logo
3-158

Устройство стандартного видеоадаптера

Видеоадаптеры EGA и VGA можно условно разделить на шесть логических блоков:

Видеопамять. В видеопамяти размещаются данные, отображаемые адаптером на экране дисплея. Для видеоадаптеров EGA и VGA видеопамять, как правило, имеет объем 256К байт. На некоторых моделях Super VGA и XGA объем видеопамяти может быть увеличен до 1М байт. Видеопамять находится в адресном пространстве процессора, и программы могут непосредственно производить с ней обмен данными. Физически видеопамять разделена на четыре банка или цветовых слоя, разделяющих единое адресное пространство.

Графический контроллер. Посредством его происходит обмен данными между центральным процессором компьютера и видеопамятью. Аппаратура графического контроллера позволяет производить над данными, поступающими в видеопамять, и над данными, расположенными в регистрах-защелках (регистры-защелки описаны ниже), простейшие логические операции (И, ИЛИ, ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, циклический сдвиг).

Последовательный преобразователь. Выбирает из видеопамяти один или несколько байт, преобразует их в последовательный поток битов и затем передает контроллеру атрибутов.

Контроллер ЭЛТ. Генерирует временные синхросигналы, управляющие ЭЛТ.

Контроллер атрибутов. Преобразует информацию о цветах из формата, в котором она хранится в видеопамяти, в формат, необходимый для ЭЛТ. Преобразование цветов осуществляется в соответствии с таблицей цветовой палитры (Color Look-up Table). Модифицируя таблицу цветовой палитры, можно выбирать 16 цветов, поддерживаемых видеоадаптером EGA из 64 цветов, которые может отображать цветной улучшенный дисплей.

Синхронизатор. Управляет всеми временными параметрами видеоадаптера. Синхронизатор также управляет доступом процессора к цветовым слоям видеоадаптера.

На рисунке 9.1 представлена структурная схема видеоадаптеров EGA и VGA, отображающая связи между их основными логическими блоками.

Рисунок 9.1 — Структурная схема видеоадаптеров EGA/VGA

Современный видеоадаптер (графический чипсет) включает следующие основные компоненты:

В качестве дополнительных компонентов на видеокарте могут присутствовать формирователь телевизионного сигнала с выходным разъемом (TV-Out), блок обработки (ускоритель) сигналов телевидения высокой четкости (HDTV), блок обработки DVD, цифровой выход для ЖК-мониторов (DVI), телевизионный тюнер.

На рисунках 9.2, а и 9.2, б изображены блок-схемы ядер фирмы Geforce.

a

б

Рисунок 9.2 — Блок-схемы ядер:

a — Geforce 4(NV25); б — Geforce 4 MX(NV17)