База знаний
Блок
логического
вывода
Инженер по знаниям
Эксперт
Интерфейс пользователя
Подсистема объяснений
Редактор базы знаний
Экспертные системы Блок разработки и модификации
Рис. 4. Структура экспертной системы
2) Формирование признакового пространства, обеспечивающего решение выбранной проблемы. Признаковое пространство формируется как объединение подмножеств признаков, вошедших в эталонное описание всех диагностических заключений, сформированных на первом этапе создания БЗ.
3) Формирование алгоритмов (решающих правил), позволяющих получать диагностические заключения. Алгоритмы могут быть:
1. эмпирическими, т.е. сообщенными экспертом;
2. обнаруженными в больших БД историй болезни — шаблоны, отражающие многоаспектные взаимоотношения в данных; процесс обнаружения в «сырых» данных ранее неизвестных, практически полезных и доступных для интерпретации знаний носит название Data Mining, т.е. «раскопка» или «добыча» данных (синонимами этого понятия являются Knowledge discovery in databases — обнаружение знаний в БД и интеллектуальный анализ данных);
3) полученными в результате специальной статистической обработки первично извлеченными у эксперта знаниями.
Блок логического вывода — это программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ.
Подсистема объяснений — программа, позволяющая пользователю получить ответ на вопрос, как и почему было принято то или иное решение.
Редактор базы знаний — программа, предоставляющая инженеру по знаниям возможность дополнять разработанную БЗ, что позволяет ЭС не терять свою актуальность с течением времени. Другой вариант пополнения БЗ был предложен в конце 1970-х гг. американскими исследователями, создавшими программу TEIRE- SIAS, обеспечивающую интерактивный диалог с экспертом на ограниченном естественном языке. Но широкого использования этот подход не нашел ввиду большой сложности такой работы для экспертов.
Интерфейс пользователя — это комплекс программ, реализующих интерактивный диалог с ЭС. Он должен соответствовать задачам системы, обеспечивать высокую скорость работы с программой, минимизировать количество человеческих ошибок в процессе работы с системой, быть удобным, т.е. «дружественным».
В различных областях медицинских знаний накоплен определенный опыт в построении АС по принятию врачебных решений.
Одной из первых медицинских ЭС, в которых в качестве основной модели представления знаний использовалась система продукций, была диагностическая система MYCIN, предназначенная для идентификации возбудителей инфекционных заболеваний. Эта система ставит диагноз, исходя из имеющихся симптомов, и рекомендует курс лечения. Она содержит 450 правил, разработанных при участии группы специалистов по инфекционным заболеваниям Стэнфордского университета. Знания в MYCIN подразделяются на факты и продукции. Система «умеет» объяснять свои заключения, позволяет модифицировать старые правила и вводить новые.
Система Empty MYCIN (EMYCIN) - «пустая» MYCIN - является универсальной системой, не зависящей от конкретной проблемной области. Это одна из первых «оболочек» для разработки медицинских ЭС. На ее основе были созданы:
PUFF — для диагностики легочных заболеваний с использованием результатов функциональных следований;
ONCOCIN — для химиотерапевтического лечения онкобольных и наблюдения за ними;
BLUE BOX — для диагностики и лечения депрессий и других состояний.
Наиболее крупная по числу диагностируемых терапевтических заболеваний ЭС INTERNIST/CADUCEUS содержит в БЗ сведения о 500 нозологических единицах и 6 ООО признаках.
Среди отечественных разработок можно выделить:
«МОДИС» — для диагностики различных форм артериальной гипертензии;
«КОНСУЛЬТАНТ-2» — для диагностики острых заболеваний брюшной полости с учетом уровня подготовки медицинского персонала (врач, фельдшер);
«ДИНАР» — диспетчерско-консультативная система по неотложным состояниям в детском возрасте;
«ЭСТЕР» — для диагностики лекарственных отравлений — анализирует 19 групп распространенных препаратов, имитирует рассуждения врача-эксперта в токсикологии.
Среди отечественных ЭС хотелось бы выделить многолетний и разносторонний опыт разработок для педиатрии под руководством Б. А. Кобринского. Существуют также ЭС для дифференциальной диагностики неотложных состояний («ДИН», 1989), 1 200 наследственных болезней («ДИАГЕН», 1991), судорожных синдромов («ИНФАНТИЛЬНЫЙ СПАЗМ», 1997). И это далеко не полный перечень применяющихся систем.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление