Модель с дефицитом
Рассмотрим обобщение описанной выше модели при условии, что допускается дефицит. Предполагается, что задолженный спрос должен быть удовлетворен к концу N-этапного горизонта планирования. Таблицу 1 можно легко модифицировать, чтобы учесть влияние задолженности, введя соответствующие удельные издержки в заблокированные маршруты.
Так, например, если pi – удельные потери от дефицита (т.е. на единицу продукции) в случае, когда продукция требуется на этапе i, а поставляется на этапе i + 1, то удельные расходы, соответствующие ячейкам (RN,1) и (TN,1), составляют: {cN + p1 + p2 + …+ pN–1} и {dN + p1 + p2 + …+ pN–1} соответственно.
Заметим, что в общем случае описанный выше алгоритм может не привести к оптимальному решению.
Пример 6.5. Рассмотрим трехэтапную модель, в которой используется обычное и сверхурочное производство. Производственные мощности для трех этапов следующие:
Период | Мощность | |
обычная | сверхурочная | |
1 2 3 | 15 15 20 | 10 0 15 |
Удельные производственные затраты составляют 5 при обычном режиме работы и 10 при сверхурочной работе. Затраты на хранение и потери от дефицита равны 1 и 2 соответственно. Для трех этапов требуется 20, 35 и 15 единиц продукции соответственно. Исходные данные соответствующей транспортной модели приведены в таблице. На этапе 2 сверхурочные работы не проводятся, так как соответствующая мощность равна нулю.
| 1 | 2 | 3 | Избыток |
|
R1 | 5 15 | 6 – | 7 – | 0 – | 15 |
T1 | 10 5 | 11 5 | 12 – | 0 5 | 10 |
R2 | 7 5 | 5 10 | 6 – | 0 – | 15 |
R3 | 9 – | 7 20 | 5 – | 0 – | 20 |
T3 | 14 – | 12 10 | 10 – | 0 5 | 15 |
| 20 | 35 | 15 | 5 |
|
В таблице приведено решение задачи, полученное с использованием описанного выше алгоритма. Суммарные затраты составляют:
= 505 (денежных единиц).
Данное решение не является оптимальным и, следовательно, необходимо применять общий алгоритм решения транспортной задачи. В результате использования метода минимальной стоимости сразу получим оптимальный план:
| 1 | 2 | 3 | Избыток |
|
| V1 = –1 | V2 = 0 | V3 = –2 | V4 = –12 |
|
U1 = 6 R1 | 5 15 | 6 – | 7 – | 0 – | 15 |
U2 = 11 T1 | 10 5 | 11 5 | 12 – | 0 5 | 10 |
U3 = 5 R2 | 7 – | 5 15 | 6 – | 0 – | 15 |
U4 = 7 R3 | 9 – | 7 5 | 5 15 | 0 – | 20 |
U5 = 12 T3 | 14 – | 12 10 | 10 – | 0 5 | 15 |
| 20 | 35 | 15 | 5 |
|
Суммарные затраты в этом случае составят:
= 485 (денежных единиц).
Пример 6.6. Модель производства с запасами.
Некоторая фирма переводит свой главный завод на производство определенного вида изделий, которые будут выпускаться в течение четырех месяцев. Величины спроса в течение этих четырех месяцев составляют 100, 200, 180 и 300 изделий соответственно. В каждый месяц спрос можно удовлетворить за счет
1) избытка произведенных в прошлом месяце изделий, сохраняющихся для реализации в будущем;
2) производства изделий в течение текущего месяца;
3) избытка производства изделий в более поздние месяцы в счет невыполненных заказов.
Затраты на одно изделие в каждый месяц составляют 4 долл. Изделие, произведенное для более поздней реализации, влечет за собой дополнительные издержки на хранение в 0,5 долл. в месяц. С другой стороны, каждое изделие, выпускаемое в счет невыполненных заказов, облагается штрафом 2 долл. в месяц.
Объем производства изделий меняется от месяца к месяцу в зависимости от выпуска других изделий. В рассматриваемые четыре месяца предполагается выпуск 50, 180, 280 и 270 изделий соответственно.
Требуется составить план, имеющий минимальную стоимость производства и хранения изделий.
Задачу можно сформулировать как ТЗ. Эквивалентность между элементами производственной и транспортной систем устанавливается следующим образом.
Транспортная система | Производственная система |
1. Исходный пункт i 2. Пункт назначения j 3. Предложение в пункте i 6. Спрос в пункте j 5. Стоимость перевозки из i в j | 1. Период производства i 2. Период потребления j 3 Объем производства за период j 6. Реализация за период j 5. Стоимость производства и хранения за период от i до j |
Таблица 6.10 иллюстрирует структуру транспортной модели. Для рассматриваемой задачи стоимость «перевозки» изделия из периода i в период j выражается как:
стоимость производства в 1-й период, i = j;
cij = стоимость производства в i-й период + стоимость задержки от i до j, i < j;
стоимость производства в i-й период + штраф за нарушение срока, i > j.
Из определения cij следует, что затраты в период i при реализации продукции в тот же период i (i = j) оцениваются только стоимостью производства. Если в период i производится продукция, которая будет потребляться позже (i < j), то имеют место дополнительные издержки, связанные с хранением. Аналогично производство в 1-й период в счет невыполненных заказов {i>j} влечет за собой дополнительные расходы в виде штрафа. Например,
c11 = 4 долл.,
с24 = 4 + (0,5 + 0,5) = 5 долл.,
с41 = 4 + (2 + 2 + 2) = 10 долл.
Таблица 6.10
|
| Период | Объем производства | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Период | 1 | 4 | 4,5 | 5 | 5,5 | 50 |
2 | 6 | 4 | 4,5 | 5 | 180 | |
3 | 8 | 6 | 4 | 4,5 | 280 | |
4 | 10 | 8 | 6 | 4 | 270 | |
Спрос | 100 | 200 | 180 | 300 |
|
- Учебное пособие
- Оглавление
- 2. Элементы линейной алгебры 21
- 3. Линейное программирование 48
- 4. Теория двойственности в линейном программировании 98
- 5. Целочисленные модели исследования операций 137
- 6. Экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели 160
- Введение в исследование операций
- 1.1 Основные определения
- Этапы исследования операций
- Домашнее задание №1
- 2. Элементы линейной алгебры
- 2.1. Алгебра матриц
- 2.1.1. Виды матриц
- 2.1.2. Действия над матрицами
- Домашнее задание №2
- 2.2. Вычисление определителей
- Домашнее задание №3
- 2.3. Решение систем алгебраических уравнений
- 2.3.1. Основные понятия и определения
- 2.3.2. Формулы крамера и метод обратной матрицы
- 2.3.3. Метод жордана-гаусса
- Домашнее задание №5
- 2.4. Векторное пространство
- 2.4.2. Размерность и базис векторного пространства
- Домашнее задание №6
- 2.5. Решение задач линейной алгебры с помощью ms excel
- 3. Линейное программирование
- 3.1. Постановки задачи линейного программирования
- 3.1.1. Общая постановка задачи линейного программирования
- 3.1.2. Основная задача линейного программирования
- 3.1.3. Каноническая задача линейного программирования
- 3.2. Графический метод решения злп
- Домашнее задание №7
- Домашнее задание №8
- 3.3. Анализ решения (модели) на чувствительность
- Домашнее задание №9
- 3.4. Решение линейных моделей симплекс-методом.
- Переход от одной к-матрицы злп к другой к-матрице
- Алгоритм симплекс-метода
- Домашнее задание №10
- 3.4. Двойственный симплекс-метод (р-метод)
- Определение р-матрицы злп
- Условия перехода от одной р-матрицы злп к другой
- Алгоритм р-метода
- Решение задач р-методом
- Домашнее задание №11
- Домашнее задание №12
- 3.5. Решение злп двухэтапным симплекс-методом
- Первый этап - решение вспомогательной задачи
- Второй этап - решение исходной задачи
- Домашнее задание №13
- 4. Теория двойственности в линейном программировании
- 4.1. Определение и экономический смысл двойственной злп
- 4.2. Основные положения теории двойственности
- Получение оптимального плана двойственной задачи на основании теоремы 4
- На первой итерации получен оптимальный план злп (4.24).
- 4.3. Решение злп с помощью Ms Excel
- 4.4. Анализ решения злп на основе отчетов ms excel
- 5. Целочисленные модели исследования операций
- 5.1. Метод ветвей и границ решения целочисленных задач линейного программирования (цзлп)
- X1, х2 0, целые.
- Подробное описание метода
- 5.2. Задача коммивояжера
- Применение метода ветвей и границ для решения задачи коммивояжера
- Ветвление
- Построение редуцированных матриц и и вычисление оценок снизу
- Формирование списка кандидатов на ветвление
- 6. Экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели
- 6.1.Транспортная задача линейного программирования
- Методы составления первоначальных опорных планов
- Метод потенциалов решения транспортной задачи
- Проверка выполнения условия оптимальности для незанятых клеток
- Выбор клетки, в которую необходимо поместить перевозку
- Построение цикла и определение величины перераспределения груза
- Проверка нового плана на оптимальность
- Определение оптимального плана транспортных задач, имеющих некоторые усложнения в их постановке
- 6.2.Экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели
- Оптимальное распределение оборудования
- Формирование оптимального штата фирмы
- Задача календарного планирования производства
- Модель без дефицита
- Модель с дефицитом
- 6.3.Задача о назначениях
- Венгерский алгоритм
- Оптимальное исследование рынка
- Оптимальное использование торговых агентов