или файл со списком команд. Операнд представляет собой строку символов и определяет путь к файлу.
Пример 4.67
INCLUDE "examplel.txt"
Когда транслятор получает команду INCLUDE, он считывает текст модели из файла с именем example_l.txt. Так как путь к файлу не указан, то предполагается, что файл находится в каталоге проекта модели. Команда INCLUDE является немедленной командой. При получении этой команды транслятор начинает транслировать подключаемый файл GPSS-модели example_l.txt так, как будто подключаемая модель заменила строку с командой INCLUDE. Допускается подключение не более пяти файлов.
Пример 4.68
INCLUDE "A:\prim_l.txt"
В этом примере указан полный путь к подключаемому файлу, который находится на дискете в дисководе А.
1 Система GPSS World работает только с файлами, имеющими расширение «.txt». В этих файлах может находиться либо неоттранслированная модель GPSS-программы, либо последовательность команд. При попытке подключения с помощью этой команды оттранслированной модели с расширением «.gps» транслятор выдает сообщение о том, что подключаемый файл должен быть только с расширением «.txt».
Команда HALT прерывает моделирование и очищает очередь команд. Формат команды:
HALT
Команда HALT - немедленная команда и поэтому не помещается в очередь команд объекта моделирования. Она выполняется немедленно, переводя процесс моделирования в приостановленное состояние и удаляя любые оставшиеся команды из очереди команд. Моделирование может быть продолжено позже командой CONTINUE. Только после этой команды можно использовать команду GROUPS.
Команда HALT может быть выполнена с помощью «горячих клавиш» [Ctrl+Al+H], если активно окно GPSS World.
Команда INTEGRATE устанавливает интегрирование и пороги непрерывной переменной. Формат команды:
NAME INTEGRATE A,[B],C,[D],[E]
NAME - имя переменной пользователя.
Значение операндов:
А - производная. Операндом А может быть имя, число, строка, выражение в скобках или СЧА.
В - первое пороговое значение (порог). Операндом В может быть имя, число, строка, выражение в скобках или СЧА.
С - первая метка. Операндом С может быть имя, положительное целое число, выражение в скобках или СЧА. Операнды В и С: или оба используются, или оба не используются.
D - второе пороговое значение (порог). Операндом D может быть имя, число, строка, выражение в скобках или СЧА.
Е - вторая метка. Операндом Е может быть имя, положительное целое число, выражение в скобках или СЧА. Операнды D и Е: или оба используются, или оба не используются.
Когда объект моделирования принимает команду INTEGRATE, он размещает ее в конце очереди команд.
При выполнении команд INTEGRATE переменная пользователя автоматически интегрируется с течением системного времени. Для интегрирования используется модифицированный метод Рунге-Кутта-Фельберга пятого порядка с переменным размером шага.
Всем переменным пользователя, используемым в интегрировании, до выполнения моделирования должны быть даны начальные значения. Это можно сделать с помощью операторов EQU или операторов присваивания в PLUS-процедуре.
Операнд А команды INTEGRATE используется для производной переменной пользователя по времени. Он может быть очень простым или весьма сложным. В последнем случае можно определить процедуру PLUS и разместить команду вызова в вводимом выражении, используемом для операнда А.
Каждая команда INTEGRATE может иметь ноль, один или: два числовых порога. Операнды В и С могут использоваться для определения первого порога, и (или) операнды D и Е могут использоваться для определения второго порога. В любом случае, первый операнд пары определяет значение порога, второй указывает метку блока, который принимает генерируемые транзакты.
Если в течение интегрирования значение интегрируемой переменной достигает значение порога (с любого направления), создается новый транзакт. Этому транзакту устанавливается приоритет 0, и он переходит в блок, связанный с этим порогом в команде INTEGRATE. Время входа транзакта в модель определяется линейной интерполяцией. Для увеличения точности при приближении к порогу шаг интегрирования уменьшается. Транзакты, генерируемые при пересечении порога, могут использоваться для того, чтобы изменить значение порога.
Оба порога равноправны, нет необходимости определять один как нижний, а второй как верхний. Новый транзакт генерируется при пересечении любого порога с любой стороны. Если направление пересечения важно для функционирования модели, то нужно следить за значением переменной либо проверять направление пересечения.
Интегрирование начинается автоматически в активном или «разрешенном» состоянии. Во время выполнения моделирования можно включать или выключать интегрирование, используя один или несколько блоков INTEGRATION.
Чтобы настроить автоматическое интегрирование переменной, необходимо:
1) объявить командой INTEGRATE интегрируемую переменную;
2) присвоить начальные значения используемым переменным.
Пусть имеется простое дифференциальное уравнение вида y’=f(Θ), где Θ- это выражение, в которое входят некоторые переменные и (или) значение системного времени (СЧА АС1). По определению f(Θ) - это производная переменной у по времени. Итак, для настройки интегрирования нужно:
1) объявить командой INTEGRATE интегрируемую переменную Y_ (не забыв при этом заключить выражение производной в скобки):
Y_ INTEGRATE (f(Θ))
2) присвоить переменной Y_ начальное значение, например,
Y_ EQU 100.3
3) присвоить начальные значение всем переменным, входящим в выражение 0 (с помощью операторов EQU или операторов присваивания в PLUS-процедурах).
Производная показывает, как быстро изменяется переменная во времени. Она указывает, на какую величину GPSS World автоматически увеличивает числовое значение интегрируемой переменной в процессе моделирования.
Пусть, например, некоторый склад строится со скоростью 2 блока в минуту, а единица модельного времени равна одной секунде [20]. В этом случае настройка автоматического интегрирования осуществляется так:
Inventory INTEGRATE (2.0/3600) Inventory EQU 100
Естественно, переменной Inventory может быть придано любое другое начальное значение.
Вычисление производной требует большего времени, чем вычисление аналитического выражения. В таком простом примере, как )тот, где переменная вычисляется как функция от времени, гораздо быстрее просто посчитать значение переменной во время моделирования, чем интегрировать переменную.
Интегрирование должно использоваться в случаях, когда не известно решение дифференциального уравнения.
Этот пример определяет систему из двух дифференциально-разностных уравнений первого порядка, точное решение которой таково:
Выражения в командах INTEGRATE используются как производные по времени. Начальные значения непрерывных переменных установлены командами EQU.
В процессе моделирования интегрирование автоматически выполняется между моментами дискретного времени. Порог установлен для пользовательской переменной Х_*. Когда эта переменная пересекает значение 0,707 (с любого направления), создается новый транзакт и направляется в блок, помеченный меткой WAKE_UP.
* Обозначение X используется для СЧА сохраняемых величин и не может использоваться как имя переменной, поэтому в данной модели используется имя Х_.
При использовании интегрирования моделирование выполняется поочередно в непрерывных и дискретных стадиях. В процессе имитации при планировании событий выполняется дискретная стадия моделирования. В этом случае часы модельного времени продвигаются от события к событию. Между моментами наступления событий выполняется непрерывная стадия моделирования, в течение которой интегрирование осуществляется с маленькими приращениями времени, называемыми минишагами. График переменной интегрирования выводит промежуточные значения в концах минишагов. Когда происходит пересечение порога, генерируется транзакт и моделирование переходит в дискретную стадию. Непрерывная и дискретная стадии могут взаимодействовать. Например, интегрируемым переменным пользователя в дискретной стадии могут быть назначены новые значения. Это можно сделать, используя операторы EQU или вызывая предназначенные для этого PLUS-процедуры.
Пример 4.69
Пусть PLUS-процедура определена следующим образом:
PROCEDURE SetPop(PopLevel) BEGIN
Foxes=PopLevel;
END;
Можно повторно инициализировать переменную пользователя, введя, например, блок PLUS в модель
PLUS (SetPop (200))
или используя ввод выражения, которое вызывает SetPop() в некотором другом блоке.
Уравнения высокого порядка [20]. При необходимости использования в модели дифференциального уравнения высокого порядка, необходимо уменьшить его порядок до первого. Для этого нужно переписать это уравнение как систему уравнений первого порядка. Это выполняется достаточно просто путем ввода новой переменной для каждой промежуточной производной.
Например, пусть имеем дифференциальное уравнение третьего порядка:
Для уравнений еще большего порядка нужно продолжить введение новых переменных. После подстановки новых переменных в начальное уравнение получим дифференциальное уравнение первого порядка:
25v'-6u + y = 0.
Теперь у нас есть следующая система дифференциальных уравнений:
В системе Grab World это будет выглядеть так:
Y_ INTEGRATE U_
U_ INTEGRATE V_
V_ INTEGRATE ((6/25) # U_-(1/25)#Y_)
Y_ EQU 10.0
U_ EQU 1.0
U_ EQU 1.0
Начальные значения для U_, V_ и Y_, определенные при помощи оператора EQU, задаются в зависимости от начальных условий моделирования.
Пример 4.70 [20]
Постановка задачи «Хищник-Жертва». На маленьком острове бесконтрольно растет популяция кроликов. Проблема стоит так остро, что местные фермеры прикладывают значительные усилия, чтобы прекратить увеличение популяции кроликов. Для контроля над ситуацией они хотят завести популяцию лис.
Для моделирования этого явления используется модель «хищник - жертва». При моделировании изучается такой вопрос: «Что произойдет, если выпустить 80 лис?».
******************************************************************
* Модель Lotka-Volterra Хищник-Жертва
* Действия:
* График "Лисы и Кролики": X 12000; Y 0-3000
* START 1
******************************************************************
*
* Не забывайте выражения производных заключать в скобки Foxes INTEGRATE (FoxRateQ)
Rabbits INTEGRATE (RabbitRateQ)
*
* Начальные условия
*
Foxes EQU 80
Rabbits EQU 1000
*
* Параметры модели
*
K_ EQU 0.2000 ; Эффективность хищников А_ EQU 0.0080 ; Уровень смертности хищников В_ EQU 0.0002 ; Фактор охоты С_ EQU 0.0400 ; Уровень рождаемости кроликов
*
* Управляющий сегмент дискретного моделирования
*
GENERATE 10000
TERMINATE 1
PROCEDURE FoxRateO BEGIN
*
* Скорость роста популяции лис
*
TEMPORARY BirthRate, Death Rate, TotRe3(» =
* Граничные значения для переменной *
IF (Foxes < 0) THEN Foxes = 0;
IF (Foxes > 10e50) THEN Foxes = 10e50 ;
BirthRate = K_ # B_ # Foxes # Rabbits;
DeathRate = A_ # Foxes;
TotRate = BirthRate - DeathRate;
RETURN TotRate; END;
*
PROCEDURE RabbitRateQ BEGIN
*
* Скорость роста популяции кроликов
*
TEMPORARY BirthRate, DeathRate, TotRate;
* Граничные значения для переменной
IF (Rabbits < 0) THEN Rabbits = 0;
IF (Rabbits > lOeSO) THEN Rabbits = 10e50 ;
BirthRate = C_ # Rabbits;
DeathRate = B_ # Foxes # Rabbits ;
TotRate = BirthRate - DeathRate;
RETURN TotRate; END;
На рис. 4.15 представлен отчет по результатам моделирования при условии, что начальное значение количества лис равно 80. На рис. 4.16 дан график изменения размеров популяций кроликов и лис для этого начального значения.
Команда REPORT. Выводит стандартный статистической отчет о работе модели.
Формат команды:
REPORT [A][,B]
Операнд А не используется (оставлен для совместимости с предыдущими версиями).
Операнд В - признак немедленного создания стандартного отчета. Может иметь значение NOW.
Пример 4.71
REPORT
Эта команда немедленно создает стандартный отчет.
REPORT ,NOW
Этот формат команды сохранен для совместимости с версией GPSS/PC. Как и в предыдущем случае, она немедленно создает стандартный отчет.
Команда REPORT ставится в конец очереди команд. Способ выдачи информации в стандартный отчет может быть настроен в параметрах системы Edit/Settings/Report. Если в параметрах указан вывод в окно «In Windows», то стандартный отчет создается в новом окне и может быть сохранен в файле. В противном случае стандартный отчет создается, ему присваивается последовательный номер, и он автоматически помещается в файл.
Команда REPORT больше не использует операнд А и всегда предполагает, что операнд В имеет значение NOW. Она игнорирует параметр «Создать стандартный отчет» (Create Standard Report), который используется для автоматического создания отчета, и операнд В команды START, используемой для текущей имитации. Обычно нет необходимости использовать команду REPORT, так как отчет создается автоматически в соответствии с параметрами настройки отчета, которые задаются в меню Edit/Settings/Report.
Команда SHOW. Отображает значение выражения в строке состояния в окне модели. Эта команда выполняется немедленно, как только получена системой.
Формат команды:
SHOW <выражение>
Выражения в команде SHOW бывают арифметического и логического типа (см. параграф 4.12).
Пример 4.72
SHOW LOG(Q$BARBER)
Указанная команда вычисляет натуральный логарифм от СЧА Q$BARBER и выводит результат на экран дисплея.
SHOW X$PROFIT- X$expense
Если X$PROFIT - суммарный доход, a X$EXPENSE - суммарные затраты, то команда SHOW выведет их разность в окне модели в строке состояния.
Копия сообщения о выполнении этой команды с результатом вычисления посылается в окно журнала сессии. Если нет активных транзактов, т.е. имитация не выполнялась, или именам, используемым в команде SHOW, не были назначены значения, то выдается сообщение об ошибке. Эта команда отображает до 38 цифр или знаков.
Команда STEP. Задает возможность прерывания процесса моделирования при прохождении указанного количества блоков. Формат команды:
STEP A
Операнд А - счетчик прохождения блоков. Операнд может быть положительным целым.
Команда STEP не является немедленной командой, а становится ; в конец очереди команд. Когда процесс моделирования прерывается, модель переходит в «приостановленное» состояние. В окне журнала сессии появляется сообщение трассировки. Когда используется команда STEP, в модели должен быть активный транзакт (то есть модель перед этим может быть запущена командой START).
Модель, которая стартовала с использованием команды STEP, не может быть завершена при нулевом счетчике завершения. Моделирование завершается при прохождении указанного в операнде А команды STEP количества блоков.
Если команда STEP выполняется, то счетчик завершения не устанавливается; блоки при необходимости перенумеровываются; все блоки, генерирующие транзакты, приводятся в исходное состояние; генераторы случайных чисел в начальное состояние не сбрасываются.
Пример 4.73
STEP 1
Процесс моделирования останавливается при прохождении одного блока модели.
Команду STEP используют для трассировки модели. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
1. К тексту модели прибавить последовательность команд:
START 1
STEP 1
Моделирование начнется после команды START (счетчик завершения или длительность прогона модели выбирают так, чтобы на момент завершения моделирования в модели уже был активный транзакт). Активный транзакт после команды STEP продвинется к следующему блоку.
2. Перейти в диалоговое окно блоков («Blocks Window»). В окне можно проследить движение каждого транзакта по блокам модели. В окне журнала сессии появится информация, подобная следующей:
3. Нажать «мышкой» на поле STEP в меню команд окна блоков. Выполнится команда
STEP 1
и активный транзакт продвинется на один блок вперед.
4. Пункт 3 выполнить столько раз, сколько это необходимо. Для выполнения команды STEP можно использовать комбинацию клавиш [Ctrl+Alt+1].
Команда STOP. Устанавливает или снимает условие останова моделирования.
Формат команды:
STOP [A],[B][,C]
Операнд А - номер транзакта, может быть положительным целым. Если операнд опущен, то любой транзакт удовлетворяет условию останова.
Операнд В - номер блока. Если операнд опущен, то любой блок удовлетворяет условию останова. Операнд может быть положительным целым или именем.
Операнд С - флажок состояния команды (может быть ON или OFF). По умолчанию - ON.
Пример 4.74
STOP 1000,50
Эта команда задает условие останова модели при входе транзакта с номером 1000 в блок с номером 50.
Команда STOP без операндов вызывает немедленный останов процесса моделирования, а с опцией ON устанавливает условие останова моделирования, но не стартует модель. Для запуска моделирования используют последовательность операторов и команд START, STEP, CONTINUE
Команда CONTINUE позволяет выйти из состояния останова и продолжить моделирование, однако, условие останова, введенное ранее командой STOP, остается включенным. Для отключения условия останова необходимо выполнить в команду STOP с флагом OFF. Условия останова могут быть заданы в окне блоков.
- Федеральное агентство по образованию
- Оглавление
- Глава 5. Моделирование вычислительных и операционных систем 289
- Глава 6. Основы моделирования процессов 305
- Глава 7. Задания для самостоятельной работы 311
- Глава 8. Проектирование имитационных моделей 335
- Глава 9. Технология имитационного моделирования 361
- Глава 10. Примеры принятия решений с помощью имитационного моделирования 433
- Глава 11. Задания для имитационных проектов 451
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Модели массового обслуживания
- 1.1. Системы массового обслуживания и их характеристики
- 1.2. Системы с одним устройством обслуживания
- 1.3. Основы дискретно-событийного моделирования смо
- 1.4. Многоканальные системы массового обслуживания
- Глава 2. Вероятностные сети систем массового обслуживания
- 2.1. Общие сведения о сетях
- 2.2. Операционный анализ вероятностных сетей
- 2.3. Операционные зависимости
- 2.4. Анализ узких мест в сети
- Глава 3. Вероятностное моделирование
- 3.1. Метод статистических испытаний
- 3.2. Моделирование дискретных случайных величин
- 3.3. Моделирование непрерывных случайных величин
- 3.4. Сбор статистических данных для получения оценок характеристик случайных величин
- Для оценки дисперсии случайной величины ξ используют формулу
- 3.5. Определение количества реализаций при моделировании случайных величин
- По формулам (3.18-3.20) находим
- Задачи для самостоятельной работы
- Задача 6
- Глава 4. Система моделированияgpss
- 4.1. Объекты
- 4.2. Часы модельного времени
- 4.3. Типы операторов
- 4.4. Внесение транзактов в модель. БлокGenerate
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.5. Удаление транзактов из модели. БлокTerminate
- 4.6. Элементы, отображающие одноканальные обслуживающие устройства
- 4.7. Реализация задержки во времени. БлокAdvance
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.8. Сбор статистики об ожидании. Блоки queue, depart
- 4.9. Переход транзакта в блок, отличный от последующего. БлокTransfer
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.10. Моделирование многоканальных устройств
- 4.11. Примеры построенияGpss-моделей
- Построение модели
- 4.12. Переменные
- 4.13. Определение функции вGpss
- Пример 4.23
- 4.14. Стандартные числовые атрибуты, параметры транзактов. Блоки assign, mark, loop
- 4.15. Изменение приоритета транзактов. БлокPriority
- 4.16. Организация обслуживания с прерыванием. Блоки preempt и return
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.17. Сохраняемые величины
- 4.18. Проверка числовых выражений. Блок test
- Пример 4.40
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.19. Определение и использование таблиц
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.20. Косвенная адресация
- 4.21. Обработка транзактов, принадлежащих одному семейству
- 4.22. Управление процессом моделирования в системеGpss
- 4.23. Списки пользователей
- 4.24. Блоки управления потоками транзактовLogic,gatelr,gatelSиGate
- 7 Testne p1,p2,asn2 ; Повторить, если адресат
- 4.25. Организация вывода временных рядов изGpss-модели
- 4.26. Краткая характеристика языкаPlus
- 4.27. Команды gpss World
- 4.28. Диалоговые возможностиGpssWorld
- 4.29. Отличия между gpss World и gpss/pc
- Глава 5. Моделирование вычислительных и операционных систем
- 5.1. Операционные системы компьютеров
- 5.2. Сети и системы передачи данных
- 5.3. Проблемы моделирования компьютеров и сетей
- Глава 6. Основы моделирования процессов
- 6.1. Производственные процессы
- 6.2. Распределительные процессы
- 6.3. Процессы обслуживания клиентов
- 6.4. Процессы управления разработками проектов
- Глава 7. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Моделирование разливной линии
- Глава 8. Проектирование имитационных моделей с помощью интерактивной системы имитационного моделирования
- 8.1. Структура интерактивной системы имитационного моделирования
- 8.2. Построение концептуальной схемы модели
- 8.3. Параметрическая настройка модели
- 8.4. Генератор формул
- 8.5. Управление экспериментом
- 8.6. Запуск эксперимента и обработка результатов моделирования
- 8.7. Управление проектами и общей настройкой системы
- 8.8. Пример построения модели средствамиIss2000
- Глава 9. Технология имитационногомоделирования
- 9.1. Имитационные проекты
- 9.2. Организация экспериментов
- 9.3. Проблемы организации имитационных экспериментов
- 9.4. Оценка точности результатов моделирования
- 9.5. Факторный план
- 9.6. Дисперсионный анализAnovAв планированииэкспериментов
- 9.7. Библиотечная процедураAnova
- 9.8. Технология проведение дисперсионного анализа в системеGpss World
- 9.9. Особенности планирования экспериментов
- 9.10. Нахождение экстремальных значений на поверхности отклика
- 9.11. Организация экспериментов вGpssWorld
- 9.12. Выбор наилучшего варианта структуры системы
- Глава 10. Примеры принятия решений с помощью имитационного моделирования
- 10.1. Моделирование производственного участка
- 10.2. Моделирование технологического процесса ремонта и замены оборудования
- Глава 11. Задания для имитационных проектов
- Приложение Системные сча
- Сча транзактов
- Сча блоков:
- Сча одноканальных устройств:
- Сча очередей
- Сча таблиц
- Сча ячеек и матриц ячеек сохраняемых величин:
- Сча вычислительных объектов
- Сча списков и групп
- Список литературы