3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
Национальный банк Республики Беларусь
В настоящее время в Национальном банке внедрены технология автоматизированного сбора и обработки отчетности, поступающей от банков и структурных подразделений Национального банка, и информационное обеспечение результатами обработки банковской отчетности структурных подразделений Национального банка и ряда органов государственного управления.
Технологически схема сбора, представления и обработки банковской отчетности является территориально распределенной и включает:
центральную часть приема и обработки банковской отчетности в Национальном банке;
локальные узлы сбора и представления банковской отчетности в головных банках.
В Национальном банке в составе информационной системы применяемые инструменты автоматизации объединены в рамках подсистемы сбора и обработки банковской отчетности.
В основу подсистемы положены принципы унификации форм отчетности, систематизации технологических процессов сбора, контроля и загрузки данных в базу, классификации показателей деятельности банковской системы.
Главной особенностью подсистемы сбора и обработки банковской отчетности в Национальном банке является использование гибкого программного инструмента, управляемого посредством настройки системы параметров. В настоящее время организация полного технологического цикла приема и обработки вновь вводимой формы банковской отчетности занимает несколько дней.
Подсистема имеет модульную структуру и включает в себя ряд функциональных и сервисных модулей. В качестве почтовой среды применяется электронная почта ProCarry.
Эксплуатация подсистемы включает сбор отчетной информации в электронном виде от банков и структурных подразделений Национального банка, входной контроль данных и их загрузку в базу данных экономических показателей. На основе собранной информации формируются сводные выходные отчеты для анализа и принятия управленческих решений структурными подразделениями и руководством Национального банка.
В процессе сбора отчетов организована автоматизированная обратная связь с их источниками. По результатам входного контроля в адрес отправителя отчета направляется квитанция о приеме или протокол ошибок.
Основными источниками данных для подсистемы являются банки и структурные подразделения Национального банка.
Упрощенный алгоритм существующей сегодня общей схемы сбора и обработки банковской отчетности включает:
формирование отчета в банке;
отправку отчета по электронной почте ProCarry в Национальный банк;
загрузку и логический контроль отчета в Национальном банке;
отправку банку протокола ошибок или квитанции о приеме отчета;
повторение цикла до получения квитанции об успешном приеме отчета;
представление информации (в виде выходных форм или исходных отчетов) заказчикам;
контроль полученных отчетов заказчиками в Национальном банке;
оповещение банка о необходимости переслать отчет;
повторение цикла до получения квитанции об успешном приеме отчета и согласования с заказчиком;
получение заказчиками согласованных выходных форм отчетности.
Таким образом, основными автоматизируемыми процессами в АС ПБО являются:
ввод данных;
обработка данных;
хранение данных;
представление информации;
транспортировка информации;
защита данных и информации.
Ввод данных – это процесс сбора информации для ее последующей обработки, хранения, представления в АС ПБО и транспортировки. Источниками данных могут быть различные внутренние информационные автоматизированные системы банка, а также авторизованные в системе пользователи.
Обработка данных определяется как операция, выполняемая программным процессом на основании программных инструкций и направленная на преобразование вводимой информации в хранимые или выходные данные.
Хранение данных – это программный процесс, обеспечивающий сохранность, доступность и неизменность данных, введенных в хранилище информации. Составной частью процесса хранения данных является обеспечение протоколирования действий с хранимыми данными, а также предоставление возможности просмотра истории корректировки данных, причин их изменения и наличие поступивших на корректировку разрешений.
Представление информации – это программный процесс, обеспечивающий Национальный банк и пользователей в банке необходимой информацией в формате соответствующей регламенту передачи отчетности или запросу. Программные решения, необходимые для выполнения этого процесса, должны обладать свойствами, позволяющими формировать отчетность, удовлетворяющую потенциальным потребностям различных групп пользователей этой отчетности. Перспективными пользователями отчетности могут быть как управленческий персонал банка, так и акционеры, клиенты, кредиторы, потенциальные инвесторы и вкладчики, надзорные и контролирующие организации, поэтому процессы, формирующие отчетность, должны иметь возможность адаптивной настройки на информационные потребности потенциальных пользователей.
Транспортировка информации – это процесс обмена данными между источниками данных и / или процессами, обеспечивающими представление информации в Национальный банк и пользователям системы.
Защита данных и информации – это комплекс мер, направленный на защиту от несанкционированного доступа и изменения программных средств и информации, содержащихся в хранилище данных и электронных документах. В связи с увеличивающимся количеством случаев мошенничества с использованием информационных систем эта проблема в настоящее время приобретает особое значение.
Обеспечение безопасности автоматизированной системы сбора и представления банковской отчетности решается посредством реализации следующих основных мер:
внедрение системы паролей и разграничения уровней доступа к информации, позволяющей идентифицировать автоматизированный канал ввода/вывода информации или пользователя и регламентировать возможности введения новых или изменения хранимых данных, а также представления информации;
применение средств криптографической защиты информации, включая шифрование конфиденциальных данных и электронную цифровую подпись, обеспечивающих защиту от несанкционированных модификаций и утечки информации;
применение антивирусных средств защиты.
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.