11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
Территориальная информационная медицинская система — это интегрированная система сбора, обработки, передачи и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей среды, материально-технической базе и экономических аспектах функционирования службы здравоохранения региона.
Переход здравоохранения к использованию таких систем способствует преодолению трудностей своевременного получения всех необходимых данных о пациенте, накапливаемых в течение жизни при наблюдении человека в ряде учреждений (родильный дом, детская и взрослая поликлиники, специализированные центры/ диспансеры, стационары и др.). Одновременно обеспечивается значительно более высокий уровень информационной поддержки, так как выписки из историй болезни (медицинских карт) далеко не всегда обеспечивают необходимый уровень информационной достаточности.
Одним из результатов интеграции ИМС является формирование комплексов взаимно дополняющих компьютерных систем функционально связанных учреждений, входящих, например, в состав терапевтическо-акушерско-педиатрической или специализированной медицинской службы. При этом на новой медико-технологической основе решаются «застарелые» медико-организационные вопросы преемственности наблюдения, в частности на этапе «беременная женщина—плод — ребенок».
Территориальная ИМС должна обеспечивать информационную поддержку ЛПР по вопросам оперативного, тактического и стратегического управления, планирования развития здравоохранения региона и формировать данные статистической отчетности. Поскольку любая территориальная ИМС субъекта Российской Федерации включает районный и городской уровни, ее программное обеспечение должно обеспечивать потребности здравоохранения в анализе информации для принятия решений в рамках их компетенции. Данный подход соответствует мнению Комитета экспертов ВОЗ о месте районной системы как составной части общенациональной системы, которая должна обладать определенной степенью независимости и способностью к самостоятельным действиям.
В настоящее время функционируют ряд независимых территориальных медицинских систем: органов управления здравоохранением, обязательного медицинского страхования, социально-гигиенического мониторинга. Последняя система обеспечивает контроль за состоянием окружающей природной среды, продуктов питания, профессиональной заболеваемости работников предприятий.
В отношении состояния здоровья населения традиционно (в большинстве случаев) осуществляются сбор и последующая обработка не первичной информации о пациентах, а статистических данных (например, на основе талонов, включающих в основном сведения о заболеваемости и нетрудоспособности людей).
В настоящее время в ряде регионов России осуществляется переход к мониторированию состояния здоровья населения на основе первичных данных. Для этого в каждом медицинском учреждении должен функционировать свой регистр (БД), реализованный на основе единого принципа построения (универсальности) отдельных блоков ИС независимо от различий в характере собственно медицинских данных. При этом документы должны быть однотипны по форме (паспортная часть, история жизни, болезни, результаты обследования), но включать и динамические блоки, отражающие текущие изменения в состоянии здоровья и индивидуальные особенности пациента, которые врач считает нужным отметить.
Формируются также территориальные регистры больных по группам патологии (наследственные заболевания, природно-очаговые инфекции, венерические и кожные заразные болезни и др.), социально значимым заболеваниям (например, бронхиальная астма), отдельным контингентам (например, беременные женщины, дети).
Ведутся территориальные базы федеральных систем мониторинга заболеваний населения (см. гл. 12), обеспечивается их поддержка на уровне ЛПУ, откуда первичная информация поступает в медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ).
Формирование полноценной ИС регионального здравоохранения невозможно без создания в будущем единого информационного медицинского пространства (см. гл. 13), включающего все медицинские учреждения административной территории и объединяющего любую информацию независимо от последующего ее использования различными службами в медико-социальных и экономических целях. Это позволит получать любые необходимые срезы статистических данных на основе обработки соответствующей первичной информации и исключит неоправданное дублирование данных в различных ИМС.
Наиболее целесообразным решением этого вопроса было бы создание распределенной БД с санкционированным доступом пользователей к необходимой в конкретный момент информации, хранящейся по месту ее ввода. В этом случае можно было бы говорить о системе централизованно-децентрализованного хранения информации. Однако для этого наряду с административными решениями необходимо наличие АС в медицинских учреждениях (см. гл. 10) и коммуникационной среды, в которую должны быть включены ЛПУ региона.
Современная территориальная ИМС должна представлять собой трехуровневую систему электронного документооборота, реализованную в сетевом варианте (рис. 9):
1) БД фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц (при отсутствии компьютеризации этого уровня необходимые сведения должны передаваться на уровень центральных районных больниц и храниться в их БД);
2) ИМС учреждений районного и городского подчинения, городских центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов управления здравоохранением;
3) ИМС учреждений областного подчинения (включая бюро медико-социальной экспертизы), органов управления здравоохранением, органов Росздрава и Роспотребнадзора, территориального фонда ОМС.
Информация БД нижнего уровня, формируемых в отдельных медицинских учреждениях, в утвержденных объемах направляется в единую территориальную БД (по сетям или на магнитных носителях).
В любом из вариантов формируется интегрированная ИС, которая должна включать средства защиты данных от несанкционированного доступа (см. гл. 9).
Наряду с вертикальными связями, обеспечивающими информацией районный/городской и региональный уровни управления, в территориальной ИМС реализуются горизонтальные связи между медицинскими учреждениями. Они позволяют врачам различных ЛПУ (поликлиники, стационары, диспансеры и др.) оперативно получать необходимую им первичную информацию об изменениях в состоянии здоровья пациентов.
В правильно спроектированной территориальной ИМС обязательно предусматривается возможность ее модернизации и наращивания по функциям, а также подключение новых медицинских учреждений и вновь создаваемых ИС.
Территориальная ИМС строится на программной платформе, обеспечивающей интеграцию и обработку данных, получаемых от различных источников. «Сквозная» система сбора данных должна базироваться на основе информационной совместимости при использовании единых справочников. Платформа обеспечивает автоматическое создание и предоставление всех видов отчетности, включающих сведения из первичных БД. Базы данных нижних уровней, как правило, работают под управлением различных СУБД. Часто форматы представления однотипных данных в них не совпадают.
Кроме того, часть данных дублируется в различных БД, что может приводить к их последующей несогласованности.
Орган управления здравоохранением субъекта РФ
Центр государственного санэпиднадзора РФ
Территориальный ФОМС субъекта РФ
Бюро МСЭ субъекта РФ
Статистика уровня субъекта РФ
Персонифицированные данные
Стационары субъекта РФ
Специализированные центры и диспансеры субъекта РФ
Орган управления здравоохранением района/города
Персонифицированные данные
Статистика уровня район/город
Городские стационары
Городские специализированные центры и диспансеры
Роддома и женские консультации
Городские поликлиники
ЦРБ
Участковые больницы
ФАП
РИС 9. Движение информации в территориальной МИС (исключая управленческие воздействия)
Создание централизованного хранилища данных (для систем здравоохранения, фондов ОМС, Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора) создает основу для преодоления указанных проблем и обеспечения руководителей всей полнотой медико-статистической, экологической и экономической информации, необходимой для принятия обоснованных решений.
Технология последнего времени предполагает использование так называемых хранилищ данных (Data Warehouse) — БД для аккумуляции больших объемов информации.
Основными функциями территориальной информационной медицинской системы являются:
формирование и ведение региональной базы (централизованного хранилища) данных;
ведение регистра населения;
ведение регистров на отдельные контингента населения, в том числе для полицевых федеральных систем;
анализ динамики состояния здоровья населения, включая оперативный анализ младенческой, детской и материнской смертности;
формирование статистических показателей (состояния здоровья населения, работы ЛПУ и т.д.);
оценка обеспеченности и потребности в основных видах медицинской помощи, включая контроль за выполнением территориальной программы государственных гарантий населения на бесплатную медицинскую помощь и мониторинг дополнительного лекарственного обеспечения;
оперативное управление службами (скорая помощь, станция переливания крови и т.п.);
контроль эпидемиологической ситуации;
анализ состояния окружающей природной среды, включая связь факторов загрязнения с уровнем заболеваемости и оценку влияния профессиональных вредностей на производстве;
мониторинг работы ЛПУ на основе индикаторов результативности и качества, включая анализ финансово-экономических аспектов;
планирование и прогнозирование развития учреждений и служб.
Принятие управленческого решения на основе имеющейся информации не является одномоментным актом, а включает последовательный ряд этапов:
анализ информации;
моделирование текущего состояния проблемы;
генерацию возможных решений;
ранжирование решений по порядку предпочтения;
выбор решений в соответствии с принятыми критериями;
моделирование последствий принятия решения.
Городская и районная ИМС создают новые условия для оперативного получения необходимой информации врачами скорой медицинской помощи непосредственно при оказании экстренной помощи. Это особенно важно в отношении пациентов с определенной патологией (сахарный диабет, эпилепсия и др.). Одновременно решается вопрос интеграции в единую БД информации о наблюдаемых при неотложных состояниях проявлениях заболевания и эффективности применявшихся медикаментов. Последнее крайне важно для последующего лечения этих больных врачами районных поликлиник.
Оперативный доступ врачей к исходной медицинской информации на этапах оказания помощи при чрезвычайных ситуациях имеет свои особенности.
В Тульском НИИ новых медицинских технологий предложена схема информационного обмена. При ее использовании учреждения территориальной службы медицины катастроф в конце дня при выходе из программы запускают электронную почту, которая автоматически забирает из БД учреждений, оказывающих экстренную медицинскую помощь, всю новую информацию и размещает ее в общей территориальной БД. Таким путем обеспечивается актуальность медицинской информации, необходимой всем службам, участвующим в ликвидации последствий стихийной или техногенной катастрофы.
Включение в состав территориальных ИМС моделей позволяет на объективной основе прогнозировать ситуации (например, в области заболеваемости, эпидемиологической ситуации, потребности в медикаментах и др.), оптимизировать распределение ресурсов и структуру медицинских учреждений в условиях имеющихся ограничений, планировать мероприятия и поддерживать принятие решений.
В составе территориальных ИМС на всех уровнях используются различные АРМ — врача-статистика, главных специалистов и др. (см. гл. 8). С их помощью осуществляются необходимый содержательный анализ, экспертиза и обработка информации, аккумулируемой в территориальной БД.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление