logo
Учебник

1.1. Аналитико-синтетическая переработка информации как учебная дисциплина

В начале 1990-х гг. в системе документальных коммуникаций возникла острая потребность в специалисте-универсале, владеющем комплексом процессов обработки документа. Современные компьютерные технологии предоставили возможность реализовать технологический цикл обработки документа, используя одно автоматизированное рабочее место. Новые условия повлекли и но­вые требования к обработчику, соответствовать которым позволяют знания, приобретаемые в данной учебной дисциплине.

Обработка документа – один из древнейших видов деятельности. Как только собрание документов достигло сложно обозримой и управляемой величины, возникла необходимость его представления в сжатой форме.

Современный обработчик – специалист, способный реализовать эту задачу. Компактная, доступная, легко обозримая и многофункциональная библиографическая запись, создаваемая им, позволяет найти любой документ, независимо от его содержания, вида, языка, места хранения, объема и других признаков.

Объект изучения – взаимосвязанные процессы, способствующие обработке первичного документа и формированию элементов библиографической записи.

Предмет изучения – освоение технологического цикла обработки документа, способствующего идентификации и общей характеристике документа, а также его комплектованию, хранению, поиску и продвижению к пользователю.

Цель курса – вооружить студентов знаниями и умениями в области обработки документа как в традиционном, так и в автоматизированном режимах.

Задачи курса:

Обработчик, призванный упорядочить хаотичный мир разнообразных документов, должен обладать не только комплексом общенаучных, отраслевых и специальных знаний, но и набором профессиональных умений и качеств.

При обработке используются такие методы мышления, как анализ и синтез. Эти методы лежат в основе всех видов познавательной деятельности людей и поэтому являются объектами философских наук. Будущему обработчику придется применять их постоянно, поэтому ему необходимо обратить самое пристальное внимание на учебную дисциплину «Философия».

Анализ и синтез (греч. analysis – разложение и synthesis – соединение, сочетание) – в самом общем значении – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого.

Синтез, напротив, – процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа.

Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. Синтезом дополняется анализ. Они находятся в неразрывном единстве.

В основе аналитических методов, используемых в процессе обработки, лежит документарный анализ, в основе синтетических – документарный синтез.

С помощью аналитических методов обработчики выделяют из документа библиографические сведения, зафиксированные в нем в явном виде. В дальнейшем, с помощью специальных средств, данные сведения преобразуются, синтезируются в элементы библиографической записи. Разнообразным процессам обработки свойственно определенное соотношение анализа и синтеза.

Владение компьютером, необходимыми компьютерными программами – одно из требований, предъявляемых к обработчику. С технологией домашинной, машинной, послемашинной обработки документа обработчик сталкивается с момента его знакомства с автоматизированными библиотечно-информационными технологиями.

Обработчику необходимо знать частную методику и практику обработки документов, разных по виду, содержанию, структуре, читательскому назначению и другим признакам.

В крупной библиотеке, информационном центре, книжной палате, издательстве обычно этим занимается специалист-отраслевик, обладающий специальными знаниями в области обработки документа и отраслевыми знаниями, в рамках которых он обрабатывает документ.

Обработчики, имеющие дело с небольшими фондами, должны быть специалистами-универсалами, поскольку им приходится выполнять свою функцию по отношению к документам любого содержания.

Современный обработчик должен уметь:

  1. Обрабатывать любой документ, в том числе его составную часть.

  2. Определять тип физического состояния объекта обработки (например, независимая/зависимая физическая единица, группа физических единиц и т. п.).

  3. Формировать полный набор элементов записи, пригодный для дальнейшей автоматизированной обработки.

  4. Обеспечивать возможность использования записи в источниках информации различного назначения (например, в национальной библиографии, каталогах, ссылках и др.).

Для продуктивной реализации процессов обработки разноязычных документов обработчику следует владеть одним или несколькими иностранными языками. Особенно важно иметь эти знания сотрудникам крупных организаций системы документальных ком­муникаций, так как значительную часть их фондов составляют документы на иностранных языках.

Обработчик должен понимать потребности читателя, покупателя, пользователя, чувствовать свою причастность к делу каждого нуждающегося в документарной информации. Формально, без творческого подхода обработанный документ сотни лет будет невостребованным пылиться на полках хранилищ.

Итак, специалист в области АСПИ должен владеть комплексом специальных, общепрофессиональных, общенаучных знаний и умений, идти в ногу со временем, понимать и уважать людей, ради которых он обрабатывает документ.