logo search
КОБРИНСКИЙ (Восстановлен) МИ

12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи

Создание федеральных ИМС и организация компьютерного мониторинга состояния здоровья населения Российской Федера­ции предполагает последовательное сжатие исходных данных для получения на каждом уровне (городском/районном, региональ­ном и федеральном) необходимой для принятия управленческих решений и планирования развития служб интегрированной ста­тистической информации.

По мере создания в стране коммуникационной инфраструкту­ры, объединяющей медицинские учреждения на основе каналов достаточной емкости, будет обеспечена возможность реализации распределенной БД.

Система информатизации здравоохранения включает ряд уров­ней со своими специфическими особенностями:

1. врачебный (пользовательский);

2. отделенческий (в основном в стационарах);

3. учрежденческий;

4. городской/районный;

5. областной (краевой, автономных округов, республикан­ский);

6. федеральный.

Для мониторинга здоровья населения России на всех уровнях принципиально важно сочетание федеральных (на основе верти­кальных систем обмена данными) и территориальных ИМС (рис. 12).

Вертикально-горизонтальная интеграция систем решает зада­чу объединения данных в конкретной проблемной области, на уровне субъектов Российской Федерации и одновременно повы­шает преемственность в оказании помощи, включая высокоспе­циализированную (высокотехнологичную) помощь в федераль­ных медицинских центрах. Национальные БД помогают устано­вить эффективную обратную связь с учреждениями — «постав­щиками информации», что ведет к улучшению полноты и каче­ства данных, на основе которых могут строиться различные заклю­чения. Необходимым условием преемственного динамического на­блюдения за состоянием здоровья населения является организа­ция этапности (в военной медицине — эшелонированности) в наблюдении и оказании медицинской и социальной помощи. Из этого требования вытекает необходимость информационной ин­теграции медицинских данных, которая достигается при органи­зации многоуровневого взаимодействия между ИМС учреждений.

Еще один аспект — обмен информацией не только между ИМС, включающими собственно медицинские (клинические) данные (диспансерными системами и проблемно-ориентированными ре­гистрами по видам патологии), но также с системами анализа про­фессиональных вредностей и факторов загрязнения окружающей природной среды, т.е. с данными Центров государственного сани­тарно-эпидемиологического контроля (рис. 13). Это может внести достаточно серьезные изменения в оценки влияния социально-гигиенических факторов на состояние здоровья населения — в отношении конкретных социально значимых групп патологии.

Благодаря интеграции разнообразных по своей направленно­сти ИМС врачи и организаторы здравоохранения будут обеспече­ны необходимыми данными для принятия клинических и управ­ленческих решений в условиях доступности всех необходимых све­дений медицинского и экологического характера.

Контрольные вопросы

  1. Дайте характеристику федеральной информационной медицинской системы.

  2. Что должна в себя включать федеральная информационная меди­цинская система?

  3. Как соотносятся федеральная и территориальная ИМС?

  4. Опишите структуру Государственной системы мониторинга здоро­вья населения России.

  5. Что предполагает компьютерный мониторинг здоровья?

  6. На чем базируются интегральные оценки общественного здоровья?

  7. Дайте классификацию компьютерных мониторинговых систем.

  8. Что представляет собой Федеральная информационная система мониторинга?

  9. Какими способами можно создавать систему автоматизированного мониторинга состояния здоровья населения?

Федеральные специализированные центры

Стационары и специализированные центры субъекта РФ

Межрегиональные специализированные центры

Специализированные городские центры

Санатории

Городской стационар

Поликлиника

ЦРБ

Роддом

Рис. 12. Схема информационного взаимодействия медицинских учрежде­ний разных уровней системы здравоохранения