5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
на основании платежных требований
Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара, взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.
Платежные требования применяются при осуществлении внутренних банковских переводов денежных средств, а при наличии международных договоров (соглашений) – и при осуществлении международных переводов.
При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма расчетов.
Под акцептом понимается предварительное согласие плательщика, выраженное в форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель.
Форма расчетов посредством платежных требований с акцептом используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги), в иных случаях – по усмотрению сторон и устанавливается в договоре между бенефициаром и плательщиком.
Безакцептная форма расчетов используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.
Платежное требование составляется на бланках установленной формы Инструкции и представляется в банк-получатель в двух экземплярах, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между банком и клиентом.
Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара согласно заявленным в банк-получатель образцам подписей и оттиска печати.
Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается) с реестром, оформленным в двух экземплярах (реестр может не оформляться, если бенефициаром по платежному требованию является банк).
Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в платежном требовании, несет бенефициар.
Допускается передача бенефициаром платежных требований и реестров в банк-получатель в электронном виде. Платежные требования, поступившие от бенефициара в банк-получатель в электронном виде (сформированные банком-получателем в электронном виде), могут быть переданы банком-получателем в банк-отправитель в электронном виде. В случае отсутствия возможности передачи между банками платежных требований в электронном виде банк-получатель формирует на бумажном носителе копии платежного требования в двух экземплярах для направления в банк-отправитель. На всех экземплярах копий платежных требований на бумажном носителе банком-получателем перед реквизитами, содержащими наименование, номер, дату расчетного документа, переданного в электронном виде, производится надпись «Копия».
Копии платежных требований используются и оформляются банками в порядке, предусмотренном для платежных требований на бумажном носителе. Для подтверждения подлинности платежного требования используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.
При приеме на инкассо платежного требования от клиента банк-получатель проверяет правильность оформления платежного требования (соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам в платежных требованиях на бумажных носителях; подлинность и целостность платежных требований, переданных в электронном виде; заполнение обязательных реквизитов). На всех экземплярах платежного требования проставляется фактическая дата представления, штамп банка-получателя.
На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платежных требований в банк-получатель. Первый экземпляр реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя, – возвращается бенефициару в подтверждение приема документов.
По платежным требованиям, переданным в электронном виде, банк-получатель направляет в электронном виде подтверждение бенефициару о приеме их на инкассо.
При поступлении платежного требования банк-отправитель проверяет заполнение обязательных реквизитов, наличие штампа банка-получателя или подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде.
Непринятые банком-отправителем платежные требования не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, направляются в банк-получатель для выдачи бенефициару. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования делается запись о причине его неисполнения, которая заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.
По непринятым платежным требованиям в банк-получатель может направляться сообщение о причине непринятия к исполнению с указанием номера, даты, суммы и валюты перевода платежного требования, номеров счетов и наименований плательщика и бенефициара.
Платежные требования, не принятые к исполнению, регистрируются в отдельном журнале с указанием наименования и номера счета бенефициара, номера, даты и суммы требования, наименования банка-получателя и/или его банковского идентификационного кода, причины неисполнения платежного требования. Ведение журнала может осуществляться в электронном виде при условии обеспечения сохранности сведений.
По принятым к исполнению платежным требованиям, поступившим в электронном виде, банк-отправитель при необходимости формирует бумажные копии платежных требований в необходимом количестве. На всех экземплярах таких платежных требований на бумажном носителе банком-отправителем производится надпись: «Копия». На всех экземплярах платежного требования, принятого банком-отправителем, проставляется дата его поступления в банк-отправитель. При поступлении платежного требования по окончании банковского дня днем его поступления в банк считается следующий банковский день.
Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика заявления на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно.
В заявлении на акцепт должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований; наименование(я) бенефициара(ов); номер(а) и дата(ы) заключенного(ых) договора(ов), по которому(ым) предполагается оплата платежных требований в день их поступления; расходы по переводу (на чей счет относится вознаграждение (плата) иная информация по договоренности с банком.
Ответственный исполнитель сверяет с заявлением на акцепт платежные требования, поступившие в банк плательщика без исполнительных документов.
Принятые к исполнению платежные требования при наличии достаточной суммы денежных средств на счете плательщика подлежат оплате банком-отправителем в полной сумме. После исполнения на всех экземплярах платежного требования (копии платежного требования) проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя и штамп банка.
Первый экземпляр платежного требования помещается в документы дня банка-отправителя. Второй экземпляр платежного требования направляется плательщику.
Принятые к исполнению платежные требования, для оплаты которых на счете плательщика денежных средств недостаточно, оплачиваются в пределах остатка средств на счете. На всех экземплярах платежного требования ответственным исполнителем банка-отправителя первоначальная сумма зачеркивается и рядом проставляется сумма, в которой платежное требование подлежит оплате. Исправление суммы заверяется подписью ответственного исполнителя. На оборотной стороне всех экземпляров платежного требования делается запись о причине его неисполнения в полной сумме, все экземпляры платежного требования заверяются подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.
При отсутствии денежных средств на счете плательщика платежные требования возвращаются в банк-получатель.
При отсутствии (недостаточности) денежных средств на текущем счете юридического лица приему в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (далее – картотека) подлежат платежные требования в белорусских рублях, в иностранной валюте, оформленные на основании исполнительных документов (за исключением платежных требований на взыскание денежных средств с покупкой, конверсией, продажей).
Для осуществления дебетовых переводов на основании платежных требований в «СТ.БАНК.ИТ» разработаны модули «Электронные платежные требования» и «Платежные требования банка».
Модуль «Электронные платежные требования» является реализацией технологического процесса централизованной передачи между банками в электронном виде:
платежного требования, поступившего от бенефициара в банк-получатель;
извещения о помещении в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» извещений об отзыве, изъятии из картотеки платежного требования.
Платежные требования и связанные с ними сообщения передаются между банками системой BISS .
Модуль «Электронные платежные требования» состоит из следующих задач:
платежные требования исходящие (ввод платежного требования; импорт платежного требования в модуль из других подсистем и модулей; проверка синтаксиса сформированного сообщения; формирование сообщения для обработки модулем «Межбанковский обмен»).
платежные требования входящие (прием входящих сообщений из модуля «Межбанковский обмен» с проверкой по формату; автоматическое формирование сообщения в ответ на принятое платежное требование с последующей отправкой; а также формирование сообщения при помещении платежного требования в картотеку).
Для ведения учета внебалансовых документов по внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» предназначена задача «Внебалансовые документы». Внебалансовый счет 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» открывается автоматически при помещении нового внебалансового документа в картотеку.
Помещение расчетных документов в картотеку к счету 99814 осуществляется в режиме «Новый внебалансовый документ» задачи «Внебалансовые документы».
Для оплаты внебалансового документа следует в списке выделить документ, который необходимо оплатить, и выбрать режим «Оплатить с проводкой по балансу». Поле «Оплата» содержит три варианта (полная оплата; частичная оплата; оплата с начислением пени).
- Тема 1. Организация и технология
- 3. Понятие и классификация автоматизированных банковских
- Тема 2. Основы работы автоматизированных
- 1. Технология создания автоматизированных банковских
- 2. Информационное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 3. Программное обеспечение автоматизированных банковских систем
- 4. Техническое обеспечение автоматизированных банковских систем
- 5. Состав автоматизированных рабочих мест и их взаимосвязь в абс
- Тема 3. Организация операционной работы в банковской автоматизированной системе
- 2. Основные функции комплекса «Операционный день банка»
- 3. Средства администрирования и эксплуатации комплекса
- Тема 4. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Автоматизация расчетной функции банка и принципы
- 2. Порядок организации межбанковских расчетов в
- 1. Система biss.
- 2. Система передачи финансовой информации (спфи).
- 3. Автоматизированная система «Центральный архив межбанковских расчетов» (ас ца мбр).
- 3. Порядок подключения прямых участников межбанковских
- 4. Порядок функционирования ас мбр
- 5. Автоматизация межбанковских расчетов в
- 6. Автоматизация межбанковских расчетов в расчетно-
- 7. Автоматизированная технология обработки платежного
- Тема 5. Автоматизация бухгалтерского учета операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов
- 1. Состав задач модуля расчетно-кассового обслуживания.
- 2. Автоматизация открытия и ведения счетов клиентов
- 3. Организация автоматизации безналичных расчетов
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов платежными
- 5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов
- 6. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов с
- 7. Единое расчетное и информационное пространство
- 8. Автоматизация расчетов с использованием электронных
- 9. Автоматизация приходных и расходных кассовых операций
- 10. Автоматизация операций инкассации денежной выручки
- Тема 6. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета вкладных операций с
- 4. Автоматизация операций начисления и выплаты процентов
- Тема 7. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Характеристика комплекса задач автоматизации
- 2. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций
- Тема 8. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Порядок автоматизация денежных переводов через
- 2. Порядок регистрации и закрытия пункта обслуживания в
- 3. Очередность совершения операций при отправлении
- 4. Очередность совершения операций при выплате денежных
- 5. Расчеты между банком и агентом, центральным аппаратом
- Тема 9. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность заработной платы. Цель, задачи и
- 2. Автоматизация учета численности работников и рабочего
- 3. Виды удержаний из заработной платы
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с персоналом
- Тема 10. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Экономическая сущность и классификация основных
- 2. Оценка основных средств
- 3. Автоматизация бухгалтерского учета операций, связанных с
- 3. Автоматизация начисления амортизации основных средств
- 4. Автоматизация бухгалтерского учета операций банка,
- Тема 11. Автоматизация бухгалтерского учета
- 1. Задачи автоматизации бухгалтерского учета
- 2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 3. Автоматизация приобретения, приемки и оприходования
- 4. Автоматизация хранения и инвентаризации
- 5. Автоматизация отпуска товарно-материальных ценностей
- Тема 12. Подготовка бухгалтерской
- 1. Экономическая сущность и виды отчетности банка
- 2. Цели, задачи и принципы развития автоматизированной
- 3. Технология сбора и представления банковской отчетности в
- 4. Информационные технологии построения модели
- 5. Функциональные возможности подсистемы «ст.Банк.Ит.