Определение оптимального плана транспортных задач, имеющих некоторые усложнения в их постановке
1. При некоторых реальных условиях перевозки груза из определенного пункта Ai в пункт назначения Bj не могут быть осуществлены. Для определения оптимальных планов таких задач предполагают, что стоимость перевозки единицы груза из пункта Ai в пункт Bj является сколь угодно большой величиной М и при этом условии известными методами находят решение ТЗ. Такой подход к нахождению решения ТЗ называется запрещением перевозок.
2. В отдельных ТЗ дополнительным условием является обеспечение перевозки по соответствующим маршрутам определенного количества груза. Пусть, например, из Ai в Bj требуется обязательно перевезти αij единиц груза. Тогда в соответствующую клетку таблицы, находящуюся на пересечении строки Ai и столбца Bj, записывают указанное число αij и в дальнейшем считают эту клетку свободной со сколь угодно большой стоимостью перевозки М. Для полученной таким образом новой ТЗ находят оптимальный план, который определяет оптимальный план исходной задачи.
3. Иногда требуется найти решение ТЗ, при котором из Ai в Bj должно быть перевезено не менее заданного количества груза αij. Для определения оптимального плана такой задачи считают, что запасы Ai и потребности Bj меньше фактических на αij единиц. После этого находят оптимальный план новой ТЗ, на основании которого и определяют решение исходной задачи.
Примечание: При целых ai (i = 1,..., m) и bj (j = 1,..., n), в силу специфики ограничений ТЗ, любое базисное допустимое решение является целочисленным.
Д омашнее задание №17
Решите транспортную задачу.
1.Составить оптимальное распределение специалистов четырех профилей, имеющихся в количествах 60, 30, 45, 25 между пятью видами работ, потребности в специалистах для каждой работы соответственно равны 20, 40, 25, 45, 30 и матрица
7 5 2 0 4
4 0 8 6 3
С =
5 6 0 9 8
6 4 5 7 6
характеризует эффективность использования специалиста на данной работе.
2. Выпуск продукции на трех заводах составляет 500 , 700 и 600 , причем затраты на производство единицы равны 9 , 8 и 2 соответственно. Потребности четырех потребителей на эту продукцию составляют 350 , 200, 450 и 100. Матрица С транспортных расходов на доставку единицы продукции с i - го завода j - му потребителю :
3 4 6 1
C = 5 1 2 3
4 5 8 1
Определить оптимальный план прикрепления потребителей к заводам при условии минимизации суммарных затрат на производство и транспортировку .
3. Строительный песок добывается в трех карьерах с производительностью за день 46, 34 и 40 т. и затратами на добычу одной тонны 1 , 2 и 3 руб. соответственно; песок доставляется на четыре строительные площадки , потребность которых составляет 40, 35, 30, 45 т. Транспортные расходы на перевозку одной тонны песка заданы матрицей :
4 3 2 5
C = 1 1 6 4
3 5 9 4
Недостающее количество песка - 30 т. в день можно обеспечить двумя путями : увеличением производительности а) 1 - го карьера , что повлечет дополнительные затраты в 3 руб. на добычу 1 т.; б) 2 - го с дополнительными затратами в 2 руб. / т.
Определить оптимальный план закрепления строительных площадок за карьерами и оптимальный вариант расширения поставок песка.
4.Имеется три сорта бумаги в количествах 10 , 8 и 5 т., которую необходимо использовать на издание четырех книг тиражом в 8000, 6000, 15000 и 10000 экз. Расход бумаги на одну книгу составляет 0,6; 0,8; 0,4 и 0,5 кг ,а себестоимость ( в коп. ) печатания книги при использовании i - го сорта бумаги задается матрицей:
24 16 32 25
C = 8 24 24 20
30 24 16 20
Определить оптимальное распределение бумажных ресурсов.
5. Четыре ремонтные мастерские могут за год отремонтировать соответственно 700, 500, 450 и 550 машин при себестоимости ремонта одной машины в 500, 700, 650 и 600 рублей. Планируется годовая потребность в ремонте пяти автобаз: 350, 350, 300, 300 и 200 машин.
Избыточные мощности 1-й и 2-й мастерских могут быть использованы для обслуживания других видов работ.
Дана матрица
40 20 60 10 20
Cij = 10 80 30 40 30
70 30 30 50 10
50 10 40 50 40 ,
характеризующая транспортные расходы на доставку машины с j-й автобазы в i-ю ремонтную мастерскую. Определить минимальную годовую потребность в кредитах на выполнение указанного объема ремонтных работ по всем автобазам. Составить программу ремонтных работ, имеющую минимальную стоимость.
6.Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице, при дополнительных условиях: из А1 в В 2 и из А 3 в В 5 перевозки не могут быть осуществлены, а из А2 в В4 будет завезено 60 единиц груза.
Пункты | Пункты назначения | Запасы | ||||
Отправления | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
|
А1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 180 |
А2 | 6 | 3 | 4 | 5 | 2 | 220 |
А3 | 8 | 2 | 1 | 9 | 3 | 100 |
Потребности | 120 | 80 | 160 | 90 | 50 | 500 |
7. Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице, при дополнительных условиях: из А2 в В4 и из А 3 в В 1 перевозки не могут быть осуществлены, а из А 4 в В 2 будет завезено 40 единиц груза.
Пункты | Пункты назначения | Запасы | ||||
Отправления | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
|
А1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 160 |
А2 | 6 | 3 | 4 | 5 | 2 | 220 |
А3 | 8 | 2 | 1 | 9 | 3 | 100 |
Потребности | 120 | 80 | 140 | 90 | 50 |
|
8. Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице, при дополнительных условиях: из А 3 в В 2 и из А 4 в В 5 перевозки не могут быть осуществлены, а из А1 в В 3 будет завезено 35 единиц груза.
Пункты | Пункты назначения | Запасы | ||||
Отправления | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
|
А1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 160 |
А2 | 6 | 3 | 4 | 5 | 2 | 220 |
А3 | 8 | 2 | 1 | 9 | 3 | 100 |
Потребности | 120 | 80 | 160 | 90 | 50 |
|
9. Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице, при дополнительных условиях: из А1 в В 2 и из А2 в В5 перевозки не могут быть осуществлены, а из А2 в В4 будет завезено 45 единиц груза.
Пункты | Пункты назначения | Запасы | ||||
Отправления | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
|
А1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 180 |
А2 | 6 | 3 | 4 | 5 | 2 | 230 |
А3 | 8 | 2 | 1 | 9 | 3 | 100 |
Потребности | 120 | 80 | 160 | 90 | 50 |
|
10.Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в табл. , при дополнительных условиях : из А1 и В1 и из А2 и В5 перевозки не могут быть осуществлены, а из А2 и В1 будет завезено 60 единиц груза .
Пункты отправления | Пункты назначения | Запасы |
| В1 В2 В3 В4 В5 |
|
А1 | 1 2 3 1 4 | 180 |
А2 | 6 3 4 5 2 | 220 |
А3 | 8 2 1 9 3 | 100 |
Потребности | 120 80 160 90 50 | 500 |
11.Составить оптимальное распределение специалистов четырех профилей, имеющихся в количествах 50, 40, 45, 35 между пятью видами работ, потребности в специалистах для каждой работы соответственно равны 30, 30, 45, 25, 30 и матрица
3 5 9 0 4
4 0 7 6 3
С =
6 6 0 5 8
6 4 5 9 6
характеризует эффективность использования специалиста на данной работе.
12. Выпуск продукции на трех заводах составляет 600 , 700 и 500 , причем затраты на производство единицы равны 8 , 6 и 3 соответственно. Потребности четырех потребителей на эту продукцию составляют 450 , 300, 150 и 100. Матрица С транспортных расходов на доставку единицы продукции с i - го завода j -му потребителю :
2 5 6 4
C = 5 7 2 3
4 5 8 1
Определить оптимальный план прикрепления потребителей к заводам при условии минимизации суммарных затрат на производство и транспортировку .
13. Строительный песок добывается в трех карьерах с производительностью за день 56, 44 и 50 т. и затратами на добычу одной тонны 1 , 2 и 3 руб. соответственно; песок доставляется на четыре строительные площадки , потребность которых составляет 60, 25, 20, 25 т. Транспортные расходы на перевозку одной тонны песка заданы матрицей :
5 2 2 7
C = 1 2 6 4
3 5 8 4
Недостающее количество песка можно обеспечить двумя путями : увеличением производительности а) 1 - го карьера , что повлечет дополнительные затраты в 2 руб. на добычу 1 т.; б) 2 - го с дополнительными затратами в 1 руб. / т.
Определить оптимальный план закрепления строительных площадок за карьерами и оптимальный вариант расширения поставок песка.
14.Имеется три сорта бумаги в количествах 10 , 9 и 6 т., которую необходимо использовать на издание четырех книг тиражом в 6000, 5000, 13000 и 11000 экз. Расход бумаги на одну книгу составляет 0,5; 0,8; 0,7 и 0,5 кг ,а себестоимость ( в коп. ) печатания книги при использовании i - го сорта бумаги задается матрицей:
14 26 32 25
C = 8 34 24 20
20 24 16 20
Определить оптимальное распределение бумажных ресурсов.
15. Четыре ремонтные мастерские могут за год отремонтировать соответственно 800, 600, 350 и 450 машин при себестоимости ремонта одной машины в 600, 700, 650 и 500 рублей. Планируется годовая потребность в ремонте пяти автобаз: 350, 450, 100, 400 и 200 машин.
Избыточные мощности 1-й и 2-й мастерских могут быть использованы для обслуживания других видов работ.
Дана матрица
50 20 60 10 20
Cij = 10 70 30 40 10
70 30 30 50 10
50 10 20 50 40 ,
характеризующая транспортные расходы на доставку машины с j-й автобазы в i-ю ремонтную мастерскую. Определить минимальную годовую потребность в кредитах на выполнение указанного объема ремонтных работ по всем автобазам. Составить программу ремонтных работ, имеющую минимальную стоимость.
16.Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице, при дополнительных условиях: из А1 в В 2 и из А 3 в В 5 перевозки не могут быть осуществлены, а из А2 в В4 будет завезено 50 единиц груза.
Пункты | Пункты назначения | Запасы | ||||
Отправления | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
|
А1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 4 | 180 |
А2 | 7 | 3 | 5 | 5 | 2 | 210 |
А3 | 8 | 2 | 1 | 7 | 3 | 110 |
Потребности | 100 | 90 | 170 | 90 | 50 | 500 |
17. Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице, при дополнительных условиях: из А2 в В4 и из А 3 в В 1 перевозки не могут быть осуществлены, а из А 4 в В 2 будет завезено 40 единиц груза.
Пункты | Пункты назначения | Запасы | ||||
Отправления | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
|
А1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 150 |
А2 | 7 | 3 | 5 | 5 | 2 | 220 |
А3 | 8 | 2 | 1 | 9 | 3 | 110 |
Потребности | 120 | 90 | 130 | 90 | 50 |
|
18. Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице, при дополнительных условиях: из А 3 в В 2 и из А 4 в В 5 перевозки не могут быть осуществлены, а из А1 в В 3 будет завезено 45 единиц груза.
Пункты | Пункты назначения | Запасы | ||||
Отправления | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
|
А1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 5 | 150 |
А2 | 6 | 3 | 4 | 6 | 2 | 220 |
А3 | 7 | 2 | 1 | 9 | 1 | 110 |
Потребности | 120 | 80 | 150 | 90 | 60 |
|
19. Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в таблице, при дополнительных условиях: из А1 в В 2 и из А2 в В5 перевозки не могут быть осуществлены, а из А2 в В4 будет завезено 40 единиц груза.
Пункты | Пункты назначения | Запасы | ||||
Отправления | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
|
А1 | 1 | 4 | 3 | 1 | 4 | 170 |
А2 | 6 | 3 | 5 | 5 | 3 | 240 |
А3 | 7 | 2 | 1 | 9 | 3 | 100 |
Потребности | 110 | 90 | 160 | 90 | 50 |
|
20.Найти решение транспортной задачи, исходные данные которой приведены в табл. , при дополнительных условиях : из А1 и В1 и из А2 и В5 перевозки не могут быть осуществлены, а из А2 и В1 будет завезено 50 единиц груза .
Пункты отправления | Пункты назначения | Запасы |
| В1 В2 В3 В4 В5 |
|
А1 | 2 3 3 1 4 | 180 |
А2 | 6 3 4 5 2 | 200 |
А3 | 8 2 1 9 4 | 120 |
Потребности | 110 80 160 90 60 | 500 |
21.Составить оптимальное распределение специалистов четырех профилей, имеющихся в количествах 360, 40, 45, 35 между пятью видами работ, потребности в специалистах для каждой работы соответственно равны 20, 40, 35, 35, 30 и матрица
9 7 2 0 5
4 0 6 6 3
С =
3 6 0 7 8
6 4 5 7 6
характеризует эффективность использования специалиста на данной работе.
22. Выпуск продукции на трех заводах составляет 600 , 500 и 600 , причем затраты на производство единицы равны 11 , 7 и 4 соответственно. Потребности четырех потребителей на эту продукцию составляют 450 , 100, 450 и 100. Матрица С транспортных расходов на доставку единицы продукции с i - го завода j - му потребителю :
2 5 6 1
C = 7 1 2 3
4 4 8 1
Определить оптимальный план прикрепления потребителей к заводам при условии минимизации суммарных затрат на производство и транспортировку .
23. Строительный песок добывается в трех карьерах с производительностью за день 47, 35 и 50 т. и затратами на добычу одной тонны 1 , 2 и 3 руб. соответственно; песок доставляется на четыре строительные площадки , потребность которых составляет 50, 25, 30, 45 т. Транспортные расходы на перевозку одной тонны песка заданы матрицей :
7 4 2 5
C = 1 2 5 4
3 5 9 4
Недостающее количество песка можно обеспечить двумя путями: увеличением производительности а) 1 - го карьера , что повлечет дополнительные затраты в 3 руб. на добычу 1 т.; б) 2 - го с дополнительными затратами в 2 руб. / т.
Определить оптимальный план закрепления строительных площадок за карьерами и оптимальный вариант расширения поставок песка.
24.Имеется три сорта бумаги в количествах 11 , 9 и 5 т., которую необходимо использовать на издание четырех книг тиражом в 9000, 5000, 10000 и 12000 экз. Расход бумаги на одну книгу составляет 0,5; 0,8; 0,3 и 0,5 кг ,а себестоимость ( в коп. ) печатания книги при использовании i - го сорта бумаги задается матрицей:
20 16 30 25
C = 15 25 24 30
30 20 16 20
Определить оптимальное распределение бумажных ресурсов.
25. Четыре ремонтные мастерские могут за год отремонтировать соответственно 600, 500, 350 и 550 машин при себестоимости ремонта одной машины в 300, 600, 650 и 500 рублей. Планируется годовая потребность в ремонте пяти автобаз: 450, 350, 200, 300 и 200 машин.
Избыточные мощности 1-й и 2-й мастерских могут быть использованы для обслуживания других видов работ.
Дана матрица
30 10 50 10 20
Cij = 10 70 30 40 30
50 30 20 50 10
50 20 40 50 40 ,
характеризующая транспортные расходы на доставку машины с j-й автобазы в i-ю ремонтную мастерскую. Определить минимальную годовую потребность в кредитах на выполнение указанного объема ремонтных работ по всем автобазам. Составить программу ремонтных работ, имеющую минимальную стоимость.
- Учебное пособие
- Оглавление
- 2. Элементы линейной алгебры 21
- 3. Линейное программирование 48
- 4. Теория двойственности в линейном программировании 98
- 5. Целочисленные модели исследования операций 137
- 6. Экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели 160
- Введение в исследование операций
- 1.1 Основные определения
- Этапы исследования операций
- Домашнее задание №1
- 2. Элементы линейной алгебры
- 2.1. Алгебра матриц
- 2.1.1. Виды матриц
- 2.1.2. Действия над матрицами
- Домашнее задание №2
- 2.2. Вычисление определителей
- Домашнее задание №3
- 2.3. Решение систем алгебраических уравнений
- 2.3.1. Основные понятия и определения
- 2.3.2. Формулы крамера и метод обратной матрицы
- 2.3.3. Метод жордана-гаусса
- Домашнее задание №5
- 2.4. Векторное пространство
- 2.4.2. Размерность и базис векторного пространства
- Домашнее задание №6
- 2.5. Решение задач линейной алгебры с помощью ms excel
- 3. Линейное программирование
- 3.1. Постановки задачи линейного программирования
- 3.1.1. Общая постановка задачи линейного программирования
- 3.1.2. Основная задача линейного программирования
- 3.1.3. Каноническая задача линейного программирования
- 3.2. Графический метод решения злп
- Домашнее задание №7
- Домашнее задание №8
- 3.3. Анализ решения (модели) на чувствительность
- Домашнее задание №9
- 3.4. Решение линейных моделей симплекс-методом.
- Переход от одной к-матрицы злп к другой к-матрице
- Алгоритм симплекс-метода
- Домашнее задание №10
- 3.4. Двойственный симплекс-метод (р-метод)
- Определение р-матрицы злп
- Условия перехода от одной р-матрицы злп к другой
- Алгоритм р-метода
- Решение задач р-методом
- Домашнее задание №11
- Домашнее задание №12
- 3.5. Решение злп двухэтапным симплекс-методом
- Первый этап - решение вспомогательной задачи
- Второй этап - решение исходной задачи
- Домашнее задание №13
- 4. Теория двойственности в линейном программировании
- 4.1. Определение и экономический смысл двойственной злп
- 4.2. Основные положения теории двойственности
- Получение оптимального плана двойственной задачи на основании теоремы 4
- На первой итерации получен оптимальный план злп (4.24).
- 4.3. Решение злп с помощью Ms Excel
- 4.4. Анализ решения злп на основе отчетов ms excel
- 5. Целочисленные модели исследования операций
- 5.1. Метод ветвей и границ решения целочисленных задач линейного программирования (цзлп)
- X1, х2 0, целые.
- Подробное описание метода
- 5.2. Задача коммивояжера
- Применение метода ветвей и границ для решения задачи коммивояжера
- Ветвление
- Построение редуцированных матриц и и вычисление оценок снизу
- Формирование списка кандидатов на ветвление
- 6. Экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели
- 6.1.Транспортная задача линейного программирования
- Методы составления первоначальных опорных планов
- Метод потенциалов решения транспортной задачи
- Проверка выполнения условия оптимальности для незанятых клеток
- Выбор клетки, в которую необходимо поместить перевозку
- Построение цикла и определение величины перераспределения груза
- Проверка нового плана на оптимальность
- Определение оптимального плана транспортных задач, имеющих некоторые усложнения в их постановке
- 6.2.Экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели
- Оптимальное распределение оборудования
- Формирование оптимального штата фирмы
- Задача календарного планирования производства
- Модель без дефицита
- Модель с дефицитом
- 6.3.Задача о назначениях
- Венгерский алгоритм
- Оптимальное исследование рынка
- Оптимальное использование торговых агентов