Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
Система здравоохранения Российской Федерации представляет собой сложный динамический комплекс, управление которым наряду с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на территориальном и муниципальном уровне осуществляют соответствующие органы здравоохранения.
Внедрение информационно-компьютерных технологий в практическое здравоохранение обеспечивает:
мониторинг состояния здоровья населения и системы оказания медицинской помощи;
совершенствование наблюдения за разными группами населения в процессе общей диспансеризации и при профильных осмотрах отдельных контингентов;
повышение преемственности наблюдения пациентов в различных медицинских учреждениях, в том числе на этапах оказания неотложной помощи;
повышение эффективности диагностики при одновременном снижении экономических затрат за счет последующего целенаправленного дополнительного обследования больных;
поддержку процесса принятия решений в вопросах диагностики и лечения с учетом факторов критического риска, что важно для снижения инвалидности и смертности;
оценку объективных интегральных региональных и федеральных показателей здоровья в динамике;
совершенствование анализа и учета в клинической медицине и, как следствие, повышение управляемости медицинской службой страны;
оперативный контроль и принятие долговременных решений на разных уровнях системы здравоохранения на основе анализа информации, интегрируемой в информационных системах.
Первые шаги в области информатизации в России относятся к 1960-м гг. Однако до настоящего времени нижний (первичный) уровень информатизации, включающий применение программных продуктов при принятии медицинских решений, крайне невелик, исключая широко распространенные программно-аппаратные комплексы.
Отечественные автоматизированные системы для ЛПУ по основным реализованным функциям в основном сопоставимы между собой. Но их разработка осуществляется на различных платформах, что создает трудности при последующей интеграции в рамках многофункциональных медицинских учреждений.
На уровне субъектов Российской Федерации функционируют многочисленные информационные медицинские системы. В основном они опираются на данные медицинской статистики ниже лежащих уровней здравоохранения. В отдельных территориях ведутся персонифицированные регистры различных групп населения.
В системе ОМС поддерживаются реестры прикрепленного населения.
В последнее десятилетие бурно развиваются внутритерриториальные телемедицинские сети.
На федеральном уровне развиваются системы мониторинга (специализированные персонифицированные системы) различных контингентов населения.
Развитие системы охраны здоровья населения Российской Федерации на современном этапе нуждается в эффективной информационной поддержке. Такой подход отвечает положениям «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
Благодаря ИМС можно формировать целостную картину состояния здоровья пациента и проводить диагностические и лечебные мероприятия в едином цикле: выявление — неотложная помощь — лечение в стационаре — наблюдение лечащего врача — анализ тенденций на основе моделирования — прогноз состояния здоровья, включая риски возникновения заболеваний и осложнений при хронической патологии.
Однако при построении больших ИМС до сих пор не нашел широкого применения принцип системного подхода, следствием чего является функционирование большого числа самостоятельных, не связанных между собой, систем. В результате в терминологии корпоративных информационных систем состояние информатизации российского здравоохранения можно охарактеризовать как «лоскутное одеяло».
Существенным фактором, сдерживающим интегративные процессы в здравоохранении, является отсутствие нормативно-правовой базы для развития информационных и телемедицинских технологий.
Согласно концепции развития России до 2020 г. перед органами здравоохранения стоит важная задача — создание единого информационного медицинского пространства на основе перехода к системе электронного здравоохранения, включая телемедицинские технологии. Для решения этой всеобъемлющей задачи необходимы:
1) формирование информационной инфраструктуры в системе охраны здоровья населения, что невозможно без создания телекоммуникационных сетей, обеспечивающих подключение всех медицинских учреждений и органов управления;
2) развитие и интеграция информационных и телемедицинских технологий, разработка специального программного обеспечения;
3) создание нормативно-правовой базы, включая разработку и введение комплекса стандартов и классификаторов для обеспечения электронного документооборота в ИМС всех типов;
4) введение юридически значимого документооборота и системы информационной безопасности персональных данных (на основе электронной цифровой подписи и средств криптозащиты).
Единое информационное пространство системы здравоохранения рассматривается как интегрированная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья, окружающей среды и комплексе учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории. Единое информационное пространство медицинских данных — это метасистема, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней, на основе построения распределенной базы персональных данных.
Соподчиненность ИМС и обеспечение возможности интеграции имеющихся и вновь создаваемых вертикальных и горизонтальных систем является обязательным условием перехода к единому информационному пространству.
Горизонтально-вертикальная интеграция для обеспечения оперативного обмена персональными данными подразумевает:
создание систем мониторинга состояния здоровья населения, в том числе для использования этой информации в чрезвычайных ситуациях;
применение электронного паспорта здоровья;
полноценную организацию лечебно-диагностического процесса в течение жизни, в том числе с использованием средств телемедицины;
реализацию системы оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи;
получение статистических данных в стандартной форме и по оперативным запросам с использованием генератора свободных форм;
обеспечение преемственности на всех этапах догоспитального и стационарного обслуживания с управлением выбором уровня оказания медицинской помощи.
Модульное построение систем должно обеспечить достаточно простое расширение их функций при подключении новых подсистем.
Информационная безопасность является в настоящее время необходимой составляющей информационных медицинских систем персональных данных и обмена ими по открытым каналам связи.
Создание интегрированных информационных систем на всех уровнях з/о на основе совместимости информационных структур и сквозного проектирования (от сбора первичных данных до принятия организационно-управленческих решений), повышающих эффективность профилактической помощи и лечебно-диагностического процесса, позволит органично включить любую информационную систему в состав единого информационного пространства з/о и будет способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения – увеличению продолжительности активной жизни.
При создании федеральных и региональных проектов должна предусматриваться разработка моделей деятельности и системы критериев их функционирования, что создает основу для научно обоснованного обеспечения функций управления:
прогнозирования потребности ресурсов;
перспективного и текущего планирования деятельности;
учета и анализа качества работы и состояния помощи, включая многокритериальное ранжирование территорий и учреждений по эффективности их деятельности;
выработки управляющих воздействий.
Переход к безбумажной технологии и реализация единого информационного медицинского пространства в масштабе отдельных регионов и России в целом соответствует стратегическим задачам развития з/о.
Компьютерные технологии должны служить инструментом для исследования тенденций в состоянии здоровья населения (при учете влияния социальных, наследственных, экологических и ресурсных факторов) и основой для принятия обоснованных управленческих решений.
Для единообразия в подходах к решению вопросов контроля медико-демографических процессов (рождаемость, распространенность хронической патологии, инвалидность, младенческая и общая смертность), мониторинга здоровья и медико-экологического мониторинга необходимо разрабатывать типовые информационные системы с обеспечением их информационной и программной совместимости.
В ЛПУ должны функционировать информационные системы, объединенные в сети сложной типологии. Это позволит отказаться от дублирования информации и обеспечит современный обмен данными и истинную преемственность в работе учреждений при оказании специализированной помощи.
Автоматизированные системы комплексных диспансерных осмотров должны предусматривать дифференциацию контингентов на группы с различным уровнем здоровья, обеспечить выявление скрытой патологии и оценку динамики изменений при осуществлении лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Информационные системы на всех уровнях оказания лечебно-профилактической помощи населению, начиная с рождения, должны включать функционально и технологически связанные компьютерные системы.
Автоматизированные системы поддержки принятия решений и программно-аппаратные комплексы должны встраиваться в состав информационных систем. Для повышения их эффективности необходимо шире использовать методы искусственного интеллекта.
Информация БД, включая персонифицированные, должна передаваться с нижних уровней на верхние в необходимом (усеченном) объеме.
На уровне первичных медицинских пользователей должны функционировать проблемно-ориентированные системы, являющиеся АРМ.
Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность реализации дифференцированного подхода к оценке уровня здоровья в целях ранней профилактики хронических заболеваний у детей, подростков и взрослых на основе оценки комплексного влияния наследственного предрасположения и многообразных факторов внешней среды, способствующих его реализации в течение жизни. Компьютерный мониторинг состояния пациентов позволит оценивать уровень как индивидуального, так и общественного или популяционного здоровья населения.
Медицинская информатика как наука является основой для разработки многообразных прикладных средств в области охраны здоровья, которые обеспечивают повышение качества жизни населения. Наблюдающийся в настоящее время качественный скачок в развитии медицинской информатики позволяет утверждать, что ее роль будет постоянно возрастать.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Автоматизированные рабочие места медицинских работников — комплексы, обеспечивающие ведение базы данных, обработку информации и поддержку процессов принятия решений в определенной предметной области.
База данных — объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
База знаний — совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной пользователю и эксперту, которая является ядром экспертной или интеллектуальной системы.
Банк данных — совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.
Бизнес-процесс (business process) — система последовательных целенаправленных и регламентированных действий в целях оптимизации деятельности.
Генеральная совокупность — набор данных, описывающих нечто всеобъемлющее.
Географическая информационная (геоинформационная) система — система визуального представления географически или координатно «привязанной» проблемно-ориентированной информации.
Доказательная медицина (evidence-based medicine) — медицина, основанная на фактах и доказательствах.
Единая федеральная информационная медицинская система — своего рода виртуальная система, представляющая собой комплекс федеральных ИМС разного направления (клинического, лекарственного, социально-гигиенического, экологического, организационного, финансово-экономического, кадрового, материально-технического), подчиненных различным ведомствам и фондам, но обменивающихся необходимой информацией (или обеспечивающих санкционированный доступ к необходимым данным) на основе согласованных протоколов.
Единое информационное пространство медицинских данных — система, опирающаяся на компьютерные сети автономно функционирующих ИМС и интегрирующая данные о пациентах, наблюдающихся в различных учреждениях всех уровней (на основе построения распределенной базы персональных данных).
Единое информационное пространство системы здравоохранения — обобщенная или распределенная база первичных статистических данных о состоянии здоровья людей, окружающей среды и комплекс учреждений, служб и ведомств, обеспечивающих охрану здоровья населения в рамках определенной территории.
Медико-технологические системы — системы, обеспечивающие обработку и анализ информации, представленной в электронной форме, для поддержки принятия решений и информационной поддержки медицинских технологических процессов.
Медицинская кибернетика — наука об управлении в сложных динамических медицинских системах.
Медицинский технологический процесс — оздоровительно-профилактический или лечебно-диагностический процесс управления организмом (изменением структуры и функций), который реализуется в пространстве и времени с целью улучшения его состояния.
Модель — создаваемое человеком подобие изучаемого объекта.
Мониторинг здоровья населения — система оперативного слежения за состоянием здоровья населения и его изменением, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы.
Общее информационное медицинское пространство — совокупность информации (данных), находящейся в различных БД, в том числе разных территорий или ведомств, получение которой возможно при направлении официального запроса.
Общее медико-статистическое пространство — интеграция «свернутых» (статистических) данных, накапливаемых в системах обработки информации разных уровней.
Региональные и глобальные сети — интегрированные локальные сети определенной территории, обеспечивающие функционирование информационных систем определенной направленности (территориальное здравоохранение, онкологическая служба и т.д.).
Регистры (специализированные ИТС) служб и направлений медицины — системы поддержки электронного документооборота персональных данных в проблемно-ориентированных областях медицинской деятельности, включающие аналитические и управленческие функции.
Реинжиниринг — переосмысление и перепроектирование так называемых бизнес-процессов (business process reengineering).
Система — совокупность взаимозависимых и взаимообусловленных элементов, обладающая свойствами, не присущими каждому элементу в отдельности.
Система управления базами данных — программное обеспечение, предназначенное для работы с БД: их определения (структура таблиц параметров и их отношений), создания, поддержки, осуществления контролируемого доступа.
Специфичность — доля пациентов с диагностированным заболеванием среди пациентов без данного заболевания в обучающей выборке, т.е. отношение числа истинно отрицательных результатов к общему числу случаев с отсутствием заболевания.
Структура — пространственное отношение элементов между собой.
Телематика медицинская — составной термин, означающий деятельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий, направленные на содействие развитию мирового здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины (ВОЗ, 1997).
Телемедицина — метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором.
Территориальная информационная медицинская система — интегрированная система сбора, обработки, передачи и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды, материально-технической базе и экономических аспектах функционирования службы здравоохранения региона.
Федеральная информационная медицинская система здравоохранения — интегрированная система сбора, обработки и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей природной среды, материально-технической базы и об экономических аспектах функционирования отрасли здравоохранения страны.
Федеральная информационная система мониторинга состояния здоровья — комплекс проблемно-ориентированных иерархических ИМС, включающих регулярно обновляемые персонифицированные базы медицинских (медико-социальных) данных по месту первичного наблюдения пациентов, на региональном и на федеральном уровнях, обеспечивающих сбор, передачу, хранение и полипараметрический анализ данных для многокритериальной оценки динамики изменений в различных группах населения.
Функции — энергетические связи между элементами, в результате которых получается та выходная функция, которой обладает система.
Чувствительность — доля пациентов с диагностированным заболеванием среди всех пациентов с данным заболеванием в обучающей выборке, т.е. отношение числа истинно положительных результатов к числу случаев с наличием заболевания.
Экспертная система — система, оперирующая с формализованными знаниями врачей-специалистов и имитирующая логику человеческого мышления, основанную на знаниях и опыте экспертов с целью выработки рекомендаций или решения проблем.
Электронная история болезни — информационная система, обеспечивающая автоматизацию ведения и формирования медицинской документации, оперативный обмен между участниками лечебно-диагностического процесса и поддержку их деятельности.
Электронное здравоохранение — система, направленная на решение всего спектра задач охраны здоровья населения, реализуемая на основе всеобъемлющего электронного документооборота (обязательно включающего персональные медицинские данные), обеспечивающего оперативный доступ ко всей информации, возможность ее совместного дистанционного анализа врачами и контактов врачей с пациентами на основе телемедицинских технологий.
Digital Imaging and Communications in Medicine (DICOM) — стандарт на цифровые изображения с различных приборов для лучевой диагностики (растровые медицинские изображения) и обмен ими.
Health Level Seven (HL1) — группа стандартов единых правил обмена медицинской информацией в различных областях здравоохранения.
Logical observation identifier names and codes (LOINC) — номенклатура лабораторных и клинических исследований.
Read Clinical codes (RCQ — система клинических терминов Рида.
SNOMED International — международная систематизированная номенклатура медицинских терминов.
Web-сайт—совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных навигационно по смыслу и физически находящихся на одном web-сервере.
Web-сервер — специализированный компьютер, обеспечивающий хранение и доступ из внешней сети к данным, организованным в виде страниц.
Web-страница — документ, снабженный уникальным адресом, реализованный в виде гипертекста с включением текста, графики, звука, видео или анимации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гасников В. К. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении : учеб. пособие/В.К.Гасников ; под ред. В.Н.Савельева, В.Ф.Мартыненко. — Ижевск, 1997.
Гаспарян С. Л. Медико-социальный мониторинг в управлении здравоохранением/С. А. Гаспарян. — М., 2007.
Гаспарян С. А. Страницы истории информатизации здравоохранения России/С.А.Гаспарян, Е.С.Пашкина. — М., 2002.
Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум/В.Я.Гельман. — СПб., 2001.
Григорьев А. И. Клиническая телемедицина/А. И. Григорьев, О. И. Орлов, В.А.Логинов. — М., 2001.
Джексон П. Введение в экспертные системы : учеб. пособие : пер. с англ./П.Джексон. - М., СПб., Киев, 2001.
Зарубина Т. В. Управление состоянием больных перитонитом с использованием новых информационных технологий/Т.В.Зарубина, С.А.Гаспарян. — М., 1999.
Информационные технологии и общество — 2006: материалы форума/под ред. Т.В.Зарубиной. — М., 2007.
Капустинская В. И. Автоматизация подготовки документов с использованием программной системы MS WORD. В 2 ч. Ч. 1. Средства автоматизации при наборе, редактировании, форматировании текста: метод, пособие (практикум)/В. И. Капустинская. — М., 2005.
Кобринский Б. А. Континуум переходных состояний организма и мониторинг динамики здоровья детей/Б. А. Кобринский. — М., 2000.
Кобринский Б. А. Телемедицина в системе практического здравоохранения/Б. А. Кобринский. — М., 2002.
Кренке Д. Теория и практика построения баз данных/Д.Кренке. — СПб., 2005.
Кудрина В. Г. Медицинская информатика/В.Г.Кудрина. — М., 1999.
Миронов С. Я. Практические вопросы телемедицины/С. П. Миронов, Р. А. Эльчиян, И. В. Емелин. - М., 2002.
Назаренко Г. И. Медицинские информационные системы: теория и практика/Г.И.Назаренко, Я.И.Гулиев, Д.Е.Ермаков; под ред. Г.И.Назаренко, Г
С.Осипова. — М., 2005.
Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica / О. Ю. Реброва. — М., 2002.
Тюрин Ю. Н. Анализ данных на компьютере / Ю.Н.Тюрин, А.А. Макаров. — М., 1995.
Устинов Л. Г. Автоматизированные медико-технологические системы. В 3 ч./А.Г.Устинов, Е.А.Ситарчук, Н.А.Кореневский ; под ред. А.Г.Устинова. — Курск, 1995.
Флетчер 3. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины/3.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. — М., 1998.
Шифрин М.А. Создание единой информационной среды здравоохранения — миссия медицинской информатики//Врач и информационные технологии. — 2004. — № 1. — С. 18 — 21.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление