13.2. Принципы построения единого информационного пространства
Информационное пространство данных медицинского и социального плана для поддержки принятия решений клинического и организационного характера в зависимости от общей направленности включает информацию:
о пациентах и их семьях;
проводимых научных исследованиях (для научно-практических центров);
деятельности ЛПУ, включая медико-статистические, медико-экономические, материально-технические и другие данные (в соответствии с регламентом работы).
Комплекс медицинских, медико-экологических, медико-социальных, медико-экономических задач, реализуемых в рамках построения единого пространства, требует значительного объема первичной информации, которая должна быть соответствующим образом структурирована. В связи с этим анализ должен включать:
1) происхождение данных;
2) иерархию (соподчинение) данных;
3) место хранения данных;
4) временную динамику информации;
5) периодичность изменения;
6) приобретение новых свойств;
7) взаимосвязь данных между собой.
Единое информационное медицинское пространство должно обеспечивать санкционированный доступ к любым базам персональных медицинских данных независимо от места их постоянного хранения для каждого нуждающегося в них врача и организатора здравоохранения (в любом из учреждений) в интерактивном режиме или по электронной почте в фиксированный период времени. Оперативное получение данных должно быть реализовано при неотложных состояниях и в чрезвычайных ситуациях.
Обязательное условие для практической реализации единого информационного медицинского пространства — регистры всех учреждений и служб должны функционировать на основе единого принципа построения (универсальности) отдельных блоков ИС и единых стандартов на медицинские записи (см. подразд. 5.3) независимо от различий в характере и полноте медицинских карт. В первую очередь должен решаться вопрос интеграции данных на пациента, т.е. переход к персоноцентрированному подходу, без чего невозможно собрать все рассеянные по разным учреждениям сведения о состоянии здоровья человека (результаты диспансерных осмотров, обследований, информация о заболеваниях и проводившейся терапии).
Следовательно, построение единого общероссийского информационного медицинского пространства требует решения следующих проблем:
1) обязательное введение общероссийских идентификационных номеров с рождения;
2) единая система кодирования анкетных данных;
3) использование единых классификаторов признаков, симптомов, результатов исследований и лечебных процедур;
4) общепринятые стандарты обмена данными между системами разных уровней, служб и ведомств, занимающихся охраной здоровья населения;
5) однотипные нормативно закрепленные принципы кодирования информации и санкционированного доступа к ней для разных групп пользователей;
6) надежные каналы связи, обеспечивающие оперативный доступ к распределенным базам данных;
7) обеспеченность ЛПУ средствами вычислительной техники и выходом в Интернет по высокоскоростным каналам связи.
Циркуляция всех сведений о состоянии здоровья людей в едином информационном медицинском пространстве позволит нивелировать существующие недостатки в оперативном получении врачами (на основе прямого санкционированного доступа) необходимых данных о предшествующем наблюдении и обследовании пациентов независимо от времени и места их проведения. Таким путем будут преодолены информационные барьеры между ЛПУ, в которых пациенты получают медицинскую помощь в течение жизни (женские консультации, родильные дома, детские и взрослые поликлиники, специализированные центры/диспансеры, стационары разных уровней), и обеспечена полная преемственность наблюдения, так как выписки далеко не всегда отвечают необходимому уровню информационной достаточности, а в ряде случаев больные поступают экстренно или независимо наблюдаются/лечатся в различных медицинских учреждениях.
Единое пространство персональных медицинских данных создает основу для интеграции и представления по запросу врача информации, накапливаемой в любом из ЛПУ и объединяемой по функциональному принципу. Например, диспансерное наблюдение может осуществляться в поликлинике, диспансере (специализированном центре), а уточнение диагноза — в стационаре или консультативно-диагностическом центре. В этом случае достигаются условия для практической реализации концепции континуума переходных состояний организма, что позволяет учитывать в процессе мониторинга роста и развития влияние многочисленных взаимодействующих биологических (включая наследственные), социальных, медицинских и экосистемных факторов.
Континуум переходных состояний организма — это непрерывный (на молекулярном уровне) процесс изменений, который характеризуется отсутствием четких границ на этапах: норма реакции — функциональные отклонения — пограничные состояния — хронические заболевания.
Проблемно-ориентированные и территориальные системы должны иметь интерфейсы, обеспечивающие оперативный обмен данными (экспорт — импорт) по телекоммуникационным магистралям. Шлюзы с санкционированным доступом позволят интегрировать в рамках единого информационного пространства как медицинские данные территориальных ИМС, так и определенные сведения о состоянии здоровья пациентов, хранящиеся в БД экстратерриториальных корпоративных систем различных ведомств, имеющих собственные медицинские службы (железнодорожного, водного транспорта и др.).
Современный период развития российского здравоохранения характеризуется объединением персональных данных как по отдельным службам и направлениям медицины, так и в рамках ведомственного здравоохранения. Также эти задачи реализуются в отдельных корпоративных медицинских системах мониторинга состояния здоровья путем формирования территориальных и федеральных регистров.
Корпоративная информационная система, в том числе медицинская, — это такая ИС, пользователями которой может быть ограниченный круг лиц, определенный организацией-владельцем ИС или соглашением участников этой системы.
Корпоративные медицинские системы подразумевают объединение в единой БД (территориальной, федеральной, ведомственной) медицинской информации на однопрофильных больных, обслуживаемых в рамках определенной медицинской службы, но периодически наблюдающихся в учреждениях различного уровня оказания помощи, в том числе и по другим профилям патологии. Корпоративные медицинские системы на основе распределенных баз данных — это объединение информации, которая сохраняется в БД по месту наблюдения, но доступна всем учреждениям, входящим в состав данной корпоративной системы.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление