logo
Учебник

7.1.1. Значение предметизации

Предметизация – один из фундаментальных методов организации знаний. Этим объясняется широта сфер его использования. Успех распространения данного метода во многом связан с опорой на лексику естественного языка.

Первые встречи человека с методом предметизации происходят еще в раннем детстве в процессе игры с кубиками, на которых изображены буквы и предметы, название которых начинается с этой же буквы: А – арбуз, Б – барабан и т. д. Позднее с этим методом человек встречается, работая со словарями, справочниками, энциклопедиями, в которых словарные статьи расположены в алфавите предметов, выраженных в словах и словосочетаниях.

В основе предметизации как вида индексирования лежат две основные операции – выявление предмета документа и преобразование этого предмета в соответствии с существующими правилами в краткую словесную форму, которая называется предметной рубрикой (ПР).

Предметизация – многозначный термин, который используется для обозначения различных процессов.

Во-первых, предметизация – вид индексирования, вид обработки документа. В таком значении он используется, в основном, в библиотечном каталоговедении. Здесь объектом предметизации является документ в целом, а цель предметизации заключается в фор­мировании рубрик, способствующих раскрытию содержания фонда по предметному признаку, поиску документов, соответствующих запрошенному предмету. Процесс связан с обработкой документа и может быть назван документной предметизацией.

В библиотечной теории и практике предметизация получила широкое распространение и развитие. Предметизационный метод используется при формировании классификационных и предметизационных ИПЯ. предметных карточных каталогов, картотек, библиографических указателей, единого алфавитно-предметного указателя, поиске по предметным рубрикам в электронном каталоге и т. д.

В развитии теории и методики предметизации значительную роль играет Российская книжная палата, поскольку она осуществляет централизованную предметизацию. Печатные каталожные карточки, издаваемые палатой по библиотекам, содержат предметные рубрики. Предметизация активно используется ею при составлении вспомогательных указателей к государственным библиографическим пособиям. Карточки Книжной палаты предназначены для предметных каталогов библиотек широкого профиля, и ее методические решения определяются задачами предметного комплексирования литературы в каталогах именно этих библиотек.

Централизованная предметизация предполагает самостоятельную доработку библиотеками рубрик, составленных палатой.

Книжная палата предлагает потребителям качественный «полуфабрикат», из которого библиотеки формируют рубрику, соответствующую целям организации конкретной предметной ИПС.

Редакции и издательства используют предметизацию при составлении прикнижных и прижурнальных вспомогательных указателей.

Вспомогательные указатели – составная часть аппарата издания, которая обеспечивает поиск необходимых сведений, заключенных в издании, и представляет собой упорядоченный по какому-либо принципу перечень объектов, имен, терминов и пр. с соответствующими ссылками.

Вспомогательные указатели – это упорядоченные путеводители, обеспечивающие быстрый поиск необходимой информации, заключенной в тексте документа. Их назначение – обеспечить дополнительный доступ к тексту конкретного издания. В таких указателях список рубрик сопровождается номерами страниц, на которых размещен текст, соответствующий определенному предмету. Но рубрики выполняют не только адресную функцию. Вспомогательный характер указателя в книге сказывается в ином, чем в основном тексте, представлении материала. Предметные указатели подчиняются логике структуры текста, разукрупняя, или, наоборот, объединяя, или дополняя понятия текста. Так обеспечивается дополнительный вход в текст издания.

Аналогичные приемы предметизации распространяются на все виды вспомогательных алфавитных указателей, в том числе на именные и географические.

Предметизация используется не только для обработки текста отдельного документа в целом. К настоящему времени накоплен опыт аналитической предметизации книг, в меньшей мере – статей из журналов и газет. Но наибольшая глубина предметизации достигается при составлении прикнижных вспомогательных указателей, которые разрабатывают в основном к научным и справочным изданиям, учебникам для высших и средних учебных заведений.

Существуют особенности предметизации текста документа, но и здесь используются основные принципы и правила, отработанные в общей методике предметизации документа в целом. Данный вид предметизации можно назвать текстовым.

Возможна и обратная связь между вспомогательными указателями в монографических и учебных изданиях и предметизационными ИПЯ. Вспомогательные указатели, составленные к новым и оригинальным монографическим изданиям, могут стать источником актуальных научных, политических, практических формулировок предметных рубрик, способствующих обновлению действующих предметизационных словарей.

Предметизация является ведущим методом при составлении вспомогательных указателей других видов, например к библиографическим и информационным пособиям с систематическим расположением материала. Они содержат алфавитный перечень рубрик и адресную информацию (порядковый номер документа, присвоенный составителями пособия).

Предметные указатели составляются и к группе продолжающихся изданий. Их вспомогательный характер отличается жестким ограничением отражаемых документов. Такие указатели раскрывают содержание комплекта журналов, изданных за год, а рубрики часто выполняют роль названий разделов, внутри которых даны сжатая информация о статьях (заголовок и заглавие) и их адресные данные (номера журналов и страницы, на которых помещены статьи).

Метод предметизации используется при реализации другого вида индексирования – систематизации. Процесс систематизации состоит не только из определения и оформления классификационного индекса, но и одновременно из рубрик алфавитно-предметного указателя. Несмотря на распространенное мнение о том, что основой для этого указателя служат прежде всего термины из классификационного деления, здесь без знания общей методики предметизации не обойтись.

Единый алфавитно-предметный указатель обеспечивает поиск записей в систематическом каталоге и в систематической картотеке статей, является составной частью данных ИПС. Он содержит алфавитный перечень предметных рубрик и соответствующие им классификационные индексы, применяемые в двух названных ИПС.

Указатель обеспечивает связи различных элементов системы каталогов и картотек библиотеки, ориентацию в определенном информационно-поисковом массиве. Но что особенно важно, он предоставляет возможность многоаспектного поиска в отраслевых отделах систематических каталогов, картотек, указателей, организованного по предметному признаку.

Пример из алфавитно-предметного указателя ББК для массовых библиотек:

Физические факторы

Алфавитно-предметный указатель способствует взаимопроникновению методов систематизации и предметизации, усиливает взаимодействие двух принципов стратегии поиска – «сверху вниз», то есть от общего к частному и «снизу вверх», то есть от частного к общему. Например, в алфавитно-предметном указателе ББК для массовых библиотек в гнездовой рубрике «Птицы» предлагается поиск данного частного понятия в разных, более общих отраслях знания:

Птицы 28.693.35

Как видно, поиск организуется от частного предмета (птицы) к более общим, широким темам, отраслям знания, в которых данный предмет рассматривается (зоология, сельское и лесное хозяйство, вредители растений и борьба с ними).

В систематических И ПС поиск реализуется в обратной последовательности, то есть от биологических наук – к зоологии – к птицам, от сельского хозяйства – к сельскохозяйственному птицеводству – к птицам и т. д.

Во-вторых, процессом, термин «предметизация» используется для обозначения процесса составления предметизационного ИПЯ, искусственного языка, предназначенного для выражения основного содержания документа или информационного запроса посредством предметных рубрик. Объектом предметизации в данном случае становится естественный язык, а целью предметизации – отбор из естественного языка лексических единиц, пригодных для индексирования документов и их оформление в соответствии с правилами предметизационного ИПЯ в форму ПР, то есть термина индексирования. Такую предметизацию можно назвать лингвистической.

Она широко применяется и при составлении классификационных ИПЯ: в словесной формулировке классификационных делений, при составлении АПУ, раскрывающего содержание основной и вспомогательных таблиц классификации. Все это компенсирующие средства явно «предметизационной природы».

Органы НТИ используют данный метод для формирования рубрикаторов, информационно-поисковых тезаурусов, а также для разработки вспомогательных указателей к информационным изданиям. Предметизация используется ими в автоматизированных ИПС типа дескрипторных систем:

Алфавитный принцип организации «предметов» – терминов естественного языка – характерен и для пермутационных указателей, в которых ключевые слова, взятые из заглавия документа, расположены по алфавиту.

В-третьих, термин «предметизация» используется для обозначения процесса организации, ведения и редактирования предметного каталога (картотеки, списка, указателя), но эти процессы являются объектом внимания другой учебной дисциплины.

Итак, предметизация – многозначный термин, используемый для процесса индексирования документов, составления ИПЯ, формирования предметных ИПС, а также вспомогательных указателей ко многим видам первичных документов.

Различны цели и объекты предметизации. Если предметный каталог представляет семантическую модель фонда библиотеки, вспомогательный указатель – семантическую модель текста, то развитый предметизационный ИПЯ – семантическую модель определенной предметной области.

Итак, существует три области применения предметизации: документная, предназначенная для индексирования документа в целом; текстовая, способствующая дополнительному входу в содержание документа или ИПС по предметному признаку; лингвистическая, содействующая составлению вербальных ИПЯ. Но «природа» всех этих предметизационных областей в значительной степени схожа.

Далее основное внимание будет уделено документной предметизации.

Основные задачи предметизации как метода раскрытия содержания документа с помощью предметных рубрик – это определение основного предмета произведения, установление аспектов его рассмотрения, фиксация его связей с другими предметами, отраженными как в тексте документа, так и в каталоге, указание формы и читательского назначения обрабатываемого документа.