logo
3-158

Звук в мультимедиа Общие положения

Около десяти лет назад в компьютерный лексикон вошло слово «мультимедиа», а в последнее время ПК все чаще используется в качестве домашнего развлекательного центра. И в том и в другом случае компьютер должен воспроизводить звук, который существует в нем лишь в цифровой форме. И если с появлением первой транзисторной техники бурно обсуждался и обрастал мифами и легендами феномен «транзисторного звучания», якобы уступавшего «ламповому», то сегодня не меньше заблуждений связано с цифровым звуком, который будто бы обязательно хуже аналогового. Впрочем, нередко считается, что компьютерная обработка сигнала, напротив, заведомо лучше. Итак, что же такое цифровой звук и в чем он уступает аналоговому или превосходит его?

С точки зрения человека, звук — это колебания воздуха с частотой примерно от 16 Гц до 20 кГц. Более низкие частоты (при достаточной амплитуде) воспринимаются человеком не как звук, а как вибрация. Более высокие вообще не улавливаются. Верхняя граница частотного диапазона зависит от возраста: у маленьких детей она достигает 22–24 кГц, а со временем постепенно снижается до 8–12 кГц. Таким образом, человеческое ухо способно слышать сигналы очень широкой полосы частот. Для сравнения, глаз может воспринимать цвет лишь в диапазоне, охватывающем изменение частоты электромагнитных колебаний менее чем в 2 раза. Разумеется, не все частоты одинаково важны. Например, для обеспечения разборчивости речи достаточно диапазона от 500 до 3500 Гц. Но для прослушивания музыки или звукового сопровождения к фильму этого мало. В идеале звуковое поле в зоне прослушивания должно быть неотличимо от звукового поля в зоне записи. То есть весь аудиотракт от студийного микрофона до бытового громкоговорителя не должен вносить искажений, находящихся в границах разрешения слухового анализатора человека.