logo
TEKST_LEKTsIJ_po_______ABU

5. Автоматизация бухгалтерского учета дебетовых переводов

на основании платежных требований

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара, взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.

Платежные требования применяются при осуществлении внутренних банковских переводов денежных средств, а при наличии международных договоров (соглашений) – и при осуществлении международных переводов.

При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма расчетов.

Под акцептом понимается предварительное согласие плательщика, выраженное в форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель.

Форма расчетов посредством платежных требований с акцептом используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги), в иных случаях – по усмотрению сторон и устанавливается в договоре между бенефициаром и плательщиком.

Безакцептная форма расчетов используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Платежное требование составляется на бланках установленной формы Инструкции и представляется в банк-получатель в двух экземплярах, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между банком и клиентом.

Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара согласно заявленным в банк-получатель образцам подписей и оттиска печати.

Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается) с реестром, оформленным в двух экземплярах (реестр может не оформляться, если бенефициаром по платежному требованию является банк).

Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в платежном требовании, несет бенефициар.

Допускается передача бенефициаром платежных требований и реестров в банк-получатель в электронном виде. Платежные требования, поступившие от бенефициара в банк-получатель в электронном виде (сформированные банком-получателем в электронном виде), могут быть переданы банком-получателем в банк-отправитель в электронном виде. В случае отсутствия возможности передачи между банками платежных требований в электронном виде банк-получатель формирует на бумажном носителе копии платежного требования в двух экземплярах для направления в банк-отправитель. На всех экземплярах копий платежных требований на бумажном носителе банком-получателем перед реквизитами, содержащими наименование, номер, дату расчетного документа, переданного в электронном виде, производится надпись «Копия».

Копии платежных требований используются и оформляются банками в порядке, предусмотренном для платежных требований на бумажном носителе. Для подтверждения подлинности платежного требования используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.

При приеме на инкассо платежного требования от клиента банк-получатель проверяет правильность оформления платежного требования (соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам в платежных требованиях на бумажных носителях; подлинность и целостность платежных требований, переданных в электронном виде; заполнение обязательных реквизитов). На всех экземплярах платежного требования проставляется фактическая дата представления, штамп банка-получателя.

На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платежных требований в банк-получатель. Первый экземпляр реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя, – возвращается бенефициару в подтверждение приема документов.

По платежным требованиям, переданным в электронном виде, банк-получатель направляет в электронном виде подтверждение бенефициару о приеме их на инкассо.

При поступлении платежного требования банк-отправитель проверяет заполнение обязательных реквизитов, наличие штампа банка-получателя или подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде.

Непринятые банком-отправителем платежные требования не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, направляются в банк-получатель для выдачи бенефициару. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования делается запись о причине его неисполнения, которая заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

По непринятым платежным требованиям в банк-получатель может направляться сообщение о причине непринятия к исполнению с указанием номера, даты, суммы и валюты перевода платежного требования, номеров счетов и наименований плательщика и бенефициара.

Платежные требования, не принятые к исполнению, регистрируются в отдельном журнале с указанием наименования и номера счета бенефициара, номера, даты и суммы требования, наименования банка-получателя и/или его банковского идентификационного кода, причины неисполнения платежного требования. Ведение журнала может осуществляться в электронном виде при условии обеспечения сохранности сведений.

По принятым к исполнению платежным требованиям, поступившим в электронном виде, банк-отправитель при необходимости формирует бумажные копии платежных требований в необходимом количестве. На всех экземплярах таких платежных требований на бумажном носителе банком-отправителем производится надпись: «Копия». На всех экземплярах платежного требования, принятого банком-отправителем, проставляется дата его поступления в банк-отправитель. При поступлении платежного требования по окончании банковского дня днем его поступления в банк считается следующий банковский день.

Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика заявления на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно.

В заявлении на акцепт должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований; наименование(я) бенефициара(ов); номер(а) и дата(ы) заключенного(ых) договора(ов), по которому(ым) предполагается оплата платежных требований в день их поступления; расходы по переводу (на чей счет относится вознаграждение (плата) иная информация по договоренности с банком.

Ответственный исполнитель сверяет с заявлением на акцепт платежные требования, поступившие в банк плательщика без исполнительных документов.

Принятые к исполнению платежные требования при наличии достаточной суммы денежных средств на счете плательщика подлежат оплате банком-отправителем в полной сумме. После исполнения на всех экземплярах платежного требования (копии платежного требования) проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя и штамп банка.

Первый экземпляр платежного требования помещается в документы дня банка-отправителя. Второй экземпляр платежного требования направляется плательщику.

Принятые к исполнению платежные требования, для оплаты которых на счете плательщика денежных средств недостаточно, оплачиваются в пределах остатка средств на счете. На всех экземплярах платежного требования ответственным исполнителем банка-отправителя первоначальная сумма зачеркивается и рядом проставляется сумма, в которой платежное требование подлежит оплате. Исправление суммы заверяется подписью ответственного исполнителя. На оборотной стороне всех экземпляров платежного требования делается запись о причине его неисполнения в полной сумме, все экземпляры платежного требования заверяются подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

При отсутствии денежных средств на счете плательщика платежные требования возвращаются в банк-получатель.

При отсутствии (недостаточности) денежных средств на текущем счете юридического лица приему в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (далее – картотека) подлежат платежные требования в белорусских рублях, в иностранной валюте, оформленные на основании исполнительных документов (за исключением платежных требований на взыскание денежных средств с покупкой, конверсией, продажей).

Для осуществления дебетовых переводов на основании платежных требований в «СТ.БАНК.ИТ» разработаны модули «Электронные платежные требования» и «Платежные требования банка».

Модуль «Электронные платежные требования» является реализацией технологического процесса централизованной передачи между банками в электронном виде:

 платежного требования, поступившего от бенефициара в банк-получатель;

 извещения о помещении в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» извещений об отзыве, изъятии из картотеки платежного требования.

Платежные требования и связанные с ними сообщения передаются между банками системой BISS .

Модуль «Электронные платежные требования» состоит из следующих задач:

 платежные требования исходящие (ввод платежного требования; импорт платежного требования в модуль из других подсистем и модулей; проверка синтаксиса сформированного сообщения; формирование сообщения для обработки модулем «Межбанковский обмен»).

 платежные требования входящие (прием входящих сообщений из модуля «Межбанковский обмен» с проверкой по формату; автоматическое формирование сообщения в ответ на принятое платежное требование с последующей отправкой; а также формирование сообщения при помещении платежного требования в картотеку).

Для ведения учета внебалансовых документов по внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» предназначена задача «Внебалансовые документы». Внебалансовый счет 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» открывается автоматически при помещении нового внебалансового документа в картотеку.

Помещение расчетных документов в картотеку к счету 99814 осуществляется в режиме «Новый внебалансовый документ» задачи «Внебалансовые документы».

Для оплаты внебалансового документа следует в списке выделить документ, который необходимо оплатить, и выбрать режим «Оплатить с проводкой по балансу». Поле «Оплата» содержит три варианта (полная оплата; частичная оплата; оплата с начислением пени).