logo
КОБРИНСКИЙ (Восстановлен) МИ

10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу

Автоматизированные информационные системы ЛПУ состоят из большого числа подсистем, которые можно объединить в три группы:

  1. административные;

  2. организационные;

  3. медико-технологические.

Административные подсистемы предназначены для информа­тизации административно-управленческой и финансово-экономи­ческой деятельности ЛПУ. Они дают возможность осуществлять контроль за показателями деятельности ЛПУ в целом и его под­разделений, за выполнением обязанностей медицинским персо­налом, сроками лечения, финансово-экономическими показате­лями учреждения, вести учет ресурсов, расчеты со страховыми компаниями и т.д.

Автоматизированные рабочие места в структуре АИС много­численны и разнообразны: главного врача, его заместителей, спе­циалистов по кадрам, экономиста, бухгалтера, медицинского ста­тистика. Существует также много прикладных программных средств для этих категорий персонала ЛПУ.

Организационные подсистемы предназначены для решения за­дач управления потоками информации: среди них — оптимизация учета и распределения всех видов ресурсов, включая диспетчери­зацию пациентов. Организационные подсистемы — это важная часть АИС ЛПУ. Информация о посещениях поликлиник, движении пациентов, занятости коечного фонда в стационарах помогает оперативно и эффективно управлять важными аспектами деятель­ности ЛПУ. Однако ключевым аспектом при информатизации ЛПУ должен быть лечебно-оздоровительный процесс.

Наличие развитых медико-технологических подсистем декла­рируется разработчиками всех внедряемых АИС ЛПУ. В реальности ситуация сложнее. Действительно, в каком-то виде подсистемы, ориентированные на поддержку деятельности медицинского пер­сонала, в учрежденческих системах присутствуют. Однако в по­давляющем большинстве случаев они предоставляют медикам воз­можности ведения медицинской документации (далеко не всегда структурированной и соответствующим образом формализован­ной в соответствии с потребностями медицинских работников), в лучшем случае включают получение справочной информации (по медикаментам и др.), не обеспечивая поддержки собственно медицинской деятельности — процессов диагностики и лечения. Это объясняется целым рядом причин.

На рубеже XX —XXI вв. при формировании рынка АИС ЛПУ в России разработчикам этих систем представлялось, что решение административных и организационных проблем более приоритет­но. По-видимому, это было связано с тем, что так обстояло дело в других отраслях, более известных разработчикам, в которых про­цесс информатизации начался раньше. Затем в течение несколь­ких лет было распространено мнение, что если уж фирма смогла решить проблемы автоматизации ЛПУ, то создание медико-технологических модулей не представляет значительных трудностей.

В настоящее время пришло понимание того, что для полно­ценного решения медико-технологических задач необходимы зна­ния предметной области. В то же время существуют коллективы и системы, в которых эти непростые задачи уже решены, и более эффективно было бы не разрабатывать такие подсистемы заново, а интегрироваться с уже имеющимися системами или коллекти­вами. Это касается и отдельных процессов, и целых функциональ­ных подсистем (лабораторной, радиологической и др.). Однако оказалось, что полноценная интеграция систем — крайне непро­стая задача, а использование стандартов, а также Международ­ной систематизированной номенклатуры медицинских терминов (см. подразд. 5.3), обеспечивающей взаимодействие между ИС, в России находится в зачаточном состоянии. В ряде случаев проще совместно создать новую, включающую все элементы (клиниче­скую, радиологическую подсистемы и др.), медико-технологиче­скую подсистему, нежели полноценно интегрировать систему в АИС ЛПУ.