logo search
КОБРИНСКИЙ (Восстановлен) МИ

5.2. Общие требования к информационным медицинским системам

Основным документом, определяющим требования и порядок разработки АС (в том числе медицинских), является техническое задание (ТЗ).

Техническое задание на АС может включать следующие под­разделы:

1. общие сведения;

2. назначение и цели создания (развития) системы;

3. характеристика объекта информатизации;

4. требования к автоматизированной системе;

5. состав и содержание работ по созданию системы;

6. порядок контроля и приемки системы;

7. требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;

8. требования к документированию;

9. источники разработки.

Общие сведения. В подразделе, посвященном общим сведениям об автоматизированной системе, указывают ее полное наимено­вание и условное обозначение, наименование организации-заказчика и организации-разработчика, перечень документов, на ос­новании которых создается система, плановые сроки начала и окончания работ, порядок оформления и предъявления заказчи­ку результатов работ по разработке системы.

Назначение и цели создания (развития) системы. При создании и внедрении любой ИМС необходимо в первую очередь сформу­лировать ее назначение и цель создания (внедрения).

Например, при разработке и внедрении АИС управления здравоохра­нением города назначением системы является поэтапная реализация информационной поддержки управления как на уровне ЛПУ, так и на уровне управления здравоохранением города. Цель создания такой си­стемы может быть сформулирована следующим образом: способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения — увеличе­нию продолжительности активной жизни — путем создания и внедре­ния информационных технологий на всех уровнях управления здраво­охранением.

Формулируются конкретные задачи и описываются методы разработки ИМС.

Характеристика объекта информатизации. Важно тщательно и подробно изучить и описать объект информатизации.

При разработке и внедрении АИС управления здравоохранением го­рода объектом информатизации являются процессы управления деятель­ностью как внутри ЛПУ, так и со стороны управления здравоохранени­ем города. При исследовании деятельности учреждений (например, по­ликлинических) необходимо учитывать численность контингентов, об­служиваемых ЛПУ по ОМС (взрослых и детей), общее число посещений за год, число посещений на дому, а также число пациентов, стоящих на учете в диспансерах. Нужно исследовать структуру ЛПУ города, включая ведомственные и коммерческие, распределение ЛПУ по страховым ком­паниям, собственно структуру управления здравоохранением города.

Требования к автоматизированной системе. Подраздел должен включать в себя требования к системе в целом, к функциям, вы­полняемым системой, видам обеспечения. Состав требований за­висит от вида, назначения, специфических особенностей разра­батываемой системы. При этом создание любой ИМС должно ба­зироваться на нескольких принципах.

1. Преемственность предполагает, что целесообразным вариан­том построения ИМС является такой, при котором максимально используется существующий в здравоохранении научно-техниче­ский подход и система обработки медицинской информации. Мо­дернизация существующих систем может осуществляться посте­пенно и без остановки обслуживания пользователей. В процессе модернизации должен поэтапно осуществляться переход к совре­менным техническим и программным платформам, в частности интегрирующим различное стандартное математическое обеспе­чение, к новым принципам реализации серверных и клиентских приложений, оптимизации процессов сбора и обработки данных на новом техническом уровне, современным методам идентифи­кации и защиты данных.

2. Унификация и стандартизация предполагают согласование и использование единых архитектурных решений, системы класси­фикации и кодирования, принципов организации и обмена дан­ными, пользовательских интерфейсов.

3. Непрерывное совершенствование системы предполагает посто­янное развитие и наращивание ее функциональных и технологи­ческих возможностей.

4. Интеграцию действующих и вновь создаваемых ИС следует реализовывать как на уровне функциональных модулей отдельных ЛПУ, так и по уровням управления, на основе единых коммуни­кационных протоколов, включая стандартизацию интерфейсов для обмена информацией между системами разных уровней.

5. Межведомственная и межотраслевая кооперация предпола­гает информационное взаимодействие с ИМС других ведомств, а также (при необходимости) проектами других отраслей.

6. Согласование типовых проектных решений предполагает со­здание типовых программных средств, которые могли бы быть применимы в большинстве ЛПУ без существенных доработок и отработку проектов в качестве «пилотных» на базе отдельных ЛПУ.

7. Обеспечение информационной безопасности предполагает ис­пользование комплексного подхода к безопасности информаци­онных ресурсов здравоохранения на основе правовых и организа­ционно-технических методов.

8. Автоматизация документооборота означает, что система дол­жна обеспечить не только выполнение задач учета и анализа, но и задачи сбора, предварительной обработки, систематизации, струк­турирования данных.

9. Одноразовый ввод информации и ее многократное использование подразумевают, что все основные данные, с которыми работает система, должны вводиться один раз, а в последующем лишь об­новляться.

10. Формирование выходных документов подразумевает, что они должны содержать необходимую и достаточную информацию для решения задач на том уровне, для которого они предназначены.

11. Открытость системы для дальнейшего развития и модер­низации.

Следование этим принципам позволяет обеспечить модерни­зацию действующих ИС на основе максимальной преемственно­сти их функциональных и информационных возможностей, со­хранение навыков работы персонала с предыдущими версиями систем, а также непрерывное совершенствование и наращивание функциональных и технологических возможностей.

В подразделе описывается структура системы: все подсистемы, информационное взаимодействие между ними и решаемые зада­чи, а также потенциальные пользователи системы (их квалифика­ция, численный состав, режим работы).

Например, потенциальными пользователями АИС управления здра­воохранением города являются руководители ЛПУ (главные врачи, их заместители) и руководители управления здравоохранением города (на­чальник, его заместители, главные специалисты по разным врачебным специальностям).

В процессе информатизации учреждения не должны слепо ко­пировать сложившиеся информационные связи. Их критический анализ позволяет выявить существующие резервы. В современной трактовке реорганизация деятельности учреждения — реинжини­ринг — предполагает переосмысление и перепроектирование так называемых бизнес-процессов (business process reengineering), под которыми понимается движение больных, медикаментов, назна­чений/результатов исследований, просмотр различной информа­ции, получаемой в разных местах, для достижения коренных улуч­шений в основных показателях деятельности, т.е. формирование модели оптимально организованной системы.

Основные результаты реинжиниринга сводятся к тому, что информация может одновременно быть доступна в тех местах, где она необходима, и принятие решений становится частью работы каждого сотрудника в соответствии с его областью ответственно­сти (иерархическое принятие решений).

Кроме того, в этом же подразделе формулируются требования к надежности, техническому обслуживанию, защите информации от несанкционированного доступа, сохранности информации при авариях, патентной чистоте, по стандартизации унификации и др.

Приводится перечень функций, подлежащих автоматизации, а при создании системы в две или более очереди — перечень функ­циональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в первой, второй и последующих очередях. Определяется временной регламент реализации каждой функции. Описываются требования к качеству реализации задачи или комплекса задач, формам представления выходной информации, достоверности вы­дачи результатов. Приводится перечень и критерии отказов для каж­дой функции, по которой задаются требования по надежности.

В зависимости от вида системы приводятся требования к ин­формационному, программному, техническому, лингвистическо­му, метрологическому, методическому, организационному и дру­гим видам обеспечения проектируемой и внедряемой автомати­зированной системы.

Состав и содержание работ по созданию системы. Подраздел должен включать перечень этапов работы по разработке автома­тизированной системы и список документов, предъявляемых по их завершению.

Порядок контроля и приемки системы. Описываются виды, объем и методы испытаний автоматизированной системы и ее состав­ных частей (при наличии подсистем). В этом подразделе приводят­ся перечень организаций, участвующих в испытаниях, сроки и место их проведения, статус приемочной комиссии (ведомственная, межведомственная, государственная).

Требования к составу и содержанию работ по подготовке объек­та автоматизации к вводу системы в действие. Подраздел должен содержать перечень основных мероприятий, которые необходимо выполнить до ввода системы в действие: приведение информа­ции, поступающей в систему, к виду, пригодному для обработки с помощью компьютера; изменения, которые необходимо осуще­ствить в объекте автоматизации; создание необходимых для функ­ционирования автоматизированной системы служб и подразделе­ний; сроки обучения персонала.

Требования к документированию. Подраздел включает согласо­ванный заказчиком и разработчиком перечень подлежащих разра­ботке видов документов, соответствующих требованиям государ­ственных стандартов, перечень документов, выпускаемых на ма­шинных носителях.

Источники разработки. Подраздел включает документы и ин­формационные материалы (например, технико-экономическое обоснование, материалы об отечественных и зарубежных аналогах и др.), которые использовались при создании системы.

Таким образом, процесс разработки и сдачи в эксплуатацию ИМС является строго регламентированным. Это дает возможность заказчику четко формулировать свои требования и получать про­дукт, соответствующий им.

Организационное обеспечение функционирования ИМС рас­смотрено в подразд. 5.4.