12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
Федеральная информационная медицинская система здравоохранения — это интегрированная система сбора, обработки и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей природной среды, материально-технической базы и экономических аспектах функционирования отрасли здравоохранения страны. Федеральная ИМС опирается на БД территориальных, ведомственных ИМС и специализированных федеральных регистров.
Отрасль здравоохранения — это система с многочисленными автономными блоками, функционирование которых обусловлено взаимодействием различных по своей направленности учреждений (на которые распространяется юрисдикция Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) как в проведении профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, так и в контроле за состоянием окружающей природной и профессиональной среды.
Конкретизацией понятия «система» как организации является совокупность понятий, связанных с категориями структуры и порядка. Понятие «структура системы» охватывает не только ее строение, но и изменения, взаимодействия, развитие в целом. Порядком можно назвать соотношение процессов в некоторой повторяющейся пространственной или временной последовательности, что в здравоохранении имеет место при наблюдении пациентов в различных учреждениях в процессе жизни. Системная дифференциация, в данном случае — специализация здравоохранения, порождает дополнительные связи, повышая организационную сложность системы в целом. При этом необходимо стремиться к совершенствованию отношений между всеми организационными единицами (структурами) системы, перехода их на новый, более высокий уровень взаимного дополнения при одновременном отказе от дублирования информации.
Целью федеральной ИМС является обеспечение информационной поддержки в вопросах оперативного, тактического и стратегического управления системой охраны здоровья населения, планирования развития и ресурсного обеспечения здравоохранения страны на основе анализа полного объема статистических данных и прогнозирования тенденций в состоянии здоровья и окружающей среды с использованием методов математического моделирования.
Переход к системе взаимоувязанных ИМС всех уровней, начиная с персонифицированных баз медицинских данных в ЛПУ, является основой для обеспечения необходимой полноты информации при оказании медицинской помощи на любом уровне и реализации поэтапной обработки и сжатия первичной информации в соответствии с потребностями поддержки принятия решений.
Основными задачами федеральной ИМС являются:
1) анализ (мониторинг) текущей ситуации:
состояния здоровья населения (динамическая характеристика по различным возрастным, этническим, профессиональным и другим группам);
факторов загрязнения окружающей среды;
функционирования и состояния системы охраны здоровья населения;
кадрового состава и уровня оснащенности системы здравоохранения;
2) ведение полицевых деперсонифицированных БД (регистров) на отдельные категории больных;
3) прогнозирование тенденций уровня заболеваемости, инвалидности, смертности и изменений в их структуре;
4) анализ уровня обеспеченности потребностей населения в медицинской помощи, медикаментах, средствах реабилитации и прогноз необходимой коррекции материального и кадрового обеспечения системы здравоохранения.
Полицевые базы данных включают медицинскую информацию на каждого индивидуума, но в них отсутствуют фамилии, имена, отчества и точный адрес.
Персонифицированные базы данных включают как медицинскую информацию, так и паспортные данные индивидуума.
Единая федеральная ИМС — это своего рода виртуальная система, представляющая собой комплекс федеральных ИМС различного направления (клинического, лекарственного, социально-гигиенического, экологического, организационного, финансово-экономического, кадрового, материально-технического), подчиненных различным ведомствам и фондам, но обменивающихся необходимой информацией (или обеспечивающих санкционированный доступ к необходимым данным) на основе согласованных протоколов.
Приоритетами медико-социальной направленности системы являются снижение как медицинских, так и социальных проблем лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), предоставление информации для разработки обоснованных региональных программ, направленных на улучшение их обслуживания, выявление отдельных групп населения, нуждающихся в проведении неотложных и плановых медицинских и социальных мероприятий, и прогнозирование потребностей в ресурсах, необходимых для удовлетворения нужд инвалидов и их интеграции в общество.
Комплексный подход, предусматривающий многофакторный анализ зачастую разнонаправленных процессов, позволяет получить объективную картину состояния здоровья населения России, ведущих факторов, оказывающих негативное влияние, и мероприятий, потенциально способных улучшить ситуацию в отношении заболеваемости, инвалидности, смертности и, соответственно, продолжительности жизни.
- Введение
- Медицинская инфоматика как наука
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Основные понятия медицинской информатики
- 1.3. Место медицинской информатики в здравоохранении
- Глава 2 стандартные прикладные программные средства в решении задач медицинской информатики
- 2.1. Применение текстового редактора в медицинских задачах
- 2.2. Применение электронных таблиц при работе с медицинскими данными
- 2.3. Возможности систем управления базами данных при построении информационных систем
- Глава 3 компьютерный анализ медицинских данных с использованием методов математической статистики
- 3.1. Программные средства математической статистики
- 3.2. Особенности медицинских данных
- 3.3. Подготовка, предварительный анализ информации и выбор методов обработки данных
- 3.4. Использование методов математической статистики для анализа данных
- 3.5. Интерпретация и представление полученных результатов
- Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
- 4.1. Понятие телемедицины
- 4.2. Этапы становления российской телемедицины
- 4.3. Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь
- 4.4. Дистанционное обучение
- 4.5. Медицинские ресурсы сети интернет
- Глава 5 информационные медицинские системы
- 5.1. Классификация информационных медицинских систем
- 5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
- 5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
- 5.4. Организационное и правовое обеспечение функционирования информационных медицинских систем
- Глава 6 информационная модель лечебно-диагностического процесса
- 6.1. Основные составляющие лечебно-диагностического или оздоровительно-профилактического процесса
- 6.2. Процесс деятельности медицинского работника как объект информатизации
- 6.3. Моделирование и использование моделей в медицине
- Глава 7 поддержка лечебно-диагностического процесса методами кибернетики и информатики
- 7.1. Медико-технологические системы и их особенности
- 7.2. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений
- 7.3. Автоматизированные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.3.1. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
- 7.3.2. Автоматизированные консультативные системы для помощи в принятии решений на основе интеллектуального (экспертного) подхода
- База знаний
- 7.3.3. Автоматизированные гибридные системы для консультативной помощи в принятии решений
- 7.4. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма
- Глава 8 автоматизированное рабочее место медицинского работника
- 8.1. Основные функции автоматизированного рабочего места медицинского работника
- 8.2. Классификации автоматизированных рабочих мест в здравоохранении
- 8.3. Особенности интеллектуальных автоматизированных рабочих мест
- 8.4. Специализированные рабочие места
- 8.5. Автоматизированные рабочие места и современные информационно-компьютерные технологии
- Глава 9 информационно-технологические системы
- 9.1. Построение и основные функции информационно-технологических систем
- 9.2. Поддержка процесса обследования и лечения в информационно-технологических системах
- 9.3. Информационно-технологические системы диспансерного наблюдения
- 9.4. Электронная история болезни
- 9.5. Информационно-технологические системы отделений лечебных учреждений
- 9.6. Регистры (специализированные информационно-технологические системы)
- 9.7. Права доступа к информации и конфиденциальность медицинских данных
- Глава 10 автоматизированные информационные системы лпу
- 10.1. Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений
- 10.2. Функциональное назначение учрежденческих систем
- 10.3. Общие принципы построения автоматизированных информационных систем лпу
- 10.4. Уровни автоматизации современных лечебно-профилактических учреждений
- 10.5. Технологические решения
- Глава 11 информационные системы территориального уровня
- 11.1. Структура и функции медицинских информационных систем территориального уровня
- 11.2. Информационно-аналитические и геоинформационные системы в поддержке принятия управленческих решений
- 11.2.1. Информационно-аналитические системы
- 11.2.2. Географические информационные системы
- Глава 12 системы федерального уровня и мониторинга здоровья населения
- 12.1. Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня
- 12.2. Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения
- 12.3. Федеральные системы мониторинга состояния здоровья
- Федеральная база данных
- Федеральная база данных
- 12.4. Интеграция информационных систем различных служб и уровней оказания медико-социальной помощи
- Федеральная имс
- Глава 13 перспективы перехода к электронному здравоохранению
- 13.1. Понятие электронного здравоохранения
- 13.2. Принципы построения единого информационного пространства
- 13.3. Подходы и первый опыт электронного здравоохранения
- 13.4. Возможности электронного здравоохранения
- Заключение: медицинская информатика в системе оказания помощи населению
- Оглавление