Тема 1. Организация и технология
АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
И ОТЧЕТНОСТИ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Предпосылки и этапы внедрения компьютерных
технологий в банковскую сферу
Общепризнано, что финансы являются "кровеносными сосудами" экономики.
Кредитно-финансовые институты в Беларуси до сих пор переживают серьезные структурные изменения. Создается полноценная финансовая система, складываются новые пропорции в динамике государственного и частного секторов экономики. При этом, как правило, темпы развития небольших иностранных банков, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь, весомо превышают темпы роста основных показателей деятельности белорусских банков, даже таких «монстров» как ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и др. Значительно расширился круг банковских операций, появились новые, требующие специфической информационной поддержки, прежде всего в части работы с клиентами, задачи. Возросла конкуренция в банковском секторе, что обусловлено следующими факторами:
• интернационализацией банковской деятельности;
• открытием новых рынков капиталов, трансформировавших традиционные системы вкладов;
• диверсификацией банковской деятельности;
• возрастанием сегментации потребительских групп;
• возрастающим влиянием технологии (прежде всего автоматизации и систем коммуникаций) на банковскую индустрию, особенно в розничной банковской деятельности;
• переходом от бумажной обработки информации к безбумажным технологиям;
• развитием системных банковских продуктов и услуг.
Перечисленные тенденции оказывают и будут оказывать в ближайшее время прямое влияние на развитие банковского сектора и косвенное - на развитие информационных банковских технологий.
Вообще технология – это последовательность работ по преобразованию объекта из исходного состояния «КАК ЕСТЬ» в желаемое «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ», определяемое целью такого преобразования. И множество определений понятия «технология» в целом вводится к способу соединения различного рода ресурсов для создания продукта или услуги, отвечающих заданным требованиям и целям.
Согласно Закону Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. N 455-З информационная технология (далее – ИТ) – это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.
Информационная поддержка банковской деятельности охватывает следующие направления:
• оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности банка и его территориально разнесенных подразделений;
• формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации, а также для управления деятельностью банка;
• поддержание технологии единого информационного пространства;
• развитие технологических возможностей по доставке услуг клиентам.
Компьютерные технологии в банковской сфере в своем развитии прошли четыре этапа.
1 этап. К концу 50-х гг. XX в. банковские учреждения США впервые начинают использовать компьютеры. В 1960 г. в одном из отделений Bank of America начала работать первая в мире автоматизирование система для обработки чеков и ведения текущих лицевых счетов клиентов. Однако эта и большинство других предпринимавшихся в последующее десятилетие попыток компьютеризировать процесс оказания банковских услуг потерпели неудачу по причине своей нерентабельности. ЭВМ второго поколения не могли окупить себя. Кроме того, документооборот еще мог обрабатываться вручную.
Этап 2. Первые экономически эффективные автоматизированные банковские системы начали внедряться в США с 1975 г. Это связано с появлением в 80-е гг. микропроцессоров и микро-ЭВМ; они дешевле, компактнее; надежнее, производительнее, обладают дружественным интерфейсом, не требуют специальной подготовки пользователи. Компьютер завоевывает доверие банковских сотрудников.
Этап 3. Приходится на 1986—1995 гг. и характеризуется устойчивым внедрением автоматизированных систем и полной автоматизацией банковской деятельности. В это время появляются новые технологии в обслуживании клиентов: безналичные расчеты на основе пластиковых карт; применение банкоматов; электронные системы расчетов в торговых точках; обслуживание клиентов на дому, основанное на их взаимодействии с банком через телефон или личный компьютер.
Этап 4. Охватывает временной промежуток с 1995 г. по настоящее время и характеризуется переходом от автоматизированных информационных систем к многофункциональной интегрированной системе управления банковской деятельностью, которая основана на использовании сетей, новейших средств связи, технологии хранилищ данных, безбумажной технологии, форм дистанционного обслуживания клиентов, в том числе через Интернет; внедрении систем расчетов с использованием смарт-карт и разработки на их основе проектов электронных (цифровых) денег и электронных кошельков; использовании систем искусственного интеллекта, аналитических программ, средств поддержки принятия решений; переходе к мировым стандартам.
Государственное регулирование и управление в области
автоматизации банковских бизнес-процессов
Банковская система - одна из сфер наиболее активного потребления информационных технологий. Сегодня их использование является одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современного банка.
Необходимость внедрения новых информационных технологий в банковскую систему обусловлена следующими причинами:
— постоянный рост количества банковских операций обусловливает необходимость привлечения новых средств и способов обработки информации;
— возрастают требования в отношении качества, точности, надежности и безопасности обработки информации;
— усиление конкуренции между банками вызывает борьбу за клиента, а, следовательно, качество банковских услуг должно постоянно улучшаться;
— необходимость соответствия международным стандартам.
Таким образом, развитие информационных технологий в банках в первую очередь осуществляется для удовлетворения потребностей пользователей банковских услуг. Базовыми показателями их влияния на обслуживание пользователей являются: скорость и удобство обслуживания в результате отказа от бумажных форм, пересылки квитанций, поручений посредством современных технологий; разнообразие способов предоставления услуг за счет интеграции различных систем обслуживания пользователей и внутренних систем отчетности и управления, использования современных аппаратных и технических средств.
В настоящее время банки прошли основные этапы автоматизации: внедрены системы, непосредственно связанные с деятельностью кредитных организаций, построены коммуникационные сети. Но не всегда этим элементам доставало согласованности: часть из них приобреталась, часть — разрабатывалась собственными силами, а часть — создавалась сторонними разработчиками. В результате ряд процессов либо неэффективно, либо не полностью автоматизирован. В некоторых случаях затрачены неоправданно большие ресурсы.
То есть можно констатировать недостаточность комплексных решений при автоматизации бизнес-процессов как основной характеристики состояния информатизации в банках страны, их разобщенность. Каждый банк решает проблемы внедрения новейших технологий самостоятельно.
Вместе с тем, область автоматизации банковских бизнес-процессов достаточно жестко регулируется со стороны государства. Такое регулирование осуществляется посредством следующих нормативных документов:
Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10 ноября 2008 г. N 455-З;
Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 28 декабря 2009 г. N 113-З;
Концепцией развития и применения информационных технологий в банковской системе РБ на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2008 г. N 115;
Техническими кодексами установившейся практики.
Государственное регулирование и управление в области автоматизации банковских бизнес-процессов включает:
обеспечение условий для реализации и защиты прав субъектов информационных отношений;
создание условий для развития и использования информационных технологий, информационных систем и информационных сетей на основе единых принципов технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики в области информации, информатизации и защиты информации с учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов в области информации, информатизации и защиты информации;
содействие развитию рынка информационных технологий и информационных услуг, обеспечение условий для формирования и развития всех видов информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
разработку и обеспечение реализации целевых программ создания информационных систем, применения информационных технологий;
иное государственное регулирование.
Координацию деятельности в области разработки и продвижения современных информационных технологий в финансово-кредитной сфере Беларуси осуществляет Главное управление информационных технологий Национального банка Республики Беларусь.
Кроме того, при Национальном банке создан Координационный совет по банковским информационным технологиям. Целью его создания является консолидации научных и технических потенциалов различных организаций и банков Беларуси для реализации задач информатизации в банковской деятельности, унификации программно-технических средств и коммуникационных связей.
Развитием информационных технологий в денежно–кредитной системе Республики Беларусь, в том числе автоматизация деятельности Национального банка Республики Беларусь, его учреждений и предприятий является основным предметом деятельности ОАО «Центр банковских технологий».
В соответствии с решением Комитета по информационным технологиям Национального банка Республики Беларусь ОАО «Центр банковских технологий» уполномочен осуществлять следующие функции обеспечения координации процессов информатизации в банковской системе Республики Беларусь:
создание и развитие единого информационного пространства банковского сектора экономики Республики Беларусь с целью обеспечения интеграции информационных ресурсов и информационно–коммуникационных услуг для достижения эффективности применения информационных технологий в банковской системе;
организацию взаимодействия банковских информационных систем с информационными системами государственных органов управления, ведомств, организациями производственного сектора экономики;
организацию разработки и согласования с органами исполнительной власти и Национальным банком проектов нормативных правовых актов, связанных с реинжинирингом банковских бизнес–процессов, по вопросам информационных технологий;
разработку технических нормативов, сертификация программного обеспечения и программно–технических комплексов, применяемых в банковской системе.
ОАО "Центр банковских технологий" обеспечивается методическое сопровождение Концепции развития и применения информационных технологий в банковской системе Республики Беларусь на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2008 № 115.
В фокусе Концепции находятся вопросы комплексного использования информационных технологий в банках Республики Беларусь. В первую очередь Концепция призвана определить пути снятия барьеров для реализации комплексных проектов по развитию информационных технологий в банковской системе. Эксперты к числу основных барьеров относят:
отсутствие единых методик эффективности инвестиций в информационные технологии;
отсутствие стандартов по применению информационных технологий;
возрастающий дефицит ИТ-специалистов;
низкий уровень применения ИТ-аутсорсинга.
Концепция ставит основной целью развития и применения информационных технологий повышение качества банковских услуг и определяет перед банковским сообществом ряд задач, решение которых требуется в самое ближайшее время:
развитие единого информационного пространства банковской системы Республики Беларусь;
интеграция единого информационного пространства банковской системы с информационными системами государственных органов, в том числе обеспечивающими обслуживание по принципу «одного окна», а также в целях информационного взаимодействия с надзорными и контролирующими органами;
создание условий для широкого применения банками аутсорсинга услуг в сфере информационных технологий;
создание системы сертификации программных аппаратных средств и внедрение системы аттестации поставщиков услуг для критичных банковских процессов;
переход банков к использованию централизованной архитектуры автоматизированных банковских систем;
внедрение в широкое применение клиентоориентированных технологий и решений, такие как контакт-центры и системы поддержки взаимоотношений с клиентами (CRM);
внедрение в широкое применение форм дистанционного обслуживания, включая Интернет-банкинг и мобильный банкинг;
популяризация применения дистанционных форм обслуживания в среде пользователей банковских услуг;
внедрение эффективных методов управления проектами создания межбанковских автоматизированных информационных систем;
упрощение процедур бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь с учетом перехода на стандарты международной отчетности;
внедрение современных технологий управления банковскими рисками;
создание эффективной системы организационного, научно-методического и кадрового обеспечения использования информационных технологий в банках Республики Беларусь.
Таким образом, трудно переоценить роль информации в современном бизнесе, особенно в банковской деятельности.
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.