logo
Учебник

7.3.1. Основные этапы процесса предметизации

Методика предметизации, так же как и методика описания и систематизации, подразделяется на общую и частную.

Под общей методикой понимаются те принципы, правила, приемы, которые применяются при предметизации документов, независимо от их тематики, формы, читательского назначения.

Частные методики раскрывают особенности предметизации документов по отдельным отраслям знания.

Предметизация должна содержать следующие взаимосвязанные этапы:

— отбор документов, подлежащих предметизации;

— анализ документа как объекта предметизации;

— отбор смысловых компонентов в основном содержании документа и принятие решения для последующего выражения их в предметной рубрике;

— оформление отобранных смысловых компонентов в предметной рубрике посредством предметизационного ИПЯ;

— редактирование предметной рубрики;

— включение предметной рубрики в библиографическую запись.

Анализ документа проводят по всем элементам, позволяющим выявить его основное содержание, форму, назначение.

Основными источниками для анализа документа являются:

текст документа, титульный лист, авторская, издательская, или редакторская аннотация, оглавление, предисловие, заключение (послесловие, выводы, резюме), список литературы, алфавитно-предметный указатель, глоссарий (словарь терминов), индексы ББК, УДК.

Основным источником для определения предмета документа, а также аспекта (аспектов) его рассмотрения является его содержание.

Немаловажное значение имеет титульный лист, который включает элементы, отражающие как содержательные, так и формальные признаки документа.

Оглавление уточняет сведения, полученные предметизатором при просмотре текста и титульного листа. Предисловие раскрывает структурную часть текста. Оба эти элемента являются путеводителем по тексту.

Алфавитно-предметный указатель, по издательским правилам, должен составляться к каждому произведению печати, относящемуся к научной или учебной литературе. Наличие такого аппарата весьма полезно для предметизатора, так как в нем дается набор основных ключевых слов, встречающихся в тексте документа. По частоте упомянутых в указателе рубрик можно установить наи5олее важные понятия, которые могут быть использованы в предметизационной системе.

Глоссарий – весьма полезный для предметизатора аппарат, так как дает толкование малоизвестных (новых) терминов и снимает необходимость обращения к справочникам, словарям, консультантам.

Индексы УДК и ББК, о которых подробнее пойдет речь в следующей главе, помогут в трудных случаях определить основную тему документа.

Просмотр текста документа является необходимым условием получения точной информации о его содержании. Следует обращать особое внимание на фрагменты, выделенные особо (разрядкой, полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием). Как правило, автор (издатель) таким образом заостряет внимание на основных предметах (проблемах).

Иногда достаточно просмотра отдельных частей текста или нескольких глав, из которых наиболее информативными, как правило, бывают первая и последняя. Именно в них раскрываются наиболее общие проблемы текста, подводятся итоги.

В основном содержании документа выделяют смысловые компоненты, обозначающие его основной предмет (предметы).

При рассмотрении предмета в различных аспектах дополнительно выделяют смысловые компоненты, обозначающие соответствующий аспект (аспекты) данного предмета.

Для облегчения работы, связанной с формулировкой рубрики, предметизатору бывают необходимы различные справочные издания – энциклопедии, словари, справочники, которые помогут разобраться в незнакомых терминах, выявить связи предмета с дру­гими предметами, уточнить сущность вопроса. Если этих средств недостаточно, следует обратиться к специалистам в данной области знания.

Для того чтобы предметизация велась единообразно, отобранные смысловые компоненты каждого предмета и аспекта оформляют в рубрике и уточняют их посредством ЯПР. В словаре необходимо найти лексические единицы, наиболее точно соответствующие по смыслу данному предмету и сформулированной рубрике. Проверенная по словарю предметная рубрика перенося в библиографическую запись.

Если документ посвящен нескольким предметам, исходя из значимости и актуальности, ставится вопрос о формировании нескольких рубрик, то есть о необходимости многократного отражения документа в ИПС.

При отсутствии в предметизационном ИПЯ необходимой лексической единицы ее нельзя сформулировать и использовать в рубрике самостоятельно. Решение о включение в ИПЯ новой лексической единицы принимается после серьезного обсуждения ее формулировки, видов ссылок, с помощью которых рубрика займет свое достойное место в ряду других ПР. Одновременно вносятся изменения в перечень ПР и другие справочно-методические документы.

При организации широкого комплекса, рубрики связывают с помощью ссылочно-справочного аппарата в соответствии с принципами парадигматики данного ИПЯ и методическими решениями, принятыми в конкретной ИПС.

При редактировании рубрик проверяют соответствие отобранных смысловых компонентов основному содержанию документа и правильность оформления рубрик.

На последнем этапе рубрика оформляется в библиографической записи с учетом правил конкретной ИПС.