7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
С начала 1960-х гг. при решении задач дифференциальной диагностики использовались методы математической статистики и распознавания образов (под образами понимаются классифицируемые классы — заболеваний, состояний). В России первыми применили вычислительную диагностику Н. М.Амосов и М.Л. Быховский.
Вычислительная диагностика используется для решения задач:
клинической дифференциальной диагностики;
выявления лиц с повышенным риском заболевания при массовых профилактических или профессиональных осмотрах;
прогнозирования течения заболевания, эффективности лечения, оценки тяжести состояния, исхода заболевания.
Примерный план действий при разработке алгоритма (решающего правила) для дифференциальной диагностики заболеваний (состояний, синдромов) в большинстве случаев состоит из четырех этапов.
1. Постановка задачи. Формулируется перечень заболеваний (синдромов, состояний), которые необходимо распознавать с помощью разрабатываемого правила. При этом необходимо учитывать, что все объекты (пациенты) должны описываться определенным набором параметров, с помощью которых предположительно можно будет распознать эти объекты. Формируется их перечень. Создается формализованная карта параметров с их градациями. Продумывается система (шкала) кодирования градаций параметров.
2. Формирование обучающей выборки. Чтобы приступить к решению задачи дифференциальной диагностики, нужно иметь некоторое множество реальных историй болезни с известными верифицированными диагнозами, которые и будет распознавать построенное в будущем решающее правило. Такое множество необходимо для анализа материала с целью определения статистически «типичной» картины для каждого рассматриваемого заболевания (состояния, синдрома) — образа заболевания.
Однако важно понимать, что в обучающую выборку должны войти все пациенты за определенный (обычно несколько лет) период работы клиники или случайно отобранные больные, соответствующие сформулированным критериям отбора. Неслучайный отбор пациентов может привести к разработке узконаправленного правила.
Необходимо отметить, что сформировать обучающую выборку можно как на ретроспективном материале (по историям болезни), так и в проспективном исследовании. Чрезвычайно важны полнота собираемого клинического материала и его объем при минимальном числе пропущенных значений используемых параметров.
Формализованные карты всех пациентов, входящих в обучающую выборку, заносятся в массив (например, в таблицу MS Excel), который впоследствии и будет обрабатываться для получения диагностического алгоритма.
3. Исследование параметров на информативность и минимизация их количества. Подходов к исследованию параметров на информативность при дифференциальной диагностике и решении задач прогнозирования достаточно много. Это и подсчет частот, и применение методов параметрической и непараметрической статистики для исследования различий средних значений выборок, точного метода Фишера, метода Байеса (например, для оценки диагностической информативности совокупности отобранных параметров) и др.
Важно, что в результате такого исследования в рассмотрении остаются наиболее информативные параметры, число которых существенно сокращается, причем без ущерба для конечной цели — распознавания дифференцируемых состояний. Наоборот, повышение качества распознавания происходит при отборе наиболее информативных параметров, так как при этом отсеиваются параметры, создающие так называемый «шум», т.е. не имеющие дифференциально-диагностической ценности.
Для минимизации количества параметров можно (и часто нужно) использовать математические методы, например корреляционный анализ. Если имеет место сильная корреляция, то один из пары параметров следует убрать из набора. В этом случае необходимо рассматривать как клинические аргументы, так и аргументы с позиции здравого смысла (например, какой из параметров труднее и дороже измерять, тот из пары и следует исключить).
4. Получение решающего правила и его оценка. Для получения диагностического алгоритма часто используют принципы кластеризации, методы множественного статистического анализа: дискриминантный, регрессионный, нейросетевой и др. В настоящее время для этого в большинстве случаев используют известные статистические пакеты: SPSS, Statistica и др.
Два принципиально различных подхода к распознаванию — вероятностный (стохастический) и детерминистский — выдают решение в различной форме. При вероятностном подходе ответ сопровождается оценкой (обычно в процентах), указывающей на возможность того или иного диагноза (прогноза). При детерминистском однозначно указывается один из возможных вариантов ответа.
Критериев качества распознавания несколько. Одним из них является процент правильных отнесений (или наоборот — число ошибок распознавания) на обучающей выборке. Принято оценивать чувствительность диагностического алгоритма и его специфичность.
Чувствительность — доля пациентов с диагностированным заболеванием среди всех пациентов с данным заболеванием в обучающей выборке, т.е. отношение числа истинно положительных результатов к числу случаев с наличием заболевания.
Специфичность — это доля пациентов с диагностированным заболеванием среди пациентов без данного заболевания в обучающей выборке, т.е. отношение числа истинно отрицательных результатов к общему числу случаев с отсутствием заболевания.
Одним из способов оценки качества полученного диагностического алгоритма является проведение скользящего экзамена. Суть его заключается в том, что данные каждого пациента по очереди исключаются из обучающей выборки, процедура классификации повторяется без него, а затем данные исключенного пациента подставляются в полученное правило и оценивается правильность диагностики.
Достаточно распространенным подходом к оценке полученного диагностического алгоритма остается его проверка на контрольной (экзаменационной) выборке ретроспективных данных и в опытной эксплуатации в проспективном исследовании. Этапы распознавания можно представить следующим образом:
1) предварительный анализ данных и минимизация пространства параметров;
2) классификация на обучающий выборке;
3) контроль результатов классификации на экзаменационной выборке.
Весь описанный процесс разработки диагностических алгоритмов кроме первого этапа, на котором активно участвует врач как эксперт, и оценки эффективности полученного решающего правила обычно осуществляется с минимальным участием врача. Он является пользователем системы. Современные системы не только строят диагностическое заключение (нозологический диагноз, синдромальный диагноз и др.), но и представляют его в виде, облегчающем интерпретацию.
Автоматизированные системы вычислительной диагностики могут быть полезны для начинающих врачей, клинических ординаторов, фельдшеров. В особенности это касается необходимости принятия решений в отношении редких заболеваний. Высокоэффективным является применение таких систем при неотложных состояниях (в условиях дефицита времени на принятие решений при небольшом объеме имеющейся о пациенте информации), особенно в дистанционном режиме.
С конца 1970-х до середины 1980-х гг. в Российской Федерации осуществлялась масштабная программа по разработке и внедрению системы дистанционной консультативной диагностики (руководитель программы — С. А. Гаспарян). В ее реализации участвовали восемь медицинских вузов и клинических НИИ, три территориальных медицинских вычислительных центра.
Целью разработки было создание системы вычислительной диагностики, позволяющей осуществлять дифференциальную диагностику заболеваний в дистанционном режиме при неотложных состояниях: нарушениях мозгового кровообращения, травмах черепа, ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда, острых заболеваниях органов брюшной полости, таза, забрюшинного пространства, в том числе в педиатрической практике.
В середине 1980-х гг. система была внедрена в 48 административных территориях РФ на базе круглосуточно работающих консультативных диагностических центров при отделениях санитарной авиации. Дистанционная диагностика осуществлялась путем телефонного или радиообщения между врачом, обратившимся за консультацией, и дежурным оператором центра (средним медицинским работником). Врач диктовал номера признаков формализованной карты осмотра больного дежурному оператору центра, который вводил эти данные в компьютер и передавал врачу результаты диагностического заключения. Пользователю передавался также перечень признаков, которые могли бы повысить качество диагностики при повторной обработке данных, и выдавалась рекомендация о времени повторного обращения в центр.
В системе детского здравоохранения была создана ассоциация «Неотложная педиатрия» (руководитель — Э. К. Цыбулькин), объединившая ЛПУ более 10 регионов — пользователей системы дистанционного вычислительного консультирования.
Средний уровень правильной диагностики, осуществляемой врачами районных и сельских больниц, в то время составлял 62 %. Анализ 40 тыс. консультаций, осуществленных консультативными диагностическими центрами, показал, что использование системы вычислительной диагностики позволило поднять уровень правильно диагностированных случаев до 87 %, а при повторной обработке данных на расширенном наборе признаков — до 95 %.
Подобные разработки могут иметь хорошие перспективы для использования при дистанционной диагностике с помощью современных телемедицинских технологий (см. гл. 4).
Системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики могут использоваться как отдельно, так и в составе автоматизированных рабочих мест врачей разных профилей.
Существенным недостатком большинства диагностических алгоритмов, построенных с помощью методов распознавания образов, была и остается непрозрачность их логики для медицинского персонала. Врачи, работающие с такими системами, пытаются интерпретировать хотя бы набор признаков, вошедших в диагностический алгоритм, но не могут понять логику решений автоматизированной системы.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление