1.1. Исторический обзор
Прежде чем начать изучать МИ, следует узнать ее историю. Слово «кибернетика» в Древней Греции означало науку об искусстве управления и относилось к управлению кораблями. В СССР в середине ХХ в. кибернетика считалась лженаукой, родившейся в США. Первые сообщения о возможных использованиях ЭВМ в медицине и здравоохранении появились в СССР в конце 1950-начале 1960 гг.
Становление мед.кибернетики, а в последующем – МИ в России связано с именами Н.М. Амосова, П.К.Анохина, Р. М. Баевского, А.И.Берга, М.Л.Быховского, Д.Д. Бенедиктова, А.А.Вишневского, С.А.Гаспаряна, И.М.Гельфанда, В.Н.Глушкова, Е.В.Гублера, А.Н.Колмогорова, В.А.Лищука, А.А.Ляпунова, А.А.Малиновского, В.В.Ларина, Г. А. Хая и др.
В 1959 г. был организован Научный совет по кибернетике при Президиуме АН СССР. По инициативе его председателя А. И. Берга в составе Совета была создана биомедицинская секция, которую возглавил В.В.Парин (в составе секции П.К.Анохин, Е.Б.Бабский, Г.М.Франк и др.). При деятельном участии этой секции в течение многих лет издавались профильные номера сборника «Проблемы кибернетики», проводились семинары и конференции по использованию математических моделей.
В 1960 г. в Институте хирургии им. А. В. Вишневского была создана лаборатория кибернетики, которую возглавил М.Л.Быховский.
В том же году в Минске была образована научно-исследовательская группа АМН СССР по прогнозированию мозговых инсультов (руководитель — Н.С.Мисюк). В 1961 г. в Военно-медицинской академии (Ленинград) была создана кафедра военно-медицинской статистики и кибернетики (руководитель — Л. Е. Поляков), правда, через год ее упразднили, а по теме начали читать курс в составе кафедры организации и тактики медицинской службы.
В 1962 г. в Институте туберкулеза и грудной хирургии (Киев) был организован семинар «Некоторые проблемы биокибернетики и применение электроники в биологии и медицине» (руководитель — Н. М.Амосов). В 1964 г. была создана лаборатория биологической и медицинской кибернетики в Северо-западном политехническом институте (Ленинград) на территории Хирургической клиники П.А.Куприянова (руководитель — В.М.Ахутин), в том же году — лаборатория медицинской кибернетики в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А.Герцена (руководитель — П.Е.Кунин). И это далеко не полный перечень подразделений «первой волны», занимавшихся проблемами, которые в настоящее время изучают специалисты в области медицинской кибернетики и информатики.
Среди направлений, ставших приоритетными с момента начала использования ЭВМ в медицине, особое внимание уделялось помощи врачу при постановке сложных диагнозов и выборе лечебной тактики, контролю за автоматизированным управлением жизнедеятельностью организма в случаях, требующих особой быстроты и точности реакций.
За 1965—1974 гг. в Советском Союзе были сформулированы основные концептуальные положения, которые легли в основу процесса внедрения информационных технологий (информатизации) в здравоохранение, реализованы первые проекты для всех уровней управления отраслью. В этот период были заложены основы инфраструктуры информатизации НИИ и Министерств здравоохранения СССР и союзных республик.
В 1973 г. на медико-биологическом факультете 2-го Московского медицинского института (в настоящее время — Российский государственный медицинский университет) была создана первая в медицинских вузах Европы кафедра медицинской и биологической кибернетики (в настоящее время — кафедра медицинской кибернетики и информатики). Вслед за ней в России было организовано еще несколько кафедр и курсов для подготовки и переподготовки врачей-специалистов в области медицинской информатики.
Следует отметить, что отношение руководителей здравоохранения к проблемам информатизации отрасли было в большинстве случаев отрицательным. Внедрению разрабатываемых систем не способствовала дороговизна ЭВМ, для размещения которых были необходимы огромные помещения и работу которых обслуживал большой штат специалистов.
Период с 1975 по 1985 г. можно охарактеризовать как время создания государственной системы организации и координации работ по внедрению методов информатики и средств вычислительной техники в практическую медицину, создания в регионах территориальных медицинских информационно-вычислительных центров (в настоящее время — медицинские информационно-аналитические центры), подчиненных органам управления региональным здравоохранением. Это привело к изменению мотивации руководителей управления здравоохранением, создало благоприятные условия как для разработки новых проектов, так и для их внедрения.
В 1975—1984 гг. Научным советом по медицинской кибернетике при Минздраве РСФСР (руководитель — С. А. Гаспарян) в научно-проектные исследования были вовлечены крупные центры большинства регионов России, среди которых Владивосток, Горький, Ижевск, Кемерово, Новокузнецк, Ростов-на-Дону, Саратов, Ярославль и др.
До середины 1970-х гг. активно внедрялись отечественные большие вычислительные машины серии ЕС, малые ЭВМ типа СМ, компьютеры «Искра». К сожалению, в конце 1970-х гг. от перспективных отечественных разработок в области вычислительной техники, в частности линии БЭСМ, отказались и перешли к копированию образцов зарубежных ЭВМ. Началось массовое обучение руководителей, преподавателей, врачей основам медицинской кибернетики и информатики. Круг лиц, участвующих в разработке медицинских информационных систем (ИС), значительно расширился.
С 1985 г. начался период существенных изменений в социальной и общественной жизни России. Эти изменения не могли не затронуть медицинскую кибернетику и информатику.
Реформирование здравоохранения и переход на систему бюджетно-страховой медицины, внедрение обязательного и добровольного медицинского страхования резко повысили мотивацию руководителей к информатизации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) для обеспечения взаиморасчетов со страховыми компаниями.
Произошли реальные сдвиги в отношении к обучению студентов основам информатики и медицинской информатике. Увеличилось количество кафедр медицинской информатики.
В этот период в здравоохранении начали использовать высокопроизводительные персональные компьютеры (ПК) и сформировался свободный рынок их приобретения (до этого получение вычислительной техники существенно лимитировалось). Это позволило перейти к решению задачи создания и внедрения медико-технологических систем различного назначения, но привело к отказу от ранее созданных программных продуктов, не совместимых с новыми ПК.
Тенденции к экономической и политической самостоятельности регионов России после распада СССР привели к ослаблению централизованных методов управления, в том числе в здравоохранении и тем более в информатизации отрасли.
С 1995 г. централизованное финансирование программы информатизации здравоохранения России прекратилось. Однако на всех уровнях управления уже понимали необходимость информатизации отрасли. Основными источниками финансирования стали средства ЛПУ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), коммерческих организаций, ведомств.
Отсутствие координации действий привело к безудержному развитию одних направлений информатизации здравоохранения и отставанию других. Разработкой и внедрением медицинских информационных систем наряду с НИИ и медицинскими информационно-вычислительными центрами (ИВЦ) стали заниматься многочисленные коммерческие структуры. Тем не менее, рубеж веков ознаменовался интенсификацией процессов информатизации специализированных служб, созданием первых реально актуализируемых персонифицированных регистров регионального и федерального уровней.
Дальнейшее совершенствование ПК способствовало разработке медико-технологических систем, нацеленных на поддержку деятельности врача, в том числе экспертных систем (ЭС), автоматизированных рабочих мест (АРМ). Развитие БД, сетевых технологий ускорило создание и внедрение ИС.
В настоящее время ЛПУ переходят к осуществлению своей деятельности в условиях комплексной информатизации; локальные информационные сети объединяются в региональные и федеральные. Быстро развивается телемедицина, расширяется спектр областей, в которых она применяется. Однако в информатизации здравоохранения России по-прежнему остается чрезвычайно много проблем.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление