logo
3-158

Форматы представления цифрового звука

Понятие формата используется в двух различных смыслах. При использовании специализированного носителя или способа записи и специальных устройств чтения/записи в понятие формата входят как физические характеристики носителя звука — размеры кассеты с магнитной лентой или диском, самой ленты или диска, способ записи, параметры сигнала, принципы кодирования и защиты от ошибок и т.п. При использовании универсального информационного носителя широкого применения, например компьютерного гибкого или жесткого диска, под форматом понимают только способ кодирования цифрового сигнала, особенности расположения битов и слов и структуру служебной информации. Вся «низкоуровневая» часть, относящаяся непосредственно к работе с носителем, в этом случае остается в ведении компьютера и его операционной системы.

Из специализированных форматов и носителей цифрового звука в настоящее время наиболее известны следующие:

Устройства работают с 16-разрядным линейным квантованием на частотах дискретизации 44,056 кГц (NTSC) и 44,1 кГц (PAL/SECAM) и позволяют записывать двух- или четырехканальную цифровую сигналограмму. По сути, такая приставка представляет собой модем (модулятор-демодулятор) для видеосигнала.

Использует 16-разрядное линейное квантование на частоте 48 кГц, емкость кассеты составляет до 60 минут на каждый канал. Магнитофоны ADAT допускают каскадное соединение, в результате чего может быть собрана система 128-канальной синхронной записи. Для ADAT выпускается множество различных интерфейсных блоков для сопряжения с DAT, CD, MIDI и т.п. Модель Meridian (ADAT Type II) использует 20-разрядное квантование на частотах 44.1 и 48 кГц.

Частоты дискретизации — 32, 44,1, 48 кГц, разрешение — 16/18 разрядов (метод сжатия PASC). На DCC-магнитофонах могут воспроизводиться (но не записываться) обычные аналоговые компакт-кассеты. В настоящее время система DCC признана неперспективной.

Из универсальных компьютерных форматов наиболее популярны следующие:

Похож на RIFF и также позволяет размещать вместе со звуковой волной дополнительную информацию, в частности — самплы WaveTable-инструментов вместе с параметрами синтезатора.