13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
В настоящее время с учетом новых технических возможностей началось создание региональных и моделирование глобальных медицинских систем, позволяющих объединять автономно функционирующие в отдельных учреждениях АИС. Для этого применяют как локальные вычислительные сети, так и автономно работающие компьютеры. Работы в этом направлении проводятся в Астраханской, Иркутской, Пензенской областях и ряде других территорий. В этом случае медицинские документы, находящиеся в БД различных ЛПУ, будут доступны врачам других учреждений, где в это время наблюдаются (лечатся) пациенты (естественно, с учетом ограничений, предусматривающих сохранение конфиденциальности и защиты от несанкционированного доступа, — см. подразд. 9.7). Именно такое информационное медицинское пространство клинических данных может рассматриваться как основа для оперативного принятия адекватных лечебно-диагностических решений. Одновременно это позволит осуществлять пространственно-временной мониторинг за медико-демографическими показателями рождаемости, заболеваемости, инвалидности и смертности, обращая особое внимание на так называемые «маркерные» виды социально значимой патологии при одновременной опоре на медико-экономические стандарты, построенные на основе моделей конечных результатов лечения и реабилитации.
Объединение данных, накапливающихся в различных территориях, открывает возможности для проведения сравнительных эпидемиологических и медико-экологических исследований при неинфекционных заболеваниях. Таким образом, концепция единого информационного медицинского пространства закладывает основы для организации всеобъемлющего мониторинга за состоянием здоровья населения на принципиально новом технологическом уровне.
Единое информационное пространство открывает новые возможности и для создания территориальных и общероссийских регистров, ориентированных на информационную поддержку врачей в обычных и чрезвычайных ситуациях. На данной основе возможно создание единого информационного пространства служб крови и трансплантологии отдельных регионов (Урал, Сибирь и т.п.) и России в целом, а в дальнейшем объединения с подобными системами других государств. Это означает, что с компьютера любого пользователя в такой сети будет доступна обработка запроса по вопросам обеспечения кровью или ее компонентами, трансплантатами с последующим обменом электронными документами для оперативного решения вопроса о получении необходимых материалов независимо от места нахождения.
В рамках единого информационного медицинского пространства становится возможна реализация «Электронного паспорта здоровья» гражданина Российской Федерации, который должен содержать четко определенный набор демографических сведений и данных о состоянии здоровья индивидуума. За рубежом сходные системы получили название реестров общественного здоровья.
Современной трактовке e-Health в определенной степени больше соответствует ранее появившееся понятие «телездравоохранение» (telehealth), хотя в настоящее время более принятым является термин «электронное здравоохранение». Фактически речь идет о том, что в перспективе интегрированные медицинские системы (территориальные, проблемно-ориентированные, глобальные) в сочетании с системами для видеоконференций, обеспечивающими аудиовидеоконтакт, позволят реализовать интерактивную поддержку клинических и организационных решений в режиме реального времени. Одновременно медицинские работники получат доступ к справочно-информационным системам в сети Интернет.
Таким образом, электронное здравоохранение — это сочетание распределенных БД медицинской информации на основе персоноцентрированного подхода (т.е. жесткой «привязки» всей информации к конкретной персоне по фамилии и идентификатору в течение жизни) с возможностью дистанционных интерактивных консультаций врачей между собой и врачей, медицинских сестер и социальных работников с пациентами.
В развитых странах существует определенный опыт в области e-Health. Переход на e-Health в Германии привел к созданию национального проекта «Телематическая платформа здравоохранения», который основан на карте данных пациента, названной электронной картой здоровья (healthcard). В США после урагана Катрина при организации медицинской помощи беженцам были использованы централизованные электронные истории лекарственных назначений, без чего возникли бы значительные проблемы с подбором медикаментов у хронических больных.
Медицинская телематика — это составной термин, означающий деятельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий и направленные на содействие развитию мирового здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины (ВОЗ, 1997).
Опыт Великобритании в области электронного здравоохранения, включая различные аспекты телемедицины (см. гл. 4), основан на реструктурировании локальных телемедицинских услуг. Этот подход включает:
1) аккумуляцию персональных медицинских данных;
2) мониторинг пациентов в больницах и на дому, включая дистанционное оказание им психологической поддержки;
3) совершенствование оказания неотложной помощи;
4) совместную диагностику;
5) экспертизу рядом врачей (получение «второго мнения»);
6) коллективный анализ результатов исследований врачами разных учреждений;
7) централизованную архивацию рентгеновских и других медицинских изображений с возможностью их дистанционного просмотра;
8) ускорение обслуживания больных;
9) сокращение потребности в госпитализации и продолжительности пребывания в стационаре.
Следствием реализации предложенной технологии электронного здравоохранения является улучшение качества медико-социальной помощи, уменьшение числа смертельных случаев и понижение стоимости лечения больных. В настоящее время информатизация здравоохранения Великобритании достигла уровня, позволяющего в целях информационного обеспечения преемственности лечения создать национальный банк ЭИБ.
В России в проекте Уральского федерального округа по переходу к e-Health генеральная стратегия формирования и развития информационно-коммуникационных технологий в охране здоровья населения обозначена как переход от «точечно-лоскутной» информатизации к комплексной сквозной информатизации медицинских учреждений округа с выходом на телемедицину.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление