logo
Учебник

Предисловие

Подобно тому, как подготовка врача начинается с изучения анатомии, музыканта – с нотной грамоты, обучение студента специальности «Библиотечно-информационная деятельность» начинается с курса «Аналитико-синтетическая переработка информации» (АСПИ), который имеет для них основополагающее значение.

АСПИ – общепрофессиональная учебная дисциплина, без знания которой невозможна реализация библиотечной, библиографической, информационной, книгоиздательской, книготорговой, архивной, музейной деятельности. Она обязательна для изучения студентами всех специализаций и квалификаций названной специальности.

Данный учебник посвящен раскрытию многогранного и комплексного направления деятельности в области документальных коммуникаций. Он даст будущим специалистам представление о важнейших процессах, способствующих сбору, обработке, упорядочению, поиску и распространению документов.

Овладение теоретическими положениями и практическими навыками переработки информации является необходимой составляющей успеха на информационном рынке.

Учебник создается впервые. Его цель – представить всю совокупность взаимосвязанных процессов обработки документа в едином технологическом цикле с учетом главных изменений, произошедших в этой области за последние десятилетия.

Развитие компьютерных технологий потребовало комплексного подхода к раскрытию ранее рассматриваемых разрозненно технологических процессов.

Представленные в учебнике библиографические записи раскрывают российскую практику обработки документа, поскольку составлены посредством отечественного лингвистического обеспечения (отечественных правил библиографического описания, классификационных, предметизационных и дескрипторных информационно-поисковых языков, Российского формата машиночитаемой каталогизации).

Библиографические записи отражают в основном печатные издания на русском языке. Объем данной учебной дисциплины не позволяет дать качественную характеристику обработки других видов документов (электронных, аудиовизуальных, картографических, нотных, рукописных, старопечатных и др.). Эта задача может быть решена или с помощью различных курсов по выбору, или при подготовке специалистов в рамках отдельной специализации «Машиночитаемая каталогизация».

Курс рассчитан на три семестра дневной формы обучения, в течение которых проводятся лекционные, семинарские и лаборатор- но-практические занятия, выполняется несколько контрольных работ, сдается два зачета и итоговый экзамен.

В процессе изучения смежных дисциплин и в ходе производственной практики предполагается профилирование этих знаний применительно к деятельности различных учреждений документально-коммуникационной сферы (библиотек, информационных служб, архивов, музеев, библиографирующих учреждений, издательств), а также с учетом использования записи в различных информационно-поисковых массивах.

Основная часть процессов, рассматриваемых в учебнике, исторически получила наиболее полное развитие в библиотечной теории и практике каталогизации. Но методика формирования библиографической записи широко используется также в различных библиографирующих учреждениях при формировании как электронных, так и нонэлектронных информационно-поисковых массивов, а не только каталогов. В связи с этим процессы, отраженные в учебнике, было бы слишком узко называть каталогизацией или библиотечной обработкой. /

Учебник состоит из пяти разделов. В первом дана общая характеристика процессов обработки и теоретические основы формирования библиографической записи. В следующих разделах поэтапно раскрывается теория, методика и практика различных видов обработки документа как в электронной, так и в нонэлектронной среде. Каждая глава сопровождается вопросами для самопроверки и списком литературы по теме.

Издание ориентировано на подготовку специалиста, которого ждут в различных организациях системы документальных коммуникаций.

Учебник подготовлен профессорами кафедры документных ресурсов и документационного обеспечения управления Московского государственного университета культуры и искусств. Авторы: предисловие, введение, главы 1–4, 7–8, 11, заключение и приложения – профессор, канд. пед. наук Л. Б. Зупарова, главы 5–6, 9–11 – профессор, канд. пед. наук наук Т. А. Зайцева.

Авторы благодарны сотрудникам отдела каталогизации Российской национальной библиотеки за предоставленные материалы и консультации по освоению системы форматов RUSMARC