logo
TEKST_LEKTsIJ_po_______ABU

1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.

Под расчетно-кассовыми операциями понимают ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению.

Учитывая, что для юридических лиц в нашей стране наличные деньги подлежат обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках хранение средств на счетах в банках, то функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности банка.

Следовательно, необходимо иметь представление о технологии и алгоритмах расчетно-кассового обслуживания, решении соответствующих задач в автоматизированных банковских системах, обработке первичных документов, порядке учета операций и формировании отчетности.

Задачи модуля расчетно-кассового обслуживания:

– учет данных о клиентах банка;

– ведение счетов клиентов;

– проверка состояния счетов клиентов;

– подготовка для клиентов выписки по состоянию счетов и операциям;

– обработка первичных документов различных видов;

– проведение межбанковских расчетов;

– ведение картотек документов;

– расчет и взимание комиссии с клиентов за проведение операций;

– формирование отчетности.

Типовая структура модуля расчетно-кассового обслуживания имеет следующий вид (рисунок 7).

Рисунок 7Типовая структура модуля расчетно-кассового

обслуживания

Рассмотрим технологию решения указанных задач на примере автоматизированной системы «СТ.БАНК.ИТ», разработанной ООО «Системные технологии».

Запуск системы осуществляется исполняемым файлом системы, который выбирается из меню программ. Для входа в систему необходима регистрация. Регистрацию пользователей производит администратор системы. Менеджмент пользователей, обладающих правами на доступ в систему, осуществляется в специальном справочнике «Пользователи».

После регистрации при входе пользователя в систему на экран выводится главное меню системы.

Меню является многоуровневым. Первый уровень – главное меню системы – содержит перечень основных пунктов меню: файл, задачи; пользователи; отчеты, и др. пункты, дающие сервисные возможности (правка, вид, формат).

  1. Меню «Файл» содержит следующие режимы:

– режим «Смена пароля» (позволяет изменить пароль пользователя системы);

– режим «Установка пользователя» (позволяет получить отчет по правам пользователей);

– режим «Шрифт» (позволяет установить необходимые параметры шрифта);

– режим «Просмотр печати» (отображает текущую страницу в том виде, в каком она будет выглядеть при печати);

– режим «Печать» (позволяет вывести на печать текущий документ);

– режим «Установки принтера» (позволяет установить необходимые параметры принтера);

– режим «Экспорт» (позволяет экспортировать данные в файл, т.е. записать) и т.д.

  1. Меню «Задачи» содержит такие функции, как:

– Задача Администратор, в которой осуществляется настройка параметров программы. Содержит подзадачи «Банк», «Справочники», «Сервис», «Баланс», «Начало дня».

Подзадача «Банк» включает 4 функции «Паспорт», «Пользователи», «Роли и службы», «Структура банка».

Основная информация, уникальная для каждого филиала или банка содержится в режиме «Паспорт» (наименование, БИК, кор или субкор счета и т.п.).

В режиме «Структура банка» находится список структурных подразделений банка (филиалов, отделений, РКЦ и др.).

Подзадача «Баланс» имеет два подрежима, первый из которых позволяет пересчитать баланс за период, второй проверяет правильность пересчета баланса.

Операции, которые содержатся в подзадаче «Начало дня» выполняются поочередно для успешного открытия нового дня.

Эти операции необходимо выполнить после того, как произошла смена даты в паспорте. Причем, после смены даты, поле «День открыт» автоматически обнуляется и пользователи, при попытке войти в систему, будут получать сообщение: «Новый операционный день не начат».

– Задача «Документы дня» (отображает таблицу реквизитов документов, открытых за операционный день). Содержит полный перечень документов, исполь­зуемых в системе. Документ является основой любого движения счетов внутри банка. На основании документов различных типов формируются проводки по перемещению средств с одного счета на другой. Содержит также подрежимы, позволяющие осуществить просмотр и печать документов и т.п.

– Задача «Карточки клиентов» – позволяет регистрировать новых клиентов и их счета, просматривать, редактировать информацию о клиентах, формировать и печатать выписки по счету, осуществлять начисление процентов по остаткам на счетах клиентов и др.

– Задача «Счета клиентов» позволяет также осуществлять перечисленные выше манипуляции со счетами клиентов.

– Задача «Справочники». В систему достаточно большое количество справочников: «Кассовые символы», «Валюта» (коды валют), «Виды деятельности», «Формы собственности», «План счетов», «Тарифы», «Справочник БИК» и др., данные которых используются при учете операций. Для просмотра и ре­дактирования справочники доступны из главного меню. Практически все справочники для удобства работы вызываются из соответствующих полей в формах сделок.

  1. Меню «Пользователи» служит для регистрации пользователей системы, учета и предоставления прав на объекты, счета и функции.

  2. Меню «Отчеты» содержит список отчетов, используемых в системе. Все отчетные формы распределены по группам в зависимости от их вида и на­значения.

После выбора нужного пункта меню высвечивается зависимое подменю, раскрывающее перечень элементов или функций, входящих в данную группу. Если напротив пункта в подменю стоит значок ►, то это свидетельствует о том, что данный пункт не является конечным и имеет следующий уровень.

При работе с программой могут встречаться ситуации, когда наименования некоторых пунктов имеют блеклый вид. Это говорит о том, что в настоящее время выполнение данного действия (функции) невозможно.

Какая бы информация не вводилась в систему, первоначально она фиксируется в форме описания соответствующего объекта. Просмотреть, какие однотипные объекты и какая информация по ним зарегистрированы в системе, можно в одноименной таблице. Формы описания объектов и таблицы с объектами составляют большинство окон системы. Поскольку в системе реализованы единые правила работы с формами и таблицами, которые не зависят от их содержания, то рас­смотрим более подробно особенности этой работы и основные элементы пользовательского интерфейса.

Информация по любому объекту может заполняться и редактироваться как в списке, так и в диалоге формы или обоими способами. Форма всегда вызывается из таблицы, в которой представлены данные по этому объекту.

В списках объектов имеется возможность искать, фильтровать и сортировать записи. Для этого реализованы специальные процедуры поисков, фильтров и сортировок.

Перед началом работы необходимо заполнить таблицы общесистемных параметров настройки и справочников системы.

Справочник – функционально-ориентированный массив постоянной информации с однородной структурой. В одном справочнике хранится информация о клиентах, в другом – план счетов банка и т.д. Как я уже отмечала, для работы со справочниками следует выбрать режим «Справочники» в главном меню системы.

В одной из прошлых лекций мы рассматривали справочники и отмечали, что все справочники можно условно разделить на два типа: служебные и пользовательские. К служебным справочникам относятся те, которые описывают бухгалтерские и административные параметры системы, а к пользовательским – те, которые используются ответственными исполнителями в повседневной работе.