logo search
КОБРИНСКИЙ (Восстановлен) МИ

3.1. Программные средства математической статистики

Математическая статистика — универсальный инструмент для анализа любых данных, в том числе экспериментальных клини­ческих и биомедицинских. Но выбираемый метод должен отве­чать поставленной цели и быть адекватным по отношению к ха­рактеру анализируемых данных. Современный врач-исследователь должен осмысленно выбирать методы, применяемые к конкрет­ной клинической (экспериментальной) задаче, и критически оценивать, а также содержательно интерпретировать получен­ные результаты.

Статистический анализ можно проводить вручную, если дан­ных немного, используемые методы просты, а расчеты вследствие этого не трудоемки. Но в подавляющем большинстве случаев не­обходимо пользоваться специальными программными пакетами для ПК, которые так и называются — статистическими.

С конца 1970-х гг. в России самым популярным для использова­ния в медицине и биологии был пакет BMDP. Обработка данных проводилась на так называемых «больших» машинах серии ЕС с предварительной набивкой данных на перфокарты.

В первой половине 1990-х гг. лидерство захватили статистиче­ские пакеты для персональных ЭВМ, работающие под управле­нием ОС MS DOS. Одним из математически мощных, не наклады­вающих практически никаких ограничений на объем обрабатыва­емой информации, был пакет SAS. Часть исследователей работала с пакетом BMDP для ПК, но безусловным лидером по количеству пользователей был пакет Statgraphics, обладающий широкими воз­можностями, достаточно простой в эксплуатации, но имеющий ограничения по числу анализируемых переменных.

В настоящее время наибольшее распространение в России по­лучили статистические пакеты, работающие под Windows: Statistica, SPSS, SAS

Для того чтобы успешно применять математическую статисти­ку, ее нужно знать хотя бы в том объеме, который реально необходим для осознанных действий. Кроме того, нужно уметь исполь­зовать статистический пакет. С практической точки зрения лучше ориентироваться на один и тот же пакет в течение ряда лет. Пере­ход от пакета к пакету ведет к необходимости переучивания, пусть и в относительно небольшом объеме.