4.1. Понятие телемедицины
Телемедицина и Интернет, не являясь в прямом смысле составными частями медицинской информатики, характеризуются общими тенденциями развития.
Создание региональных и федеральных сетей опирается на достаточно мощные коммуникации. И по мере перехода к высокоскоростным каналам и развитию широкополосного Интернета формируется техническая основа для интеграции ИМС, телемедицины и Интернета, т.е. переход к системе, получившей название e-Health — электронное здравоохранение (см. подразд. 12.5).
Организация медицинских телеконсультаций — стратегически важная задача практического здравоохранения, решение которой «приблизит» высококачественную медицинскую помощь к населению удаленных районов и обеспечит постоянное повышение уровня квалификации врачей.
Телемедицина в России явилась логическим продолжением дистанционного консультирования больных с использованием телефонных и радиоканалов, которые широко применялись в бывшем Советском Союзе в 1960— 1970-х гг. Но в отличие от заочного анализа ограниченного набора поступающих данных (в первую очередь ЭКГ) телемедицина предполагает интерактивный обмен, в том числе мультимедийной информацией (графические изображения, аудио, видео).
По определению ВОЗ телемедицина — это метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором. Причем предоставление услуг осуществляется представителями всех медицинских специальностей с использованием информационно-коммуникационных технологий после получения информации, необходимой для диагностики, лечения и профилактики заболевания.
Телемедицина — это не еще одна новая медицинская дисциплина, не новый метод, а способ дистанционного обмена данными в реальном (или условно реальном) времени, встраиваемый в систему практического з/о, образование и медицинскую науку; это высокоспециализированная помощь в любой точке, прямое управление в экстремальных ситуациях и дистанционное телеобучение в целях обеспечения непрерывного повышения квалификации. Полный спектр телемедицинских и интернет-услуг включает:
консультации больных в целях диагностики, лечения и реабилитации;
анализ результатов инструментальных, радиологических, функциональных и
лабораторных исследований;
дистанционное обучение и повышение квалификации, освоение новых методов диагностики и лечения без отрыва от производства;
тиражирование опыта ведущих медицинских центров, в том числе в процессе интерактивного обсуждения больных с ведущими специалистами;
информационно-методическое обеспечение путем создания web-серверов, содержащих сведения диагностического, лечебного и организационно-методического характера, библиографической информации;
пропаганду медицинских знаний;
Информационную поддержку организационных решений для ситуационного управления в администаративно-клинических целях, включая выбор адекватных мер и способов оказания помощи, отвечающих масштабам катастрофы, при чрезвычайных ситуациях;
выход в интегрированные медицинские сети (территориальные и по разделам медицины) для оперативного доступа ко всей сумме медицинских данных наблюдаемых пациентов.
Среди приоритетов Европейского Союза в программе «Технологии информационного общества» (Europe and Global Information Society. Recommendations of the high-level group on the information society to the Corfu European Council (Bangemann Group)// European Commission, 1994), начало которой было положено в 1994 г., названы виртуальные лечебные учреждения, предлагающие гражданам индивидуальное медицинское обслуживание и различные телемедицинские системы для охраны здоровья населения. Под виртуальными лечебными учреждениями в настоящее время понимают возможность проведения консультаций в режиме on-line, создания локальных сетей «пациент-врач» сбора данных о пациенте в электронную форму, которая может содержать оцифрованные изображения, рекомендации врача, рецепты и т.п. Европейский виртуальный госпиталь в Финляндии, включает также электронную выписку рецептов, получение лекарств по которым возможно в аптеках, входящих в сеть виртуального госпиталя.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление