5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
Основным документом, определяющим требования и порядок разработки АС (в том числе медицинских), является техническое задание (ТЗ).
Техническое задание на АС может включать следующие подразделы:
1. общие сведения;
2. назначение и цели создания (развития) системы;
3. характеристика объекта информатизации;
4. требования к автоматизированной системе;
5. состав и содержание работ по созданию системы;
6. порядок контроля и приемки системы;
7. требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;
8. требования к документированию;
9. источники разработки.
Общие сведения. В подразделе, посвященном общим сведениям об автоматизированной системе, указывают ее полное наименование и условное обозначение, наименование организации-заказчика и организации-разработчика, перечень документов, на основании которых создается система, плановые сроки начала и окончания работ, порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по разработке системы.
Назначение и цели создания (развития) системы. При создании и внедрении любой ИМС необходимо в первую очередь сформулировать ее назначение и цель создания (внедрения).
Например, при разработке и внедрении АИС управления здравоохранением города назначением системы является поэтапная реализация информационной поддержки управления как на уровне ЛПУ, так и на уровне управления здравоохранением города. Цель создания такой системы может быть сформулирована следующим образом: способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения — увеличению продолжительности активной жизни — путем создания и внедрения информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением.
Формулируются конкретные задачи и описываются методы разработки ИМС.
Характеристика объекта информатизации. Важно тщательно и подробно изучить и описать объект информатизации.
При разработке и внедрении АИС управления здравоохранением города объектом информатизации являются процессы управления деятельностью как внутри ЛПУ, так и со стороны управления здравоохранением города. При исследовании деятельности учреждений (например, поликлинических) необходимо учитывать численность контингентов, обслуживаемых ЛПУ по ОМС (взрослых и детей), общее число посещений за год, число посещений на дому, а также число пациентов, стоящих на учете в диспансерах. Нужно исследовать структуру ЛПУ города, включая ведомственные и коммерческие, распределение ЛПУ по страховым компаниям, собственно структуру управления здравоохранением города.
Требования к автоматизированной системе. Подраздел должен включать в себя требования к системе в целом, к функциям, выполняемым системой, видам обеспечения. Состав требований зависит от вида, назначения, специфических особенностей разрабатываемой системы. При этом создание любой ИМС должно базироваться на нескольких принципах.
1. Преемственность предполагает, что целесообразным вариантом построения ИМС является такой, при котором максимально используется существующий в здравоохранении научно-технический подход и система обработки медицинской информации. Модернизация существующих систем может осуществляться постепенно и без остановки обслуживания пользователей. В процессе модернизации должен поэтапно осуществляться переход к современным техническим и программным платформам, в частности интегрирующим различное стандартное математическое обеспечение, к новым принципам реализации серверных и клиентских приложений, оптимизации процессов сбора и обработки данных на новом техническом уровне, современным методам идентификации и защиты данных.
2. Унификация и стандартизация предполагают согласование и использование единых архитектурных решений, системы классификации и кодирования, принципов организации и обмена данными, пользовательских интерфейсов.
3. Непрерывное совершенствование системы предполагает постоянное развитие и наращивание ее функциональных и технологических возможностей.
4. Интеграцию действующих и вновь создаваемых ИС следует реализовывать как на уровне функциональных модулей отдельных ЛПУ, так и по уровням управления, на основе единых коммуникационных протоколов, включая стандартизацию интерфейсов для обмена информацией между системами разных уровней.
5. Межведомственная и межотраслевая кооперация предполагает информационное взаимодействие с ИМС других ведомств, а также (при необходимости) проектами других отраслей.
6. Согласование типовых проектных решений предполагает создание типовых программных средств, которые могли бы быть применимы в большинстве ЛПУ без существенных доработок и отработку проектов в качестве «пилотных» на базе отдельных ЛПУ.
7. Обеспечение информационной безопасности предполагает использование комплексного подхода к безопасности информационных ресурсов здравоохранения на основе правовых и организационно-технических методов.
8. Автоматизация документооборота означает, что система должна обеспечить не только выполнение задач учета и анализа, но и задачи сбора, предварительной обработки, систематизации, структурирования данных.
9. Одноразовый ввод информации и ее многократное использование подразумевают, что все основные данные, с которыми работает система, должны вводиться один раз, а в последующем лишь обновляться.
10. Формирование выходных документов подразумевает, что они должны содержать необходимую и достаточную информацию для решения задач на том уровне, для которого они предназначены.
11. Открытость системы для дальнейшего развития и модернизации.
Следование этим принципам позволяет обеспечить модернизацию действующих ИС на основе максимальной преемственности их функциональных и информационных возможностей, сохранение навыков работы персонала с предыдущими версиями систем, а также непрерывное совершенствование и наращивание функциональных и технологических возможностей.
В подразделе описывается структура системы: все подсистемы, информационное взаимодействие между ними и решаемые задачи, а также потенциальные пользователи системы (их квалификация, численный состав, режим работы).
Например, потенциальными пользователями АИС управления здравоохранением города являются руководители ЛПУ (главные врачи, их заместители) и руководители управления здравоохранением города (начальник, его заместители, главные специалисты по разным врачебным специальностям).
В процессе информатизации учреждения не должны слепо копировать сложившиеся информационные связи. Их критический анализ позволяет выявить существующие резервы. В современной трактовке реорганизация деятельности учреждения — реинжиниринг — предполагает переосмысление и перепроектирование так называемых бизнес-процессов (business process reengineering), под которыми понимается движение больных, медикаментов, назначений/результатов исследований, просмотр различной информации, получаемой в разных местах, для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности, т.е. формирование модели оптимально организованной системы.
Основные результаты реинжиниринга сводятся к тому, что информация может одновременно быть доступна в тех местах, где она необходима, и принятие решений становится частью работы каждого сотрудника в соответствии с его областью ответственности (иерархическое принятие решений).
Кроме того, в этом же подразделе формулируются требования к надежности, техническому обслуживанию, защите информации от несанкционированного доступа, сохранности информации при авариях, патентной чистоте, по стандартизации унификации и др.
Приводится перечень функций, подлежащих автоматизации, а при создании системы в две или более очереди — перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в первой, второй и последующих очередях. Определяется временной регламент реализации каждой функции. Описываются требования к качеству реализации задачи или комплекса задач, формам представления выходной информации, достоверности выдачи результатов. Приводится перечень и критерии отказов для каждой функции, по которой задаются требования по надежности.
В зависимости от вида системы приводятся требования к информационному, программному, техническому, лингвистическому, метрологическому, методическому, организационному и другим видам обеспечения проектируемой и внедряемой автоматизированной системы.
Состав и содержание работ по созданию системы. Подраздел должен включать перечень этапов работы по разработке автоматизированной системы и список документов, предъявляемых по их завершению.
Порядок контроля и приемки системы. Описываются виды, объем и методы испытаний автоматизированной системы и ее составных частей (при наличии подсистем). В этом подразделе приводятся перечень организаций, участвующих в испытаниях, сроки и место их проведения, статус приемочной комиссии (ведомственная, межведомственная, государственная).
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие. Подраздел должен содержать перечень основных мероприятий, которые необходимо выполнить до ввода системы в действие: приведение информации, поступающей в систему, к виду, пригодному для обработки с помощью компьютера; изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации; создание необходимых для функционирования автоматизированной системы служб и подразделений; сроки обучения персонала.
Требования к документированию. Подраздел включает согласованный заказчиком и разработчиком перечень подлежащих разработке видов документов, соответствующих требованиям государственных стандартов, перечень документов, выпускаемых на машинных носителях.
Источники разработки. Подраздел включает документы и информационные материалы (например, технико-экономическое обоснование, материалы об отечественных и зарубежных аналогах и др.), которые использовались при создании системы.
Таким образом, процесс разработки и сдачи в эксплуатацию ИМС является строго регламентированным. Это дает возможность заказчику четко формулировать свои требования и получать продукт, соответствующий им.
Организационное обеспечение функционирования ИМС рассмотрено в подразд. 5.4.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление