5.2. Сети и системы передачи данных
Интеграция систем передачи информации (телефонная и радиосвязь) и компьютерных систем обусловила создание сетей поддержки , связи между компьютерами (отдельные входы в системы, передача файлов, электронная почта и т.п.). В современных цифровых сетях передачи информации нет различия между передачей голоса и данных, поскольку они способны передавать данные, звуковой и видеосигнал как один пакет данных. Это так называемые широкополосные цифровые сети с предоставлением комплексных услуг.
Сети иногда делят по их географическому размещению на локальные, региональные и глобальные. Локальные сети имеют ограниченное количество компьютеров, и связь между ними осуществляется по физической линии связи (проводам, коаксиальному кабелю). Региональные сети объединяют несколько локальных сетей в рамках области или региона и используют, главным образом, телефонные сети или волоконно-оптические кабели. Глобальные сети передают данные не только по телефонным каналам, но и по спутниковым и радиоканалам.
Вычислительная сеть представляет собой систему станций на базе ЭВМ (узлы сети), взаимодействующих между собой через каналы передачи данных, используемые для обмена информацией. Для обеспечения безошибочной и максимально удобной передачи информации сетевые операции регулируются набором правил и соглашений, названных сетевым протоколом. Протокол определяет типы разъемов и кабелей, сигналы, форматы данных и средства проверки ошибок, а также алгоритмы для сетевых интерфейсов и узлов по стандартным (в пределах сети) принципам подготовки сообщений, передачи и анализа на разнообразных уровнях детализации.
Сети имеют некоторые общие компоненты, функции и характеристики, а именно:
- серверы (server) - компьютеры, которые предоставляют свои ресурсы сетевым пользователям;
- клиенты (client) - компьютеры, которые осуществляют доступ к сетевым ресурсам, предоставленным сервером;
- среда - средства соединения компьютеров;
- совместно используемые данные - файлы, предоставленные серверами по сети;
- совместно используемые периферийные устройства (принтеры, приводы CD-ROM и прочие ресурсы, предоставленные серверами);
- ресурсы - файлы, прикладные программные комплексы, принтеры и другие элементы, используемые в сети.
Принцип действия локальной сети зависит от расположения и соединения отдельных сетевых компонентов. Средство соединения компьютеров в сети называется топологией. В локальных сетях компьютеры могут работать в режимах:
- клиентов, которые используют сетевые ресурсы, но не предоставляют свои ресурсы другим компьютерам;
- одно-ранговых узлов, работающих с сетевыми ресурсами, которые разрешают доступ других машин к своим ресурсам;
- серверов, которые предоставляют ресурсы сети другим машинам.
Каждый из этих режимов определяется типом применяемой на компьютере ОС. На серверах функционируют такие ОС, как Windows NT или Unix. Различают следующие типы сетей:
- псевдосети типа ПК-ПК;
- одно-ранговые сетевые среды (peer-to-peer), в которых нет серверов и ресурсы распределяются по независимым узлам;
- серверные (или клиент - серверные), которые имеют клиентов и обслуживают их на сервере;
- комбинированные (гибридные) сети - сети клиент-сервер и одноранговые с ресурсами, которые распределяются.
Большинство сетей на самом деле являются комбинированными.
Обмен информацией между двумя компьютерами может осуществляться через разъемы последовательного интерфейса обоих компьютеров с помощью специального кабеля нуль - модема. В этом случае для осуществления передачи данных нужно лишь соответствующее терминальное программное обеспечение, поскольку подобный принцип соединения двух компьютеров характерен, в первую очередь, для компьютеров типа laptop и notebook. При использовании параллельной передачи данных повышается скорость обмена информацией между обоими компьютерами, тем не менее, из технических соображений последовательный кабель может быть значительно длиннее, чем параллельный. Во время передачи данных оба процессора блокируются и не могут выполнять другие задания.
Минимальное количество линий для организации двусторонней связи компьютера без модемного устройства - три. Тогда перенесение информации становится возможным через непосредственный доступ к портам, для чего необходимо правильно их настроить и запрограммировать собственный драйвер с обработчиком прерываний. Схемы трехпроводного соединения компьютеров требуют для надежного перенесения данных организации программного подтверждения, которое снижает скорость передачи.
Серверные сети (сети с обслуживающими узлами) функционируют при наличии клиентов. Клиенты обращаются к серверу, который предоставляет им разные средства (например, печать или работу с файлами). Клиентские компьютеры обычно менее мощные, чем серверы.
Большинство сетей используют выделенные серверы. Выделенным называется такой сервер, который функционирует только как сервер и не выполняет функций клиента или рабочей станции. Такие серверы специально приспособлены для быстрой обработки запросов от сетевых клиентов и управления защитой файлов и каталогов. Сети на основе сервера стали промышленным стандартом. С увеличением размеров сети и объема сетевого трафика необходимо увеличивать количество серверов. Распределение заданий между несколькими серверами гарантирует, что каждое задание будет выполняться наиболее эффективным средством из всех возможных. Наиболее распространенными серверами являются следующие:
файловые серверы;
- серверы печати;
- серверы приложений;
- серверы сообщений;
- серверы баз данных.
Все сети строятся на основе трех базовых топологий: шины, звезды, кольца.
Если компьютеры подключены вдоль одного кабеля (сегмента), топология называется шиной, если же они подключены к сегментам кабеля, который выходит с концентратора (hub), топология называется звездой. Если кабель, к которому подключены компьютеры, замкнут в кольцо, такая топология называется кольцом.
Базовые топологии сами по себе достаточно просты, но часто встречаются довольно сложные комбинации, которые объединяют свойства нескольких топологий.
В типичной сети с шинной топологией кабель имеет одну или более пар проводников, а активные схемы усиления сигнала или передачи его от одного компьютера к другому отсутствуют. Такая шинная топология - пассивная. Если один компьютер посылает сигнал по кабелю, все другие узлы получают эту информацию, но только один из них (адрес которого совпадает с адресом в сообщении) принимает ее. Другие не принимают сообщения.
В каждый момент времени отправлять сообщение может только один компьютер, поэтому количество подключенных к сети компьютеров значительно влияет на скорость сети. Перед передачей данных компьютер вынужден ожидать освобождения шины. Указанные факторы действуют также в кольцевой и звездообразной сетях. Примером недорогой сети с шинной топологией может быть Ethernet.
Звездообразная топология применяется в сосредоточенных сетях, в которых конечные точки доступны из центрального узла, а также в случаях, когда предполагается расширение сети и нужна высокая надежность.
Каждый компьютер в сети с топологией типа «звезда» взаимодействует с центральным концентратором, который передает сообщения всем компьютерам (в звездоподобной сети с широковещательной рассылкой) или только компьютеру-адресату (в коммутированной звездоподобной сети).
Активный концентратор регенерирует электрический сигнал и посылает его всем подключенным компьютерам. Такой тип концентратора часто называют многопортовым повторителем. Для работы активных концентраторов и коммутаторов необходимо питание от сети. Пассивные концентраторы (например, коммутационная кабельная панель или коммутационный блок) действуют как точка соединения, не усиливая и не регенерируя сигнал.
В сети с кольцевой топологией каждый компьютер соединяется с тем компьютером, который ретранслирует его информацию, полученную им от первого. Благодаря такой ретрансляции сеть является активной, для нее не характерна потеря сигнала, как в сетях с шинной топологией.
Некоторые сети с кольцевой топологией используют метод эстафетной передачи. Специальное короткое сообщение - маркер -циркулирует по кольцу до тех пор, пока компьютер не передаст информацию другому узлу. Он модифицирует маркер, добавляет электронный адрес и данные, а потом отправляет его по кольцу. Каждый компьютер последовательно получает данный маркер с добавленной информацией и передает его соседнему компьютеру до тех пор, пока электронный адрес не станет совпадать с адресом компьютера-получателя или маркер не возвратится к отправителю. Компьютер, который получил сообщение, посылает отправителю ответ, который подтверждает, что сообщение принято. Тогда отправитель создает еще один маркер и отправляет его в сеть, давая возможность другим станциям перехватить маркер и начать передачу. Маркер циркулирует по кольцу до тех пор, пока любая из станций не будет готова к передаче и не захватит его.
Все эти события происходят очень быстро: маркер может пройти кольцо с диаметром 200 м приблизительно 10000 раз в секунду. В некоторых еще более быстрых сетях циркулирует сразу несколько маркеров. В других сетевых средах применяются два кольца с циркуляцией маркеров в противоположных направлениях. Такая структура обеспечивает восстановление сети в случае возникновения отказов.
Примером быстрой волоконно-оптической сети с кольцевой топологией является FDDI (Fiber Distributed Data Interface) - распределенный интерфейс передачи данных по волоконно-оптическим каналам: стандарт, разработанный ANSI и модифицированный IEEE/ISO.
Как среду передачи данных в электронной сети можно использовать: коаксиальный кабель, витую пару проводов, волоконно-оптический кабель, инфракрасное излучение или радиодиапазон эфира.
Сегодня преобладающая часть компьютерных сетей использует для соединения в большинстве случаев провода или кабели.
Модуль данных, передаваемый по сети, различен при различных технологиях организации сети. В датаграммных сетях переданный модуль данных - это полное сообщение, ограниченное заданным максимальным размером. Размер модуля данных изменяется также от одного сообщения к другому. Можно разделять каждое сообщение на пакеты установленного размера и передавать их по сети. Сообщения, которые превышают отдельный пакет, разделяют на пакеты до того, как они посылаются в сеть. Пакеты можно передавать по сети по одному так, что они будут достигать адресата не в том порядке, в котором были отправлены.
Пакеты собираются у адресата после того, как сообщение получено пользователем. Такой же протокол предусмотрен и для ретрансляции утерянных пакетов.
Для передачи информации в пределах сети предназначена физическая среда. Она может использовать двухточечную связь или радиовещательную среду. В двухточечной связи - это специализированное физическое подключение (например, провод или волоконно-оптический кабель), между каждой парой компонентов, таких как переключатели, компьютеры, устройства ввода-вывода и др.
Если подключение поддерживает связь только в одном направлении и не разрешает одновременную передачу данных в обоих направлениях, то для организации связи не нужно никакого подтверждения. Если поддерживается связь во времени в обоих направлениях, то необходим протокол для переключения направления, чтобы обеспечить использование двусторонней связи.
Радиовещательная среда позволяет большому множеству компонентов использовать ее как среду связи. Но при этом нужен протокол, чтобы предотвратить влияние передатчиков друг на друга. В этом случае можно использовать протокол MAC как среду управления доступом. Например, широко используемая технология локальной сети базируется на радиовещательной среде Ethernet. Здесь все компоненты связаны с отдельным проводом, например, коаксиальным кабелем. Протокол MAC использует несколько простых правил: передатчик не передает данные до тех пор, пока провод используется другим передатчиком; если два передатчика одновременно начинают передавать данные, каждый из них знает об этом, контролируя провод и наблюдая за данными, переданными по проводу (определяется несоответствие переданных данных); при появлении столкновения передатчик останавливает передачу и ждет некоторое время, а потом ретранслирует (повторяет) сообщение. Подобный протокол часто используется для управления доступом к сети радиосвязи.
Другая широко используемая технология локальной сети - это эстафетное кольцо. В конфигурации кольцевой сети точка-точка маркер, как и маркер с данными, передаются в одном направлении по кольцу.
Кольцо подобно ленте конвейера последовательно перемещает данные от одного компьютера к другому по кругу. Лента конвейера разделена на «слоты», где каждый слот может содержать одиночную часть блока установленного размера, например, пакет данных. Каждый компьютер исследует данные, которые проходят по ленте конвейера. Если адреса данных соответствуют адресу компьютера, то данные отделяются от ленты и слот становится пустым. Если адреса не соответствуют компьютеру, то данные продолжают движение по ленте конвейера. Чтобы передать данные, компьютер находит пустой слот и заполняет его данными для передачи.
Упражнения для моделирования сети, предложенные в этой книге, содержат анализ простых сетей и непосредственную передачу данных в пределах сети. Используется универсальный язык моделирования GPSS World для разработки модели, хотя существуют коммерческие пакеты моделирования, разработанные для определенных стандартных сетей. Они содержат типичные модели передачи пакетов для разной организации сетевых протоколов и технологий, используемых в данное время, однако, могут требовать много времени для разработки имитационной модели сети.
- Федеральное агентство по образованию
- Оглавление
- Глава 5. Моделирование вычислительных и операционных систем 289
- Глава 6. Основы моделирования процессов 305
- Глава 7. Задания для самостоятельной работы 311
- Глава 8. Проектирование имитационных моделей 335
- Глава 9. Технология имитационного моделирования 361
- Глава 10. Примеры принятия решений с помощью имитационного моделирования 433
- Глава 11. Задания для имитационных проектов 451
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Модели массового обслуживания
- 1.1. Системы массового обслуживания и их характеристики
- 1.2. Системы с одним устройством обслуживания
- 1.3. Основы дискретно-событийного моделирования смо
- 1.4. Многоканальные системы массового обслуживания
- Глава 2. Вероятностные сети систем массового обслуживания
- 2.1. Общие сведения о сетях
- 2.2. Операционный анализ вероятностных сетей
- 2.3. Операционные зависимости
- 2.4. Анализ узких мест в сети
- Глава 3. Вероятностное моделирование
- 3.1. Метод статистических испытаний
- 3.2. Моделирование дискретных случайных величин
- 3.3. Моделирование непрерывных случайных величин
- 3.4. Сбор статистических данных для получения оценок характеристик случайных величин
- Для оценки дисперсии случайной величины ξ используют формулу
- 3.5. Определение количества реализаций при моделировании случайных величин
- По формулам (3.18-3.20) находим
- Задачи для самостоятельной работы
- Задача 6
- Глава 4. Система моделированияgpss
- 4.1. Объекты
- 4.2. Часы модельного времени
- 4.3. Типы операторов
- 4.4. Внесение транзактов в модель. БлокGenerate
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.5. Удаление транзактов из модели. БлокTerminate
- 4.6. Элементы, отображающие одноканальные обслуживающие устройства
- 4.7. Реализация задержки во времени. БлокAdvance
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.8. Сбор статистики об ожидании. Блоки queue, depart
- 4.9. Переход транзакта в блок, отличный от последующего. БлокTransfer
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.10. Моделирование многоканальных устройств
- 4.11. Примеры построенияGpss-моделей
- Построение модели
- 4.12. Переменные
- 4.13. Определение функции вGpss
- Пример 4.23
- 4.14. Стандартные числовые атрибуты, параметры транзактов. Блоки assign, mark, loop
- 4.15. Изменение приоритета транзактов. БлокPriority
- 4.16. Организация обслуживания с прерыванием. Блоки preempt и return
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.17. Сохраняемые величины
- 4.18. Проверка числовых выражений. Блок test
- Пример 4.40
- Задание для самостоятельной работы:
- 4.19. Определение и использование таблиц
- Задания для самостоятельной работы:
- 4.20. Косвенная адресация
- 4.21. Обработка транзактов, принадлежащих одному семейству
- 4.22. Управление процессом моделирования в системеGpss
- 4.23. Списки пользователей
- 4.24. Блоки управления потоками транзактовLogic,gatelr,gatelSиGate
- 7 Testne p1,p2,asn2 ; Повторить, если адресат
- 4.25. Организация вывода временных рядов изGpss-модели
- 4.26. Краткая характеристика языкаPlus
- 4.27. Команды gpss World
- 4.28. Диалоговые возможностиGpssWorld
- 4.29. Отличия между gpss World и gpss/pc
- Глава 5. Моделирование вычислительных и операционных систем
- 5.1. Операционные системы компьютеров
- 5.2. Сети и системы передачи данных
- 5.3. Проблемы моделирования компьютеров и сетей
- Глава 6. Основы моделирования процессов
- 6.1. Производственные процессы
- 6.2. Распределительные процессы
- 6.3. Процессы обслуживания клиентов
- 6.4. Процессы управления разработками проектов
- Глава 7. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Моделирование разливной линии
- Глава 8. Проектирование имитационных моделей с помощью интерактивной системы имитационного моделирования
- 8.1. Структура интерактивной системы имитационного моделирования
- 8.2. Построение концептуальной схемы модели
- 8.3. Параметрическая настройка модели
- 8.4. Генератор формул
- 8.5. Управление экспериментом
- 8.6. Запуск эксперимента и обработка результатов моделирования
- 8.7. Управление проектами и общей настройкой системы
- 8.8. Пример построения модели средствамиIss2000
- Глава 9. Технология имитационногомоделирования
- 9.1. Имитационные проекты
- 9.2. Организация экспериментов
- 9.3. Проблемы организации имитационных экспериментов
- 9.4. Оценка точности результатов моделирования
- 9.5. Факторный план
- 9.6. Дисперсионный анализAnovAв планированииэкспериментов
- 9.7. Библиотечная процедураAnova
- 9.8. Технология проведение дисперсионного анализа в системеGpss World
- 9.9. Особенности планирования экспериментов
- 9.10. Нахождение экстремальных значений на поверхности отклика
- 9.11. Организация экспериментов вGpssWorld
- 9.12. Выбор наилучшего варианта структуры системы
- Глава 10. Примеры принятия решений с помощью имитационного моделирования
- 10.1. Моделирование производственного участка
- 10.2. Моделирование технологического процесса ремонта и замены оборудования
- Глава 11. Задания для имитационных проектов
- Приложение Системные сча
- Сча транзактов
- Сча блоков:
- Сча одноканальных устройств:
- Сча очередей
- Сча таблиц
- Сча ячеек и матриц ячеек сохраняемых величин:
- Сча вычислительных объектов
- Сча списков и групп
- Список литературы