12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
Создание федеральных ИМС и организация компьютерного мониторинга состояния здоровья населения Российской Федерации предполагает последовательное сжатие исходных данных для получения на каждом уровне (городском/районном, региональном и федеральном) необходимой для принятия управленческих решений и планирования развития служб интегрированной статистической информации.
По мере создания в стране коммуникационной инфраструктуры, объединяющей медицинские учреждения на основе каналов достаточной емкости, будет обеспечена возможность реализации распределенной БД.
Система информатизации здравоохранения включает ряд уровней со своими специфическими особенностями:
1. врачебный (пользовательский);
2. отделенческий (в основном в стационарах);
3. учрежденческий;
4. городской/районный;
5. областной (краевой, автономных округов, республиканский);
6. федеральный.
Для мониторинга здоровья населения России на всех уровнях принципиально важно сочетание федеральных (на основе вертикальных систем обмена данными) и территориальных ИМС (рис. 12).
Вертикально-горизонтальная интеграция систем решает задачу объединения данных в конкретной проблемной области, на уровне субъектов Российской Федерации и одновременно повышает преемственность в оказании помощи, включая высокоспециализированную (высокотехнологичную) помощь в федеральных медицинских центрах. Национальные БД помогают установить эффективную обратную связь с учреждениями — «поставщиками информации», что ведет к улучшению полноты и качества данных, на основе которых могут строиться различные заключения. Необходимым условием преемственного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения является организация этапности (в военной медицине — эшелонированности) в наблюдении и оказании медицинской и социальной помощи. Из этого требования вытекает необходимость информационной интеграции медицинских данных, которая достигается при организации многоуровневого взаимодействия между ИМС учреждений.
Еще один аспект — обмен информацией не только между ИМС, включающими собственно медицинские (клинические) данные (диспансерными системами и проблемно-ориентированными регистрами по видам патологии), но также с системами анализа профессиональных вредностей и факторов загрязнения окружающей природной среды, т.е. с данными Центров государственного санитарно-эпидемиологического контроля (рис. 13). Это может внести достаточно серьезные изменения в оценки влияния социально-гигиенических факторов на состояние здоровья населения — в отношении конкретных социально значимых групп патологии.
Благодаря интеграции разнообразных по своей направленности ИМС врачи и организаторы здравоохранения будут обеспечены необходимыми данными для принятия клинических и управленческих решений в условиях доступности всех необходимых сведений медицинского и экологического характера.
Контрольные вопросы
Дайте характеристику федеральной информационной медицинской системы.
Что должна в себя включать федеральная информационная медицинская система?
Как соотносятся федеральная и территориальная ИМС?
Опишите структуру Государственной системы мониторинга здоровья населения России.
Что предполагает компьютерный мониторинг здоровья?
На чем базируются интегральные оценки общественного здоровья?
Дайте классификацию компьютерных мониторинговых систем.
Что представляет собой Федеральная информационная система мониторинга?
Какими способами можно создавать систему автоматизированного мониторинга состояния здоровья населения?
Федеральные специализированные центры
Стационары и специализированные центры субъекта РФ
Межрегиональные специализированные центры
Специализированные городские центры
Санатории
Городской стационар
Поликлиника
ЦРБ
Роддом
Рис. 12. Схема информационного взаимодействия медицинских учреждений разных уровней системы здравоохранения
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление