logo
9АБCД Нечётки е технологии (УЧЕБНИК) (Восстановлен)11 (2)

Заключение

Целью нашего рассуждения и последующего исследования в работе является сведение полученной задачи НМП (18) к классической задаче математического программирования (2), для той же целевой функции , [3, 5, 8-11].

Приложение: рисунки и таблица

Рис. 1. Принципиальная модульно-структурная схема ВК для SKAIS ТЭС

с теплофикационными установками.

Рис. 2. SKAIS - подсистема диагностики состояния энергоустановки

в контуре управления электростанции.

Рис. 3. Принципиальная блок – схема модуля.

Рис. 4. Диагностический комплекс SKAIS (реализованный вариант).

Рис. 5. «Похожесть» диагностируемого состояния (при сравнении с нормативным значением ) и определение фактического значения(общее состояние энергоустановки) как расстояния между ними, определяемое по формуле [9]:

,[9].

Здесь - вектор измеренных параметров;- вектор эталонных значений параметров;- количество анализируемых параметров;- наборы значений признаков (параметров состояния) для диагностируемого () и эталонного () объектов (агрегатов),коэффициент Фехнера (см. закон Вебера-Фехнера,, где- оценка некоторой величиныпри «ощущении»).

При этом, . Если известноэлементов – эталонов, где, то, используя понятие «похожесть», можно найти ближайший к данному объекту(его состоянию) эталонпо максимуму значения коэффициента, где.

Таблица П.1

Массив «весов» параметров-признаков (отклонение мощности турбины ΔNЭ и ее экономичности Δот гарантийного значения,DELTA = ΔNЭ/Δ) турбоустановки

Т – 100 – 130 ТМЗ ст. №7 Н ТЭЦ – 4 (в отдельных опытах до и после ремонта) и сравнение параметров состояний по мере «похожесть» (РОХ). Режим работы – конденсационный.

Номинальные

(гарантийные) параметры

РОХ

DELTA

МВт

МПа

0С

МПа

т/ч

0С

м3

кДж/

кВтч

-

МВт/кДж/кВтч

110,0

12,8

555,0

0,0049

480,0

5,8

16000

8918

1,00

-

Фактические параметры

Перед ремонтом

79,73

12,29

552,4

0,0218

392,6

22,5

13430

9245

0,52

75,09

12,29

549,8

0,0216

366,6

14,2

11762

9312

0,65

64,5

12,87

546,0

0,019

326,6

12,6

10151

9513

0,61

55,84

12,94

547,7

0,0156

302,2

13,4

9608

9689

0,57

После ремонта

83,1

12,8

550

0,0121

330,8

24,7

15300

8818

0,66

0,52/10,05

85,7

12,9

543

0,0059

339,7

22,2

15900

8843

0,64

0,61/15,9

78,0

12,8

556

0,0052

323,6

22,2

14420

8819

0,67

0,39/14,2

71,1

13,04

551

0,0056

289,0

24,3

15608

8887

0,61

0,92/10,9

82,3

12,92

543

0,0061

332.7

17,1

15700

8829

0,66

0,63/15,9

Здесь под РОХ («похожесть», Рис.5) понимается расстояние между признаками

(точнее их совокупностью образов) состояний энергоустановки близких номинальному (нормативному) состоянию. Похожесть фактического состояния энергоустановки номинальному состоянию определяется по формуле, [9]:

.

Рис.6. Элемент многомерного поиска оптимума (по схеме ):

- где взять ближайшую точку – Эвристика! – ближайшая точка совпадает с .

    1. Роль искусственного интеллекта в архитектонике урбанизированного пространства

На современном этапе развития человечества разработаны и созданы технические и философские концепции в архитектуре и урбанистике, базирующиеся на системности и комплексности, т. е. системном подходе и системном анализе. Цифровые интеллектуальные технологии и компьютерное моделирование, представили сегодня проектировщикам сложных архитектурных объектов новые пути созидания в формообразовании и новые формы интеллектуального выражения архитектурных образов в градостроительстве. Действие системного фактора, при котором система, как целое, устанавливает заданные требования своим компонентам, а сами требования предъявляются с позиции достижения целевой функции – оптимизация эргономичности, экологичности, гармонии, композиции и надежности во времени существования «архитектурного произведения» – составляют основу проблемы исследуемой в данной работе.

Для решения задачи представляем математическую модель объектного образа «архитектурное произведение» в виде множества элементов динамической системы закрытого или открытого типов, используя при этом представляемую выше методологию «нечетких технологий». Динамическая система здесь составляется из основных определений (компонент «архитектурного произведения», выбранных в качестве основных характеристик), [9,112-114,117-119].

Алгоритм решения модели представим в виде И/ИЛИ-графа с выделением решающих подграфов. Такой алгоритм является одним из «механизмов» планирования решения особо сложных и плохо формализуемых задач, к которым относится проектирование и создание архитектурных произведений (ансамблей или объектов), [87, 117-119].

Исходную задачу (1) задаем начальным описанием в виде

, (8.1)

где - образ «архитектурное произведение»;

- множество начальных состояний образа;

- множество «операторов», переводящих предметную область (проектирование, создание) из одного состояния в другое, согласно знаниям проектировщика системы;

- множество целевых состояний.

Здесь «оператором» является отображение, преобразование, переводящее элемент функционального пространства () в другой элемент того же самого пространства, или какая-либо функция. Промежуточные состояния обозначим через .

Конечной целью сведения основной задачи оптимального проектирования «архитектурного произведения» к подзадачам, является получение элементарных задач, решения которых очевидны.

Элементарными считаем задачи, которые могут быть решены за один шаг, т.е. за одно применение какого – либо оператора из множества (например, использование уже готового проекта, отдельного фрагмента, ордера).

Таким образом, необходимо привести начальное описание исходной задачи (1) к совокупности более простых задач в пространстве состояний, если удастся выделить основные и оптимальные промежуточные состояния создаваемого «архитектурного произведения».

Каждому из этих состояний в соответствие можно поставить свое описание в виде троек:

(8.2)

Решение этих подзадач эквивалентно решению исходной задачи .

На этой идее построен в теории систем искусственного интеллекта основной «механизм» сведения сложной многоэкстремальной задачи к подзадачам, использующий эвристические методы поиска в пространстве состояний, [117].

Представим структуру «архитектурное произведение» в виде динамической системы вида:

, (8.3)

где - архитектурное произведениекомплексный эстетический механизм (семантика ансамбля, стиль),

- знания интеллект (творчество, эвристика),

- восприятие искусство (целостность),

- образ интуиция,

- отображение эстетика (выразительность),

- композиция гармония,

- пропорции симметрия (соразмерность),

- трансформацияизоморфизм,

- устойчивость катастрофа (разрушение),

- конструктивность пластичность,

- экологичность надежность (живучесть),

- внешняя среда неопределенность (хаос),

- топология время.

Здесь символ «» обозначает взаимно-однозначное соответствие,

«» - внешний фактор.

Таким образом, динамическая система (8.3), в первом приближении, будет состоять из двенадцати определений (компонент) «архитектурного произведения», согласно его структуре , [117].

Построение основного механизма сведения задачи (1) к подзадаче (2) выполняем по шагам:

Шаг 1. Выделяем один оператор , который обязательно будет участвовать в решающей цепочке операторов. Все операторы такого типа называются ключевыми, т.е. участвующими в решающей цепочке.

Шаг 2. Для каждого из ключевых операторов определяем промежуточные состояния, к которым они могут быть применены в условиях задачи (1).

Для оператора это будет состояние. Таких состояний может быть несколько, и тогда они образуют подмножество целевых состояний .

В результате выделим подзадачу поиска пути от начала до состояния (или до ,точнее от , т.е. приблизимся к возможному решению).

В результате применение оператора привело к подзадаче - 1 с описанием

в виде кортежа, или . Здесь- начальные состояния образа и состояние в области цели.

Шаг 3. Еслитакое описание найдено, то формулируем 2-юподзадачу, соответствующую 1-й (элементарной). При этом если состояние соответствует оператору, то можно применить его к и получить, в результате, новое состояние, приближающее решение к конечной цели, но только на один шаг.

Шаг 4. От вновь полученного состояния до конечной целиможет быть еще несколько шагов, что представляет 3-ю подзадачу.

Таким образом, применение выбранного оператора к задаче с описаниемпозволяет выделить сразу 3 подзадачи:

, (8.4)

одна из которых элементарная.

Представим изложенное на линейном графике, (рис. 8.1).

Здесь все решение изображено отрезком, который разбивается точкой , соответствующей оператору , на подзадачи (п/з):

1-я п/з 2-я п/з 3-п/з

Рис. 8.1. Разбиение задачи на подзадачи.

Такому разбиению будет соответствовать следующий И/ИЛИ – граф, (рис. 8.2):

1-я п/з 2-я п/з 3-п/з

Рис. 8.2. И/ИЛИ – граф разбиения на подзадачи для состояния .

Элементарная подзадача типа 2 решается для любой выбранной точки пространства состояния, поэтому ее можно не указывать.

Точка - одна из возможных промежуточных целей:

. (8.5)

Выбрав ее, мы применяем к ней оператор .

Обобщая сказанное, приходим к окончательному виду И/ИЛИ – графа разбиения на подзадачи для одной точки (рис. 8.3):

Рис. 8.3. Обобщенный И/ИЛИ – граф для одной точки .

Вывод. Для разбиения задачи на подзадачи и построения соответствующего И/ИЛИ – графа нужны ключевые операторы (обычно более одного). Один из способов нахождения операторов, могущих быть ключевыми, состоит в вычислении различий между состояниями по пути от

(состояние на пути от начальной точки до целевой).

Каждому возможному различию ставится в соответствие оператор (или их множество), который это различие может устранить. Цепочка операторов, последовательно устраняющих различия между и будет решением задачи, [119].

Представим на рис. 8.4 интерпретацию структуры модели «архитектурное произведение», (8.3):

Рис. 8.4. Интерпретация структуры модели

«архитектурное произведение» .

Выход системыможет быть описан вектором . Здесь:- вход,- выход,- внешняя среда,- внешний фактор (эстетика). Изменение состояния такой системы происходит во времени.

Далее изобразим вход системы в виде вектора , компонентыкоторого характеризуют внешние факторы, действующие на систему, включая и параметры внешней среды.Эти факторы могут быть не взаимосвязанными и представляются параметрами условий эксплуатации объекта или параметрами смежных систем. Внутренняя структура «архитектурного произведения» может быть описана вектором , компоненты которого характеризуют собственно параметры «архитектурного произведения» (конструкция, гармония, симметрия, стиль, целостность, надежность и т.д.), причем между некоторыми из этих параметров может и не существовать функциональная взаимосвязь. Эти параметры «архитектурного произведения», как системы, могут быть выходными параметрами её компонентов и параметрами процессов взаимодействия структуры модели, компоненты которой характеризуют параметры процесса воздействия системы на внешнюю среду (урбанистику), (рис.8.5).параметры внешней среды.

Рис.8.5. Система – «машина – человек — объект», .

Здесь: - параметры объекта;- параметры человека-оператора;

- параметры архитектурного произведения; - критерий оптимальности подсистемы «объект-человек»;- критерий оптимальности подсистемы «человек-объект»;- выходные параметры системы, (при втором приближении).

Именно эти параметры интересуют в первую очередь население (урбанистику) проектируемого ОБЪЕКТА. Выходные параметры архитектурного произведения образуются в результате взаимодействия внутренней и внешней среды и реакции экологической системы.

Поэтому при втором приближении, для полного описания состояния архитектурного произведения (как системы ), необходимо знать уравнения связей и отношений между параметрами внутри такой системы, так и между параметрами системы и параметрами внешней среды (выхода от входа). Уравнение связей системы будет иметь вид:(8.6)

Но таким путем описывается поведение объекта как статической системы, у которой векторы параметров описывают её состояние в фиксированный момент времени. Для случая представления «архитектурного произведения», как динамической системы, необходимо вход системы описать вектором параметров, саму систему – вектором параметров, а выход – вектором параметров, компоненты которых зависят от моментов времени, где- множество моментов времени.

Следовательно, в общее понятие урбанизации объекта «архитектурное произведение» мы включаем вспомогательное множество моментов времени . В каждый рассматриваемый момент временисистемаполучает некоторое входное воздействиеи, в ответ, порождает некоторую выходную величину.

Тогда уравнение связей такой динамической системы, будет иметь вид:

. (8.7)

Полученное уравнение связей выражает зависимость потенциального технико-экономического и экологического уровня архитектурного произведения от различных параметров, характеризующих как сам объект, так и внешнюю среду, включая и урбанистику объекта, (рис. 8.6), которые находятся между собой в некотором отношении связи .

Рис. 8.6. Человек и «архитектурное произведение» в системе

«машина-человек-объект» в среде проектирования.

Здесь: - параметры процесса проектирования;- параметры урбанистики;- параметры объекта;- параметры человека-оператора;- параметры архитектурного произведения;- параметры«агрегатов» (элементов) технологического комплекса (ансамбля);- критерий оптимальности технологического процесса создания архитектурного произведения, его оптимизации, математической модели, в соответствии с изменением эксплуатационного фона - урбанистики.

Решение уравнения связей архитектурного произведения как системы, т.е., конкретизация, моделирование зависимости технико-экономического уровня архитектурного произведения от различных параметров - конечная цель разработки прогноза проектирования и построения архитектурного произведения в эксплуатации и отработке до деградации (и разрушения), (рис.8.7).

Рис. 8.7. Концепция «интеллектуального моделирования» архитектурного произведения, с учетом его «времени жизни» в эксплуатации (в урбанистике).

Здесь под реновацией подразумевается обновление (реконструкция), SKAIS – «система контроля, анализа и слежения за изменением состояния объекта», представляющая программную интегрированную систему, с помощью которой можно решать рассматриваемую задачу, [9].

В этом и заключена идея концепции «интеллектуального моделирования» архитектурного произведения в его «времени жизни», [87, 120].

Основной смысл «интеллектуального моделирования» – ускоренные приближенные (мягкие) расчеты, ориентированные на синтезе законов теории систем и искусственного интеллекта при моделировании объектов, для которых показатели качества и точности управления (здесь это проектирование и строительство архитектурных объектов) поддерживаются в заданном интервале времени, (см. также [87, 121]).

Для решения этой задачи представим на рис. 8.8 расширенное системное уравнение математической модели состояния архитектурного произведения, в виде множества элементов динамической системы, составленное из пятнадцати определений архитектурного произведения, как сложной системы (согласно его структуре, (8.3), [9, 120- 126]:

. (8.8)

Рис. 8.8. Интерпретация структуры интеллектуальной модели – «архитектурное произведение» -, при втором приближении.

Здесь: - время,- архитектурное произведение,- конструктивность,- внешняя среда (урбанистика, природная среда),- эвристическое состояние (знания человека) объекта,- информация (композиция) об объекте,- признаки состояния объекта,- симметрия (пропорции) объекта,- множество решений о состоянии архитектурного произведения,- трансформация объекта,- значения операторов формирования состояния,- оператор обработки исходных данных () - наблюдений и обработки данных,- оператор преобразования данных () - первичного и вторичного преобразований,- функциональная связь в уравнении,- функциональная связь в уравнении,- моменты времени на входе и выходе из объекта.

В этой связи следует проанализировать два основных состояния архитектурного произведения - как объекта эксплуатации (применения) и как объекта оптимального проектирования, для урбанистики. Архитектурное произведение, в этих состояниях, должно рассматриваться в интерактивном режиме как часть системы более высокого порядка. Для достоверности и результативности такого анализа в диалоге человек-машина (интерактивный режим) необходимо поэтапно обособлять компоненты системы, все более сужая границу, выделяющую анализируемую часть системы.

Основной задачей анализа архитектурной системы является её нелинейная оптимизация, т.е. создание наилучшего (оптимального) состояния, в соответствии с целевой функцией и критерием оптимальности (и с учетом определенных ограничений): оптимизация эргономичности, экологичности, гармонии, композиции и надежности во времени «архитектурного произведения».

При этом можно выделить как минимум три задачи оптимизации архитектурной системы:

1) выбор оптимального варианта из возможных состояний системы при заданных ограничениях и цели;

2) выбор экономически наивыгоднейшего направления изменения (совершенствования) системы;

3) интеллектуальное (мягкое) проектирование с помощью программного комплекса SKAIS + REVIT ARCHITECTURE.

Первая задача решается для проектируемой системы, вторая – для реализуемой, третья — для урбанистики. При этом обязательно выполнение сравнения и анализа достигаемого состояния системы с критерием (или критериями) оптимальности её состояния, с учетом заданных ограничений. Этой цели служит установление обратной связи между выходными параметрами системы и критерием её оптимальности.

Для такого сложного и многофункционального объекта, как архитектурное произведение, может быть применено несколько критериев оптимальности и поэтому возможно образование не одного, а нескольких контуров обратной связи, так как оптимизация будет выполняться по векторному принципу и в условиях неопределенности, [122-126].

Принцип «интеллектуального (мягкого) моделирования процесса проектирования», внедряемый автором в технологические процессы и применяемые здесь методы теории искусственного интеллекта [116-119, 87, 120, 121, 123], позволяют проектировать объекты архитектуры системно, с учетом влияния «времени жизни» на изменение состояния. Таким образом, можно получить желаемые - «архитектурное произведение» и урбанистику.

На основе получаемых знаний истинного состояния критических элементов объекта, возможно, идентифицировать его и представить в темпе on-line как непрерывный процесс, протекающий параллельно проектированию и, следовательно, урбанистике. В результате, применяемая здесь параметрическая идентификация архитектурного объекта (или отдельных его элементов), позволит обеспечить максимальную адаптацию математической модели (объекта), ее адекватность объекту и урбанистике.

В дальнейшем совокупность получаемых математических моделей архитектурных произведений объектов позволит создать базу знаний (банк данных). Анализ данных может быть использован как в процессе проектирования различных архитектурных объектов, так и в процессе урбанизации [126, 128].

Контрольные вопросы и задания по самостоятельной работе к главе 8 и 9

8.1. Концепция эволюционных вычислений?

8.2. Основы теории генетических алгоритмов?

8.3. Самоорганизующиеся карты?

8.4. Вероятностные нейронные сети?

8.5. Программное обеспечение: Evolver?

8.6. Программное обеспечение: GTO (Genetik Training Option-Режим Генетического

обучения)?