4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
Интернет — всемирная ИС, т.е. совокупность разных сетей, построенных на базе протокола TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet P-Protocol), т.е. протокола управления передачей в сети, являющегося стандартом для построения глобальных сетей.
Через глобальную сеть Интернет доступны следующие виды информации и связи:
всемирная паутина (World Wide Web — www) — большая ИС, содержащая текстовые, графические, звуковые и видеофайлы;
электронные доски объявлений (Bulletin Board System — BBS) — места накопления информации в электронном виде со свободным доступом абонентов к архивам системы;
информационная система широкого профиля — система БД, открытых для публичного доступа;
удаленный терминальный доступ к компьютерам (Telnet — протокол эмуляции терминала) — базовая сетевая услуга, позволяющая абоненту Интернета дистанционно подключаться к другим удаленным станциям и работать с ними со своего компьютера, как если бы она была их удаленным терминалом;
файловые архивы /TP-серверов (File Transform Protocol (FTP) )— протокол передачи файлов — протокол TCP/IP, применяемый для доступа к другим компьютерам сети с целью получения списков каталогов и копий файлов, а также для передачи файлов;
электронная почта (e-mail) — один из распространенных сервисов Интернета, позволяющий отправлять корреспонденцию, подготовленную пользователем на рабочем месте, на электронный адрес (или ряд адресов одновременно) и просматривать полученные сообщения на компьютере;
система рассылки (Mail lists) — получение электронных писем определенной тематики большой группой пользователей, заключивших соглашение о получении информации;
телеконференции (Netnews, Usenet, Newsgroups) — обсуждение общих проблем рядом участников;
Skype — глобальная система персональной связи, позволяющая организовывать аудиовизуальный контакт участников; осуществляет соединение не только компьютер-компьютер, но и компьютер-телефон;
Internet Relay Chat (IRC) — разговоры через интернет в текстовом виде в реальном времени;
Интернет — это, по сути, множество сайтов, на которых хранятся разнообразные сведения: тексты, изображения, звуковые и видеозаписи — любые данные, которые можно сохранить в цифровой форме.
Доступ в Интернет осуществляется через мощные компьютеры — серверы сети.
Web-сайт — это совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных навигационно по смыслу и физически находящихся на одном web-сервере.
Web-страницы содержат так называемые «живые» ссылки, при указании на которые можно выйти на нужную страницу. Такие ссылки называют гипертекстовыми. Web-страница является самостоятельной частью web-сайта, документом, снабженным уникальным адресом. Обычно полстраницы организуются в виде гипертекста с включениями текста, графики, звука, видео или анимации.
Web-сервер — это специализированный компьютер, обеспечивающий хранение и доступ из внешней сети к данным, организованным в виде Web-страниц.
В сети Интернет просмотр web-страниц осуществляется посредством броузера - программы-клиента, предоставляющей пользователю возможности навигации и просмотра web-ресурсов, скачивания файлов и др. Наиболее широко используются броузеры Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator.
Портал (информационный портал) — это система, призванная обеспечить единую интегрированную среду для работы с корпоративными информационными ресурсами Интернета. Портал объединяет по содержательному принципу географически распределенные БД, приложения, документы, информацию из сети Интернет при помощи встроенных наборов интерфейсов, предоставляя доступ пользователей ко всем информационным ресурсам через стандартный web-броузер. Корпоративный информационный портал является интегрированной средой для ограниченного круга лиц.
Консультативный аспект использования Интернета в медицине включает различные подходы. В России одним из них является телеконсультационный форум по ортопедии и травматологии в Уральском НИИ травматологии и ортопедии им. В.Д.Чаклина, который представляет собой динамичное web-приложение, позволяющее отправить (разместить) краткое деперсонифицированное описание клинического случая в произвольной форме с приложением графических материалов (рентгенограмм, клинических фотографий и т.д.) для получения рекомендаций лечебно-диагнстического характера. Кроме того, на форуме реализована специальная среда для оценки исходов у пациентов с патологией тазобедренного сустава (по стандартам — на основе шкалы Харриса, системы оценки качества жизни SF-36 и др.). Другим вариантом удаленного консультирования через Интернет является реализованный в Пензенской области профессиональный список рассылки CCM-L (Critical Care Medicine List), насчитывающий более 1 500 участников — специалистов в области критических состояний.
Информационно-консультативная система «Кардинет», опирающаяся на Интернет-поликлинику, используется в Саратовском НИИ кардиологии. Она позволяет интегрировать диагностическое оборудование ряда учреждений (стационара, поликлиники, диспансера, санаториев) и дает возможность накапливать и передавать по обычным телефонным каналам связи результаты диагностических исследований в реальном времени.
Взаимодействие пациентов со своими лечащими врачами по электронной почте активно развивается в США. Пациент имеет возможность регулярно сообщать врачу о своем самочувствии, записываться к нему на прием. Врач может направлять пациенту уведомление о записи и свои рекомендации. Эта информация является составной частью медицинской документации — от врачей требуется включать электронную переписку с пациентами в истории болезни.
На базе сервера службы крови в Екатеринбурге наряду с электронной доской объявлений были организованы общедоступные консультации главного трансфузиолога по вопросам, связанным с донорством и переливанием крови.
В Интернете размещено множество информационных баз медицинских данных. Благодаря этому обеспечивается возможность оперативного обращения к электронным БД. Особенно важно экстренное получение информации для врачей в чрезвычайных ситуациях. Автоматизированные справочные системы по токсикологии, размещаемые в Интернете, позволяют врачам быстро получать сведения о последствиях острого и хронического воздействия разнообразных химических веществ и соединений на организм людей.
Российская справочная система «Экотоксин» содержит сведения о воздействии тяжелых металлов на организм ребенка, в том числе в малых дозах: клинические проявления, пути поступления и элиминации, методы определения, рекомендуемые лечебные мероприятия и т.п. Американская система для контроля здоровья работающих (Drake Clinical Worker's Health) включает серию скринирующих систем диагностики экотоксинов и методы организации специальной помощи населению. Английский национальный регистр токсических соединений (Registry of Human Toxicology Data Bank) используется в целях обеспечения безопасности людей, в первую очередь групп риска по профессиональным вредностям. Подход, сочетающий дистанционное консультирование с оперативным получением информации из специализированных БД, может быть особенно полезен при ситуациях, вызванных техногенными катастрофами на химических производствах.
В странах Европейского Союза существует большое число реализуемых и развивающихся проектов по созданию мультимедийных БД конкретных случаев и баз медицинских знаний (электронных библиотек и атласов). Это направление развивается и в России.
Подключаясь к Интернету, врач может получать:
списки статей, опубликованных в медицинских журналах и их рефераты (из электронных библиотек Medline, Pubmed и др.);
сведения из Кокрановской библиотеки по контролируемым клиническим исследованиям, которые обеспечивают нормативный подход к сравнительной оценке получаемых результатов;
информацию по лечению заболеваний;
данные о лекарственных средствах.
Компания «Медицина без границ» (Unbound Medicine) вместе с редакцией «Британского медицинского журнала» (British Medical Journal) запустили проект COGNIQ, который позволяет владельцам карманных персональных компьютеров получать из журнала Clinical Evidence копии статей в области лечения, основанные на принципах доказательной медицины.
Всемирная организация здравоохранения с 2000 г. создает единую сеть научных медицинских ресурсов на базе Интернета. Это поможет исследователям из развивающихся стран использовать в своей работе новейшую медицинскую информацию и обмениваться опытом. Проект включает создание сайтов и электронных версий ведущих научных журналов, организацию БД и Интернет-форумов, которые помогут объединить медиков всего мира.
Контрольные вопросы
1) Дайте определение телемедицине.
2) Назовите этапы становления телемедицины.
3) Чем телемедицина принципиально отличается от ранее существовавшего дистанционного консультирования?
4) Что входит в понятие телемедицинских и Интернет-услуг?
5) Что представляет собой виртуальный госпиталь?
6) Охарактеризуйте наиболее распространенные направления в телемедицине.
7) Что означает понятие «телерадиология»?
8) Что представляет собой внутрибольничная телемедицина?
9) Каковы направления и принципы домашней теле медицины?
10) Что понимают под термином «телеобразование»?
11) Что представляет собой Интернет?
12) Какие преимущества дает врачу использование Интернета?
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление